Что нужно знать о нацпроектах

0

Власти в очередной раз приступили к решению накопившихся проблем: с 2019 года запущены 12 нацпроектов, плюс – глобальный план модернизации инфраструктуры. Импульс формированию современного пакета нацпроектов был дан указом президента от 7  мая 2018 года («О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»). В этом же документе определены и направления для первоочередного приложения сил, которые, в общем, очевидны и неспециалистам.

Заштопать дыры?

Качество экономического роста последних лет не устраивает никого, тем более что арифметический прирост ВВП, близкий, впрочем, к единице, почему-то никак не влияет на повышение уровня жизни населения, доходы которого снижаются пятый год подряд. А потому явно требуется заштопать дыры в гуманитарной (демография, медицина, культура, наука, образование, экология) и экономической  сферах (МСП, производительность труда, несырьевой экспорт). Очевидно, нужно объединить российские территории доступным сообщением. Дань времени – проект по цифровизации (в основном в области администрирования).

В своем выступлении на февральском инвестиционном форуме в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев оценил глобальный замысел так: «Национальные проекты — это один из путей к решению … проблем, чтобы люди не терпели, что называется, до светлого будущего, а чувствовали результат каждый день… Нацпроекты — это единая матрица, в которую мы постарались вложить всю жизнь страны. Никогда за историю современной России не делалось ничего подобного». К сожалению, далеко не все эксперты готовы поддержать посыл заявления премьера.

Александр Широв,

заместитель директора ИНП РАН, д.э.н.

В последние два года многие экономисты, как правительственные, так и неправительственные говорили о том, что нам требуются дополнительные действия в области экономической политики, которые смогли бы сначала вызвать некоторый начальный рост экономики, а потом обеспечить нам ускорение экономического роста. Проблема состояла в том, что регулярные меры экономической политики – денежно-кредитная политика, бюджетная политика и т.д., к сожалению, не могли быть инициаторами этого ускорения темпов экономического роста, потому что в экономике очень много структурных дисбалансов, технологических разрывов и так далее.

И многие говорили про идею национальных проектов, то есть, таких проектов, которые бы связали между собой в общую макроэкономическую политику региональную политику, политику в отношении развития отдельных секторов экономики и в конечном счёте привели бы к определённому результату. И мы увидели набор этих национальных проектов. В чём проблема.

Суммарно все эти проекты весят примерно 24 триллиона рублей в период до 24 года. Так вот, накопленный ВВП нашей страны за этот превысит 750 триллионов рублей. Соответственно, 24 триллиона и 750 триллионов – понятно, что вклад не может быть радикальным. К сожалению, мы должны констатировать, что тот набор программ, который сейчас есть, с одной стороны исходит из предположения о том, что государственные ресурсы могут разогнать экономику, а, на мой взгляд, это неправильно, а во-вторых, он исходит из того, что этот ограниченный набор средств, который мы запускаем в эти национальные проекты, может что-то радикально изменить в экономике.

Так или иначе, объём финансирования программ – крупнейший в новой России – 25,7 триллиона рублей. Распределяться деньги будут следующим образом: 10,1 трлн вложат в развитие экономики, 9,9 трлн – в обустройства комфортной среды для жизни и 5,7 трлн – в человеческий капитал.

«Заболтать» не дадут?

С точки зрения администрирования новый проектный цикл выстроен более жестко. Курирование каждого проекта предусмотрено на уровне вице-премьера. Главным штабом управления проектами является федеральный Проектный офис, его аналоги созданы в профильных министерствах и в регионах – там их возглавляют руководители администраций, они же и отвечают персонально за реализацию нацпроектов на  своем «участке».

Проектный подход как метод  комплексного преобразования для российского правительства не нов: в период 2008-2012 годов приоритетные «дыры» жизнеустройства пытались закрыть таким же способом. Но перечень основных «болевых точек» – здравоохранение, образование, обеспечение жильем – перекочевал и на новый этап. Премьер-министр признал, что проектный метод – «плохой, но ничего лучшего у нас нет». Официально паспорта нацпроектов были утверждены еще в конце декабря. Однако вплоть до начала февраля шла активная работа по их «доводке» как содержательной (ряд позиций «гулял» — то дополнялся к списку задач, то исключался из него), так и финансовой. Можно предположить, что представленные в феврале цифры также не окажутся окончательными.

Основная финансовая нагрузка по обслуживанию нацпроектов придется на федеральный бюджет – 13,158 трлн рублей. Зафиксирована приоритетность выделения средств на эти цели. Эксперты отмечают, что стартовавший проектный цикл существенно ограничен «бюджетным правилом».  Из  свежих ресурсов  поступления средств — повышение с 1 января НДС с 18% до 20%, а также экономия за счет повышения на пять лет пенсионного возраста. Именно нуждами нацпроектов эксперты объясняют оперативность проведения пенсионной реформы.

Структура нацпроектов из нового пакета – набор реперных показателей с указанием крайних сроков (обычно в формате — «до 31 декабря») их достижения. Специалисты насчитали более 1300 таких показателей. Помимо них указаны и более глобальные целевые ориентиры, их несколько сотен.

Региональные бюджеты также будут привлечены к финансированию нацпроектов. На их долю расписали расходы на 4,9 трлн руб. Это, по понятным причинам, вызывает недовольство местных властей, а также служит поводом для инициирования торга по предоставлению различных льгот.

Эксперты указывают на явную некорректность некоторых ориентиров. Часть из них очевидно занижена (видимо, для облегчения задачи последующего рапорта об исполнении), часть – нереалистично завышена.

Жизнь взаймы у будущих поколений

Андрей Коротаев,

ведущий научный сотрудник Международной лаборатории демографии и человеческого капитала НИУ ВШЭ и РАНХиГС

Есть ощущение, что нацпроект готовился в большой спешке, во всяком случае, без широкого обсуждения специалистами. Конфигурация его ключевых целевых показателей – роста рождаемости и увеличения продолжительности жизни – формирует весьма спорный тренд.

Значение целевого коэффициента по рождаемости (число детей на одну женщину) – 1,7 – представляется явно заниженным. Это показатель даже заметно ниже того, что мы уже достигали в 2015 году (1,78), прежде чем вновь начался откат. Для обеспечения устойчивого прироста населения значение коэффициента должно быть выше 2,0 детей на одну женщину. А вот целевой показатель продолжительности жизни откровенно завышен: формально он будет рассчитан позже, но вряд ли он сможет отличаться от установленного в пункте 1б майского указа президента – 78 лет. Получается, что положительный естественный прирост населения предполагается обеспечить за счет увеличения продолжительности жизни. Если столь экзотический тренд будет одобрен, то в случае не очень вероятного его успеха это будет фиксация жизни взаймы у будущих поколений: откладывание проблемы естественной убыли «на потом».

В качестве  ориентира продолжительности жизни, насколько мне известно, был взят опыт Кубы, где планка в 78 лет была достигнута много лет назад. Но надо учитывать, что в этой не самой богатой стране доля госрасходов на здравоохранение в ВВП в три раза выше, чем в России. Завышенную планку, если она у нас будет установлена, есть смысл рассматривать как стимул для лоббирования  увеличения расходов на здравоохранение, развертывания антиалкогольных и антитабачных мер. И это, безусловно,  даст положительный эффект.

Со стимулированием рождаемости тоже непросто. Тут, наверное, прежде всего речь может идти о жилищных мерах. В мировой практике такого рода опыт дал неоднозначные результаты. Но в России, как выяснилось, эти меры неплохо работают. Так, инструмент материнского капитала хорошо сработал в сельской местности, потому что там на эту сумму можно реально улучшить жилищные условия, например, купить дом. Уже хуже этот инструмент сработал в райцентрах, еще хуже – в областных центрах. В миллионниках совсем плохо, а в Москве и в Питере практически совсем не сработал.

Но у нас есть очень удачный опыт Сахалина: за несколько лет регион, отстававший по показателю рождаемости от среднероссийских значений, смог выйти в лидеры – 2,16 детей на женщину в 2016 году. Там, в первую очередь, были задействованы именно жилищный меры, которые оказались эффективными и в достаточно больших населенных пунктах типа Южно-Сахалинска. Меры весьма неслабые. Уже при рождении первого ребенка  — сниженная до 3,5% ставка по ипотеке, плюс еще 500 тыс. рублей на первый взнос  по ипотеке. При рождении второго  — уже миллион. А при появлении третьего ребенка — практически бесплатная ипотека, плюс погашение половины долга в пределах двух миллионов рублей. В качестве дополнительных мер молодым семьям предоставлялись «подъемные» в размере 55 тыс. рублей при рождении первого ребенка (110 тыс. – для студенческих семей). Ощутимая поддержка оказывается и многодетным семьям. Меры, конечно, дорогие. Но та же Москва могла бы себе позволить нечто подобное.

Теоретически финансовым ресурсом стимулирования рождаемости остается, скажем, повышение акцизов на табак.  Если увеличить его до уровня  Болгарии или Румынии,  в масштабах России речь может идти о сумме примерно в триллион рублей дополнительных доходов бюджета – их бы как раз хватило на новые эффективные меры поддержки рождаемости «сахалинского» типа, да и смертность бы они заметно понизили. Но этот маневр нужно было  осуществлять раньше. После пенсионной реформы лимит подобных непопулярных мер на долгое время исчерпан.

Невыполнимые нацпроекты?

Критической оценке подвергаются не только отдельные показатели, но и целые проекты. Так, в частности, проект «Жилье» участниками ноябрьского Госсовета был определен как невыполнимый. Критика досталась и идее в целом. По оценке главы Счетной палаты Алексея Кудрина, задачи предыдущего пакета нацпроектов были исполнены лишь на 70%.

В ходе январского Гайдровского форума он подверг сомнению сам формат нацпроектов: «В «Основных направлениях деятельности правительства» сказано, что каждой национальной цели будет посвящен отдельный план действий, который будет расписан детально. Таким образом, у нас еще один формат документа появляется – Планы выполнения национальных целей, и они будут шире, чем нацпроекты». Главная содержательная претензия состоит в том, что нацпроекты не обеспечивают выполнение национальных целей. Например, по его мнению, весьма показательно отсутствие в списке нацпроектов такого направления как борьба с бедностью. Много вопросов к проекту развития малого и среднего предпринимательства.

Стимул к «обелению»

Вера Баринова,

заведующий Лабораторией исследований проблем предпринимательства Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС

Для адекватной оценки степени достижимости показателей нацпроекта необходимо иметь полный доступ к методологии их расчета. К сожалению, ни для показателя по экспорту, ни для доли МСП в ВВП методология не выложена в открытый доступ, соответственно, можно лишь экспертно оценить степень возможности их достижения.

На основании анализа мероприятий нацпроекта по МСП и других нацпроектов, которые могут оказать влияние на сферу МСП, достижение этих показателей возможно частично. Скорее всего, целевые показатели не будут достигнуты в полном объёме. Кроме того, говоря о показателе доли МСП в ВВП важно понимать, что этот показатель сильно зависит от структуры экономики в целом.

Вместе с тем, разница в методике расчетов позволяет варьировать итоговый результат, приближая его к целевому значению. По нашим исследованиям 2018 года (есть в печати. – Ред.), доля МСП в ВВП России без учета государственного и финансового сектора, следуя методике экспертов ОЭСР, уже сейчас составляет около 39%.

Что касается целевого показателя по численности занятых, он более реален и, скорее всего, будет достигнут при условии грамотного проведения политики легализации, прежде всего, самозанятых, которая должна  не подталкивать уход предпринимателей в тень, а, напротив, с помощью стимулов способствовать «обелению» и официальному оформлению работников. Также необходимы мероприятия по популяризации предпринимательства среди населения и по смягчению контрольно-надзорной деятельности в отношении бизнеса.

Эксперты также отмечают высокую коррупциогенность ряда позиций из пакета нацпроектов. Реализация масштабных преобразований невозможна без участия бизнеса. По оценке главы правительства, уже проработаны 250 предложений от предпринимателей на общую сумму 12 трлн рублей. Запуск большинства нацпроектов состоялся 1 января этого года (несколько начаты осенью  2018 года). Дата окончания у всех одинакова — 31 декабря 2024 года. В течение первого года реализации проектов, 2019-го, по большинству из них запланирована работа по подготовке нормативной и методической базы.

Общие данные нацпроектов

Срок реализации: до 31 декабря 2024

Демография

Стоимость проекта – 3105,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 2973,4 млрд. Куратор — зампред правительства Татьяна Голикова. Руководитель – министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Цели проекта:

— увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет;

— увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 на одну женщину;

— увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни;

— увеличение до 55% доли граждан, систематически занимающихся

физической культурой и спортом.

5 составляющих

Финансовая поддержка семей при рождении детей – 2688,4 млрд руб.

Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет – 164,3 млрд руб.

Старшее поколение – 8,8 млрд руб.

Укрепление общественного здоровья – 3,7 млрд руб.

Спорт-норма жизни – он 150 млрд руб.

Безопасные и качественные автомобильные дороги

Стоимость проекта – 4779,7 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 440,9 млрд. Куратор – зампред правительства Максим Акимов. Руководитель – министр транспорта Евгений Дитрих.

Цели проекта:

— увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих

нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50%;

— снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального значения,

работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10%;

— снижение количества мест концентрации ДТП на дорожной сети в два раза;

— снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза — до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 г. — стремление к нулевому уровню смертности).

4 составляющих

Дорожная сеть – 4438,7 млрд руб.

Общесистемные меры развития дорожного хозяйства – 279,5 млрд руб.

Безопасность дорожного движения – 55,9 млрд руб.

Автомобильные дороги Минобороны России – 5,6 млрд руб.

Жилье и городская среда

Стоимость проекта –1066,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 891 млрд.Куратор – зампред правительства Виталий Мутко. Руководитель – министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев.

Цели проекта:

— обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому менее 8%;

— увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год;

— кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение  количества городов с неблагоприятной средой в два раза;

— создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30%;

— обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

4 составляющих

Ипотека – 2019 г. – 9,2 млрд руб., 2020 г. – 11,5 млрд руб.

Совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства

Жилье – 271, 2 млрд руб.

Формирование комфортной городской среды – 287,8 млрд руб.

Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда –507,2  млрд руб.

Здравоохранение

Стоимость проекта – 1725,8 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 1366,7млрд. Куратор – зампред правительства Татьяна Голикова. Руководитель – министр здравоохранения Вероника Скворцова.

Цели проекта:

Снижение смертности населения (на 100 тыс. человек):

— трудоспособного возраста  — от 484,5 до 350 случаев;

— от болезней системы кровообращения  — от 587,6 до 450 случаев;

— от новообразований, в том числе от злокачественных, — от 200,6 до 185 случаев.

Снижение младенческой смертности от 5,6 до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей.

Ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год.

8 составляющих

Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи – 62,5 млрд руб.

Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями – 75,2 млрд руб.

Борьба с онкологическими заболеваниями – 969  млрд руб.

Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям – 211,2 млрд руб.

Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами – 166,1 млрд руб.

Развитие сети  национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий – 63, 9 млрд руб.

Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) – он 177,7 млрд руб.

Развитие экспорта медицинских услуг –0,2 млрд руб.

Культура

Стоимость проекта – 113,5 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 109,7 млрд.Куратор – зампред правительства Ольга Голодец. Руководитель – министр культуры Владимир Мединский.

Цели проекта:

— увеличение на 15% числа посещений организаций культуры;

— увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 5 раз.

3 составляющих

Культурная среда – 84 млрд руб.

Творческие люди –22, 6 млрд руб.

Цифровая культура –6,8 млрд руб.

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы

Стоимость проекта – 481,5 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 416, 2 млрд. Куратор – первый зампред правительства — министр финансов Антон Силуанов. Руководитель – министр экономического развитии Максим Орешкин.

Цели проекта:

— увеличение численности занятых в сфере МСП до 25 млн человек;

— увеличение доли  МСП в ВВП до 32,5%;

— увеличение доли экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта до 10%.

5 составляющих

Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности – 2,5 млрд руб.

Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию – 261,8 млрд руб.

Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства – 167,9 млрд руб.

Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации – 40,8 млрд руб.

Популяризация предпринимательства – 8,5 млрд руб.

Наука

Стоимость проекта 636 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 404,8 млрд. Куратор — зампред правительства Татьяна Голикова.  Руководитель — министр науки и высшего образования Михаил Котюков.

Цели проекта:

— обеспечение присутствия России в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в приоритетных отраслях;

— обеспечение привлекательности работы в России для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей;

— опережающее по сравнению с ростом ВВП увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки.

3 составляющих:

Развитие научной и научно-производственной кооперации – 215 млрд руб.

Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок – 350 млрд руб.

Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок – 70,9 млрд руб.

Образование

Стоимость проекта – 784,5 млрд руб., в том числе из федерального бюджета –723,3 млрд.Куратор – зампред правительства Татьяна Голикова. Руководитель – министр просвещения – Ольга Васильева.

Цели проекта:

— обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования,

вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира

по качеству общего образования;

— воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности

на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской

Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

10 составляющих

Современная школа – 295,1 млрд руб.

Успех каждого ребенка – 80, 5 млрд руб.

Поддержка семей, имеющих детей – 8,5 млрд руб.

Цифровая образовательная среда – он 79,8 млрд руб.

Учитель будущего – он 15,4 млрд руб.

Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования) – он 156,2 млрд руб.

Новые возможности для каждого – 9,2 млрд руб.

Социальная активность – 27,3 млрд руб.

Экспорт образования – 107,5 млрд руб.

Социальные лифты для каждого – 4,7 млрд руб.

Производительность труда и поддержка занятости

Стоимость проекта – 52,1 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 45,7 миллиарда. Куратор – первый зампред правительства Антон Силуанов. Руководитель – министр экономического развития Максим Орешкин.

Цели проекта: 

— рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год;

— увеличение количества привлеченных к участию в реализации национального проекта субъектов РФ с 16 до 85:

— увеличение количества средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта со 100 предприятий в 2018 г. до 10 тысяч.

3 составляющих

Системные меры по повышению производительности труда – 5,5 млрд руб.

Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях – 33,9 млрд руб.

Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда – 12,7 млрд руб.

Цифровая экономика

Стоимость проекта – 1634,9 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 1099,6 млрд. Куратор – зампред правительства Максим Акимов. Руководитель – министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков.

Цели проекта:

— увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики не менее чем в 3 раза по сравнению с 2017 г.;

— создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;

— использование преимущественно отечественного программного обеспечения

государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

6 составляющих

Нормативное регулирование цифровой среды – 1,7 млрд руб.

Информационная инфраструктура – 772,4 млрд руб.

Кадры для цифровой экономики – 143,1 млрд руб.

Информационная безопасность – 30,2 млрд руб.

Цифровые технологии – 451,8 млрд руб.

Цифровое государственное управление – 235,7 млрд руб.

Экология: страну почистят

Стоимость проекта – 4041 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 701,2 млрд рублей. Куратор – зампред правительства Алексей Гордеев. Руководитель – министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин.

Цели проекта:

— эффективное обращение с отходами, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов;

— снижение уровня загрязнения воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% объема выбросов загрязняющих веществ;

— повышение качества питьевой воды;

— экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу и озера Байкал и Телецкое;

— создание не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий;

— обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 г.

11 составляющих

Чистая страна – 124, 2 млрд руб.

Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) – 296, 2 млрд руб.

Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности – 36, 4 млрд руб.

Чистый воздух – 500, 1 млрд руб.

Чистая вода – 245 млрд руб.

Оздоровление Волги – 205, 4 млрд руб.

Сохранение озера Байкал – 33, 9 млрд руб.

Сохранение уникальных водных объектов – 15,2 млрд руб.

Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма – 6,3 млрд руб.

Сохранение лесов – 151 млрд руб.

Внедрение наилучших доступных технологий – 2427,3 млрд руб.

Международная кооперация и экспорт

Стоимость проекта – 956,8 млрд руб., все из федерального бюджета. Куратор – первый зампред правительства Антон Силуанов. Руководитель – министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Цели проекта:

— достижение объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере $250 млрд в год, в том числе продукции машиностроения — $60 млрд в год;

— достижение объема экспорта продукции АПК в размере $45 млрд в год;

— достижение объема экспорта оказываемых услуг в размере $100 млрд в год;

— прирост доли экспорта продукции обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственной продукции и услуг в ВВП страны на 20%;

— формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза в целях увеличения объема торговли  и накопленных взаимных инвестиций не менее чем в полтора раза.

5 составляющих

Промышленный экспорт – 423,8 млрд руб.

Экспорт продукции АПК – 406,8 млрд руб.

Логистика международной торговли – 21,6 млрд руб.

Экспорт услуг – 5,8 млрд руб.

Системные меры развития международной кооперации и экспорта – 98,8 млрд руб.

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры

Стоимость проекта – 6348,1 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 3028,8  млрд. Куратор – зампред правительства Максим Акимов. Руководитель – министр транспорта Евгений Дитрих.

Цели проекта:

— развитие транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг» для перевозки грузов;

— повышение уровня экономической связанности территории  страны путем расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры.

9 составляющих

Европа — Западный Китай – 655 млрд руб.

Морские порты России – 927 млрд руб.

Северный морской путь – 587,5 млрд руб.

Железнодорожный транспорт и транзит – 1253,5 млрд руб.

Транспортно-логистические центры – он 45,9 млрд руб.

Коммуникации между центрами экономического роста – 1713,5  млрд руб.

Развитие региональных аэропортов и маршрутов – 267,5  млрд руб.

Высокоскоростное железнодорожное сообщение – 621,8 млрд руб.

Внутренние водные пути –276,4 млрд руб.

Автор: Марина Тальская

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here