Туризм как системообразующая отрасль экономики

По данным Всемирной туристической организации, в 2020 году количество иностранных туристов во всех странах снизилось на 75%, что вернуло индустрию на уровень 20-летней давности. Внутренний туризм в России пытались поддержать на государственном уровне. Справилась ли отрасль с последствиями пандемии? Каковы перспективы ее развития?

По материалам программы «Дом “Э”» на телеканале ОТР от 22.02.2021 года

Вадим Викторович Прасов,

вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, заместитель заведующего кафедрой «Менеджмент в индустрии гостеприимства» Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ

 

Елена Александровна Джанджугазова,

профессор Российского экономического университета им. Плеханова, доктор экономических наук

 

Сергей Дмитриевич Бодрунов,

президент ВЭО России, президент Международного Союза экономистов, директор Института нового индустриального развития им. С. Ю. Витте, д. э. н., профессор

 

Бодрунов: Туризм в России, наверное, притча во языцех — все рассуждают о том, что лето прошлого года пропало для отрасли, выехала небольшая часть людей, в Россию приехало мало туристов. На этом фоне Правительство России предприняло мощные усилия, поддержав развитие внутреннего туризма. Как вы оцениваете состояние российского внутреннего туризма? Справилась ли отрасль с последствиями пандемии?

Прасов: Ситуация неоднородная, пандемия прошла для городских и для курортных отелей по-разному. Если мы в городских отелях, особенно в двух столицах, видели очень сложную ситуацию в первую волну, средняя загрузка по рынку была 6–7%, то в регионах где-то отели были закрыты по распоряжению властей, где-то они продолжали работать, но тоже с минимальной загрузкой.

Если говорить про курортные отели, то там ситуация была несколько иной. И уже с июня мы увидели всплеск бронирований. Единственное, что он был, наверное, с некоторым перекосом на отели уровня 4–5 звезд, поскольку при закрытых границах россияне предпочли бронировать российские курорты уровнем выше среднего. Можно сказать, что курортные отели не пострадали, по крайней мере, у них не было таких ощутимых минусов, как у отелей городских.

Индустрия еще не справилась, она еще справляется. И я думаю, что на полное восстановление уйдет как минимум два года.

Бодрунов: Правительство ввело в действие программу кешбэка для поддержки и восстановления спроса на внутренний туризм. Есть ли уже предварительная оценка результатов программы?

Джанджугазова: Как сейчас говорят специалисты, в частности, нашей национальной туристской администрации и Ростуризма, и аналитики рынка, из 11 мер поддержки, которые правительство предложило рынку, три меры поддержки сработали отлично, и туристские организации, туристская индустрия ими воспользовались, в том числе кешбэком, он стоял на втором месте по популярности. Первой была мера отсрочки исполнения обязательств перед туристами. И третья мера — это, конечно, те кредиты, которые были выделены в том числе на выплату заработной платы.

Бодрунов: Многие туристические организации — это все-таки малые предприятия…

Джанджугазова: Любая кризисная ситуация ведет к тому, что закрывается очень большое количество туристских предприятий и организаций. Сокращение на уровне юридических лиц небольшое, в пределах 10%. Больше всего, конечно, пострадали турагентства и сектор самозанятых, там потери на уровне 30–40%. В целом это потери,безусловно. Но они не катастрофические.

Бодрунов: Какие меры поддержки отрасли будут способствовать развитию внутреннего туризма?

Романова: Среди мер, направленных на поддержку развития внутреннего и въездного туризма, я бы выделила две группы. Первая — это меры, носящие стратегический долгосрочный характер, и меры тактического характера. Важнейшей стратегической мерой является принятие национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», который находится сейчас в стадии подготовки и обсуждения. На данный проект предусмотрено 525 миллиардов рублей, в соответствии с ним предполагается развитие новых туристских территорий, таких как «Большая Волга», «Большой Урал», «Байкал», «Алтай».

С точки зрения тактических мер поддержки развития внутреннего и въездного туризма я бы также выделила две основные группы мер: направленные на стимулирование спроса и направленные на стимулирование предложения. По мнению экспертов и аналитиков, наиболее масштабной считается мера, связанная с реализацией так называемого проекта «Кешбэк».

С точки зрения стимулирования и поддержки предложения наиболее популярными оказались меры, связанные с отсрочкой налоговых обязательств по несостоявшимся турам, и субсидирование расходов на заработную плату. Положительный эффект снижения налогов в турсфере уже испытали многие страны, такие как Бельгия, США, Великобритания и Турция. Эксперты Всемирной туристской организации на примере Великобритании показали, что снижение ставки налога на добавленную стоимость с 25 до 17% в первое время уменьшает величину фискальных сборов, но уже через два года поступления в бюджет сравняются с базовым уровнем, затем увеличиваются. На мой взгляд, этот механизм поддержки и стимулирования у нас пока еще слабо задействован, и считаю целесообразным более серьезно его проработать.

Бодрунов: Какие меры поддержки отрасли наиболее важны сейчас, в ближайшее время?

Прасов: Я позволю себе высказаться по поводу беспрецедентности мер поддержки. Сложно однозначно со стороны отельного рынка назвать их такими ровно по той простой причине, что предприятия Москвы, по сути своей, только 50% номерного фонда в Российской Федерации. И, скажем так, мы как раз отраслевых мер поддержки так и не дождались. Малые и средние предприятия были поддержаны, крупные, к сожалению, никак, поэтому сложностей в индустрии достаточно.

Вторая история, которая была связана с ОКВЭД, тоже вызывала вопросы, потому что не у всех в гостиничной отрасли 55-й ОКВЭД, часть предприятий выпала из мер поддержки по этой причине.

Я положительно оцениваю кешбэк в том виде, в котором он запущен. Наверное, эту программу просто надо расширять, продвигать и рекламировать.

Что же касается индустрии в целом, то было бы здорово, если бы программу отсрочек, которая была в итоге, вывели в режим налоговых каникул, поскольку простои, на самом деле, у предприятий были огромные.

Но самое главное, самое глобальное, на мой взгляд, это стимулирование как минимум внутреннего спроса в ситуации, которую мы сейчас видим с закрытыми границами.

Джанджугазова: Если говорить об экономических мерах поддержки, я думаю, они должны быть дополнены не только федеральными, но и региональными. У нас же консолидированный бюджет, на какие-то региональные, местные налоги, могут быть введены налоговые каникулы. Предприятия почувствуют какое-то облегчение.

Программу кешбэка нельзя переоценивать, но тем не менее она оживляет рынок. Я думаю, что, систему стиразвития внутреннего туризма нужно продолжать.

Бодрунов: Согласно опросу Национального агентства финансовых исследований, НАФИ, 67% европейцев вообще ничего не знает о туристических достопримечательностях России, а 20% не едут к нам, потому что дорого, дороже, чем во многих других странах. Какие меры могли бы увеличить поток туристов из-за рубежа?

Джанджугазова: Въездной туризм в 2020 году фактически сошел на нет, и здесь что-либо сделать трудно. Хотя электронная виза, конечно, должна все-таки свою роль сыграть. Но как дальше будут развиваться пандемические меры, трудно сказать. Тут никакими, извините, достопримечательностями людей не заманишь.

Бодрунов: Представим себе, что все, прошла пандемия.

Джанджугазова: Меры предпринимаются, вот в данном случае та же самая электронная виза. Вторая сторона — года два назад было принято решение правительства о прямом субсидировании туроператоров за привлечение туристов из определенных стран. В списке, конечно, не все страны, где-то около полутора десятков наиболее развитых, которые дают качественный туризм.

То, что касается информационной стороны, я думаю, что информация о российском туризме, о российских возможностях, доступна, просто существуют разные модели поведения в странах. Европейские потребители, итальянцы, например, французы или испанцы, в основном потребители своего собственного продукта.

Конечно, надо работать над повышением привлекательности нашей страны, прежде всего над туристской инфраструктурой. У нас есть регионы, где она создана на хорошем уровне. Но если в целом по стране рассматривать, мы еще значительно уступаем.

Другой вопрос, насколько нам это нужно? Я думаю, что развитие внутреннего туризма в большей степени все-таки стимулирует развитие внутренней инфраструктуры. Аналитики предсказывают, что активно будет развиваться автомобильный туризм, в том числе и личный, и все это потянет за собой развитие придорожной туристской инфраструктуры. Это для нас, для нашей страны, крайне важно. Это гораздо важнее, чем занять какие-то сегменты въездными туристами.

Бодрунов: Благодаря реализации нацпроекта «Туризм» предполагается, что количество рабочих мест в отрасли вырастет более чем вдвое, количество поездок россиян по стране — втрое. Предполагается также и очень приличный рост въездного туризма. Конечно, очень бы хотелось видеть, что это за собой повлечет и снижение цен или, по крайней мере, сдерживание их роста в этом секторе.

Во всяком случае у меня лично есть некоторая надежда на то, что, если уж взялись на уровне нацпроекта развивать туризм, то что-то хорошее из этого может получиться, а мы с вами сумеем обеспечить наших граждан возможностью побывать в разных уголках страны. И это будет одним из очень важных факторов развития, патриотического вос-питания молодежи, воспитания добра и понимания друг друга.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь