Нацпроекты требуют серьезной перезагрузки

0

Владимир Гутенев,
Депутат Государственной думы, председатель комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству

Нацпроекты требуют действительно серьезной перезагрузки. Также нам очень хорошо понятно, что тот стресс-тест, который в нынешнем году проходит наша экономика, он, с одной стороны, показывает достаточно высокую ее устойчивость и адаптивность, с другой стороны, он не дает дать оценку, насколько эффективно работали нацпроекты. И именно поэтому сегодня, сейчас, именно в эту минуту в стенах Государственной Думы проходит рассмотрение закона об исполнении федерального бюджета за 2019 год. Поскольку результаты этой оценки необходимы для мер корректировки нацпроектов, сегодня мы увидели достаточно жесткую полемику и между докладчиками, выступал министр финансов Силуанов, председатель Счетной палаты Кудрин, и достаточно серьезно с ними оппонировал председатель Комитета по бюджету и налогам Макаров.

Что бы хотелось отметить. С одной стороны, при профицитном бюджете прошлого года, а валовый продукт у нас составлял 110 триллионов, профицит был два триллиона, достаточно большие суммы не были использованы – около одного триллиона рублей. И полемика заключалась в том, что Минфин всячески настаивал на том, что это благо, мы применили жесткие принципы исполнения, с другой стороны, существуют достаточно весомые аргументы, которые говорят о недостаточном качестве планирования, и мы это видим, услышав аргументы по тем критериям, по тем индикаторам, по которым оценивали те или иные нацпроекты.

Приведу только один пример, коллеги. В части одного из нацпроектов рассматриваются взаимоотношения с Всемирной торговой организацией, и вот два индикатора. Один индикатор – это вновь выявленные дискриминационные, санкционные меры по отношению к России. То есть мы оцениваем, сколько ж мы найдем этих мер; чем больше, тем лучше. На мой взгляд, вполне логично было бы оценивать не число выявленных, а число устраненных – с помощью юридических, экономических и прочих механизмов и способов. То же самое касается количества встреч с представителями Всемирной торговой организации. Ну, знаете, такие индикаторы только поощряют чиновничий туризм, что не решает основную проблему. А сквозь все нацпроекты красной линией проходит только одна важная задача – это повышение в соответствии с указаниями президента темпов роста национальной экономики как минимум до среднемировых и выше среднемировых. По прошлому году национальная экономика, если не ошибаюсь, росла около 1,3%, среднемировой темп роста – 3%.

Не хочу брать на себя такую ответственность и оппонировать Абелу Гезевичу, но вопросы техперевооружения, возможно, они и необходимы, но гораздо важнее – это конкурентоспособность продукции, которую должны выпускать те производственные мощности, которые, да, частично изношены, частично нуждаются в модернизации, но в первую очередь задача – это повышение конкурентоспособности продукции, а заделы – и как раз вот мы от общего переходим к частному – истончились. Мы это видим и в гражданской продукции, и в оборонной продукции. Даже те сверхуспешные виды вооружений, которые есть, они закладывались десятилетия назад, и только лишь выход на новые материалы, на новую электронно-компонентную базу позволил их сейчас реализовать. Поэтому критически важным является научно-технические заделы. И поэтому в качестве частного примера я хотел бы рассмотреть в рамках национального проекта «Образование» такую важную составляющую, как формирование НОЦ, научно-образовательных центров мирового уровня.

В соответствии с указанием президента, решением правительства было принято решение сформировать в течение трех лет 15 научно-образовательных центров мирового уровня в виде кооперации вузов и НИИ Академии наук, с одной стороны, а с другой стороны – это индустриальные партнеры, те предприятия, которые должны воспринимать инновации и в виде реальной продукции – высокотехнологичной, высокомаржинальной – выводить на внешние рынки. И, являясь членом этого совета и видя, как проходил выбор первых пяти по прошлому году, в феврале нынешнего года был отчет пяти губернаторов на территории которых эти НОЦ были созданы, я могу абсолютно точно сказать, что одной из важнейших задач является, чтобы показатели были измеряемы, конкретны и достижимы с одной стороны, с другой стороны крайне необходима персональная ответственность за результаты. Причем результаты не загоризонтные – 2030, 2035 годы нас мало должны интересовать, – а ежегодный срез полученных результатов. И именно сегодня в стенах Государственной Думы шел достаточно глубокий анализ исполнения бюджета по 2019 году.

Так вот, в рамках создания НОЦ мы видим, что новое руководство Миннауки вышло с инициативой, которую достаточно активно поддержали, по пересмотру индикаторов достижения целей и формирования такой структуры, когда у индустриальных партнеров будет мотив обеспечить то финансовое плечо, а речь идет о пятнадцатикратном плече, то есть бюджетом предлагается выделить на 15 НОЦ около восьми миллиардов рублей, но необходимо плечо в районе 130 миллиардов рублей со стороны индустриальных партнеров. Это возможно только лишь в том случае, когда индустриальные партнеры увидят серьезные научно-технические заделы. Без этого не может быть конкурентоспособности нашей экономики. Приводя примеры тех индикаторов по отношению к ВТО, к сожалению, схожие индикаторы имели место и в рамках нацпроекта науки в части создания НОЦ, научно-образовательных центров мирового уровня. Когда мы оценивали количество патентов, а не объема роялти с этих патентов. Когда мы оцениваем число публикаций в Science, Scopus, не учитывая то, что при определенной финансовой мотивации, и тем более демонстрируя информационный стриптиз в чувствительных отраслях, мы не достигаем полученных результатов.

Поэтому, уважаемые коллеги, я с большой благодарностью воспринимаю ту тему, которую мы сделали сегодня центральной. Действительно, нацпроекты нуждаются в корректировке, и корректировки должны проходить по каждому нацпроекту, возможно даже, что не перезагрузка, а в ряде случаев, абсолютно согласен с академиком Аганбегяном, необходимо формировать новые и, возможно, сокращать потерявшие актуальность существующие проекты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here