Новый бюджет может повысить уровень жизни россиян

Правительство в конце сентября внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Документ сверстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития, который подразумевает переход к уверенному росту экономики (выше 2%) в 2024 году. В условиях беспрецедентного санкционного давления прогнозировать основные макроэкономические показатели (ВВП, инфляция, курсы валют, уровень безработицы и др.) сложно. Тем не менее, как подчеркнул председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, основной упор при подготовке проекта бюджета делался на то, чтобы внешние условия — санкции, цены на энергоресурсы — не могли помешать безусловному выполнению всех социальных обязательств.

Экономика РФ может развиваться темпом более 3% ВВП уже сейчас

На социальную политику будет направлена основная часть расходов бюджета в 2023 году – 25,3% от общего объема, 7,34 трлн рублей. В 2024-м и 2025-м годах эта доля увеличится до 25,4 % и 25,7 % соответственно. Госпрограмма «Социальная поддержка граждан» также станет одной из самых дорогих, за три года на нее планируется потратить 9,64 трлн рублей. Как отмечается на сайте правительства, при формировании проекта бюджета кабмин исходил из необходимости полного исполнения социальных обязательств перед гражданами. Это, в частности, адресная поддержка семей с детьми, выплата пособий беременным женщинам, испытывающим материальные трудности, проведение углубленной диспансеризации, развитие программ медицинской реабилитации. Необходимые средства также предусмотрены на обеспечение бесплатной медицинской помощи по всей стране. Увеличено финансирование на поддержание устойчивой работы региональных больниц и поликлиник.

– В расходах приоритеты были определены в посланиях президента Российской Федерации и решениях правительства, – отметил министр финансов Антон Силуанов, представляя проект федерального бюджета на заседании правительства. – Это полное обеспечение социальных мер поддержки семей с детьми, пенсионеров, работников бюджетной сферы; продолжение реализации таких важных программ, как выплата материнского капитала, ипотечные программы, включая семейную ипотеку и сельскую ипотеку; меры по созданию новых мест в общеобразовательных организациях и ремонт школ. До 2024 года будет введено в эксплуатацию более 1,5 тыс. школ и более 1 млн школьных мест. На все это предусмотрены необходимые ресурсы.

Увеличение госрасходов на социальную политику не сильно повлияет на реальные доходы населения, полагают экономисты. А вот доля социальных выплат в структуре этих доходов вырастет. 

Социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты) традиционно составляют 20-23% денежных доходов населения, – рассказал Михаил Ершов, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов, д.э.н.. – Согласно проекту бюджета, социальные расходы в 2023 году вырастут на 13,8% к 2022 году, что соответствует средней прогнозной инфляции за 2022 год (13,9%). Поэтому в реальном выражении социальные расходы фактически не вырастут. Однако в общей структуре денежных доходов населения их доля возрастет, поскольку остальные статьи денежных доходов вырастут меньше. Так, фонд заработной платы работников организаций по прогнозу МЭР вырастет на 9,2%, динамика доходов от предпринимательской деятельности, скорее всего будет еще ниже. В этом плане, социальные выплаты, очевидно, поддержат доходы населения в 2023 году. В общей структуре социальных расходов чуть больше 50% составляют расходы на пенсионное обеспечение. 

Эксперт также обратил внимание, что социальные расходы бюджета – это не только выплаты населению в денежной форме, но и решение жилищного вопроса граждан, оказание иных видов социальных услуг.

– Ожидать существенного улучшения условий жизни населения можно в том случае, если Банк России в координации с Министерством финансов не допустит резкого роста инфляции в условиях нарастания геополитических рисков, – указала Марина Абрамова, руководитель департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при правительстве РФ. – Реальные доходы населения как раз и считаются как номинальные расходы, скорректированные на уровень инфляции. Рост бюджетных расходов на социальные нужды, конечно, коррелирует с показателями качества жизни, но при условии, отмеченном выше.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь