Энергосервисные компании в России

0

Под самые холода россиян обрадовали очередной идеей — изменить принципы тарифообразования для граж­дан по электроэнергии. Старые тарифы, если исхо­дить из предположительных цифр, только для одиноких жителей городов. В связи с этим специалисты напоми­нают, что в этом году испол­нилось ровно десять лет Указу Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению энерге­тической и экологической эффективности российской экономики». И реализация указа могла бы сделать испол­нение требований по энергосбережению мягким и даже выгодным. Тем не менее, по самым оптимистичным оцен­кам энергоемкость ВВП снизи­лась в настоящее время по отношению к 2007 году на 16–17%. Понятно, что в предстоящие полтора года ее не удастся уменьшить еще на 23–24%. Что касается энер­гетической эффективности, похвалиться особенно нечем, а, например, в одном из самых энергозатратных секторов — ЖКХ — ее и вовсе не наблюдается. Почему так? Один из вариантов решения проблемы предлагает профессор НИУ МАИ Роман Голов.

Роман Голов,
член Президиума ВЭО России, заместитель председателя Комитета по энергоэффективности, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» НИУ МАИ, член Экспертного совета по высшему образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке, главный редактор журнала «Экономика и управление в машиностроении», д. э. н., профессор 

Четкие цели

«Вольная экономика»: Роман Сергеевич, за про­шедшие десять лет какие-то задачи удалось реализовать?

Голов: Безусловно, ошибок было допущено боль­ше, чем нужно. Надо устранять законодательные огрехи, несомненно, нужно рушить административ­ные барьеры, безусловно, хотелось бы большей про­зрачности в экономических отношениях. Но нам и самим — имею в виду профессиональное сообще­ство — надо менять изношенные идеи и подходы на современные. Нам нужна постоянно-действую­щая интеллектуальная площадка для обсуждения актуальных проблем отрасли. Мы должны добиться того, чтобы нас услышали, чтобы министерства и ведомства, не умеющие, а порой и не желающие решать отраслевые проблемы, не отмахивались от нас, как от каких-то назойливых просителей. Мы должны объединиться, чтобы донести до руковод­ства страны наше консолидированное мнение, нашу позицию, стержнем которой является повыше­ние энергетической эффективности как важнейшего драйвера развития экономики России.

«ВЭ»: Комитет по энергоэффективности Вольного экономического общества России приступил к раз­работке законопроекта «Об энергосервисной дея­тельности в Российской Федерации». Можно ли в общих чертах обрисовать концептуальные подходы к работе над законопроектом?

Голов: Нормативные акты, регулирующие сферу энергосервисной деятельности содержат суще­ственные противоречия. При этом декларируемые на сегодняшний день представления об энергосер­висе не способствуют повышению заинтересован­ности потребителей и должному развитию этого направления.

Исходя из этого, предлагается внести изменения в действующие нормативно-правовые акты, кото­рые будут направлены на развитие энергосервиса и повышение эффективности использования энер­горесурсов, а также на повышение заинтересованности граждан и юридических лиц во внедрении энергосберегающих технологий.

В проекте закона мы намерены отразить наше понимание энергетического сервиса как комплекс­ного понятия, имеющего интегральный характер. Для нас энергосервис — это комплекс специальных мероприятий, осуществляемый специализирован­ной организацией (энергосервисной компанией, ЭСКО) на объекте энергопотребления заказчика в рамках заключенного энергосервисного контрак­та с целью сокращения существующего энергопо­требления объекта. Работы ЭСКО оплачиваются за счет стоимости достигнутой экономии.

При этом энергосервис как понятие означает осу­ществление мероприятий, направленных на выяв­ление существующего или достижение возможного энергопотенциала рассматриваемого объекта энер­госбережения и превращения его в энергоэффект. А энергосервис как технология реализуется посред­ством применения профессиональных компетен­ций, включая программно-аппаратные, админи­стративно-правовые и организационные мероприятия.  В то же время энергосервис как услуга по сниже­нию энергозатрат на объекте заказчика оказывает­ся специализированными организациями на усло­виях договора.

Энергосервис как бизнес

«ВЭ»: Получается, энергосервис будет отдельным видом деятельности?

Голов: Тут в первую очередь надо говорить о дея­тельности энергосервисных компаний — ЭСКО. Важной особенностью энергосервисной компании является то, что она получает доход не за проделан­ную работу или оказанные услуги, а за результа­тивность своих проектов — то есть сэкономленную энергию. Таким образом, энергосервисная компа­ния крайне заинтересована в качестве выполнен­ных работ, так как окупаемость проекта и получен­ная прибыль напрямую зависят от размера сэкономленных заказчиком средств.

Энергосервисная компания должна быть в состоянии обеспечить учет, контроль и оптимизацию энергопотребления и при этом взять на себя роль арбитра в непростых отношениях между сторона­ми, интересы которых диаметрально противопо­ложны, — потребителем и поставщиком ресурсов.

«ВЭ»: Почему же при наличии таких возможно­стей ЭСКО не смогли проявить себя за предыдущие десять лет в полной мере?

Голов: Однозначно ответить трудно. С одной сто­роны, это бизнес-составляющая проблемы — необ­ходимость реализации в ходе энергосервисного контракта комплекса мероприятий — строитель­ных, инженерных, внедрения энергоэффективных материалов и оборудования, а также длительный (до пяти лет и более) срок действия и окупаемости энергосервисных договоров.

Декларируемая финансовая поддержка оказалась нечеткой и недоработанной. Не были разработаны условия и процедуры предоставления инвестициных налоговых кредитов и налоговых льгот для энергосервисных компаний, не обеспечена воз­можность перепродажи энергосервисных контрак­тов для целей рефинансирования, не создана систе­ма оплаты энергосервисных контрактов через государственные и муниципальные облигации.

Дороговизна кредитных ресурсов, выводящая окупаемость за экономически приемлемые сроки, сочеталась с низкой информированностью руково­дителей бюджетных учреждений о возможностях и выгодах энергосервисной модели.

Несмотря на принятые поправки в Бюджетный кодекс, непрозрачными и рискованными для мно­гих хозяйствующих субъектов остаются схемы финансирования энергосервисных контрактов, воз­врата полученной экономии.

Необходимо повысить эффективность координа­ции между различными ведомствами и организа­циями. Уже давно назрела необходимость межотраслевого органа, курирующего проблемати­ку энергосбережения, под руководством заместите­ля председателя Правительства или заместителя руководителя Администрации Президента России.

«ВЭ»: Этими вопросами занимается Комитет по энергоэффективности ВЭО России?

Голов: Да, для этого нами и был создан Комитет по энергоэффективности под руководством профес­сора НИУ МАИ Вячеслава Теплышева. Я считаю, что ВЭО обладает высоким авторитетом не только как экспертная платформа, но и как инициатор законопроектов и поправок в действующее законо­дательство. А это — как раз тот потенциал, которо­го сегодня так не хватает энергетическому сервису. Присутствие в нем руководителей и экспертов из банковских и инвестиционных структур позволяет перевести в практическую плоскость вопросы соз­дания и внедрения инструментов финансирования энергосервисных контрактов. И это — лишь малая часть тех возможностей, которые открывает для российской энергосервисной отрасли создание Комитета по энергоэффективности. 

«ВЭ»: Какие первостепенные задачи ваш комитет собирается решать?

Голов: Прежде всего, мы должны добиться ясно­сти и единства понимания самой методологии энергосервиса. Ведь, если мы планируем сформиро­вать диалог с властью и рыночной средой, нам надо вести его в четко оформленном русле из единых понятий, методов, инструментов и технологий.

Вторая задача — обсуждение и продвижение в законодательном поле Федерального закона «Об энергосервисной деятельности…». Мы должны четко понимать: пока такой закон официально не введен в действие, само взаимодействие ЭСКО с заказчиками, реализация проектов, получение возврата вложенных в них инвестиций представляет собой область с высоким уровнем рисков и неопределенности.

Вытекающая отсюда третья задача — формирова­ние механизмов взаимодействия между участника­ми отрасли, государственными, научными и обще­ственными организациями, а также бизнес-сообществом.

Энергетический сервис в этом контексте — важ­нейший сектор экономики, так как сложные и дорогостоящие мероприятия энергосбережения становятся гарантированно беззатратными и эффективными для заказчика.

Создание Комитета позволит существенным образом решить эту проблему, выведя энергосервис с уровня отраслевых заседаний и совещаний между профессионалами на всероссийскую экспертную площадку.

Мы формируем Комитет, уже обладая определен­ными практическими достижениями. К примеру, в МАИ под руководством профессора Теплышева создана первая и единственная в России кафедра «Энергетический сервис и управление энергосбере­жением». К ее работе привлечены ведущие предста­вители европейских и российских компаний в области энергосбережения, а часть курсов читаются приглашенными профессорами — руко­водителями и экспертами компаний.

Задачи комитета по энергоэффективности

Вячеслав Теплышев,
заведующий кафедрой «Энергетический сервис и управ­ление энергосбережением» НИУ «МАИ», президент саморегулируе­мой организации НП «ЭСМО», профессор

Целесообразность участия Вольного экономического общества, уче­ных-экономистов России в этой работе определяется прежде всего ожидаемым повышением уровня управленческих решений в сфере энергосбережения и энергоэффек­тивности, которые будут опираться на профессиональную оценку макроэкономических факторов, тщательный экономический анализ законодательных и нормативных актов, на объективную экономиче­скую экспертизу программ и проек­тов повышения энергоэффективно­сти. Это как раз то, чего сейчас, по нашему мнению, не хватает в про­ведении государственной энергосберегающей и энергоэффективной политики. Деятельность Комитета будет ориентирована на тесное взаимодействие с научно-исследо­вательскими организациями, вуза­ми, промышленными предприятиями, бизнес-структурами, работающими в сфере энергоэффективности, включая предприятия малого бизне­са. Для реализации задач Комитета представляется перспективным сотрудничество с предприниматель­скими сообществами, в том числе с Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Российским союзом промышлен­ников и предпринимателей, с кото­рыми ВЭО имеет соответствующие соглашения.

С привлечением ведущих ученых- экономистов мы готовы участвовать в разработке методических реко­мендаций по реализации проектов и программ повышения энергоэф­фективности в различных отраслях экономики, оказывать экспертную и методическую поддержку, а также содействовать деятельности по изу­чению, анализу и распространению информации по проблематике энер­госбережения. Считаем также важ­ным участие экономического сооб­щества в подготовке и аттестации кадров энергоменеджеров, энергоаудиторов, специалистов в обла­сти энергосервисной деятельности, в организации системы подготовки и переподготовки кадров для сферы энергосбережения. Исходя из необ­ходимости формирования энергоэф­фективного общества, мы будем стремиться организовать прежде всего поддержку реализации проек­тов, имеющих стратегическое значе­ние или высокую социальную значимость.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here