Михаил Эскиндаров: «91% студентов хотят вернуться в аудитории»

У нас на глазах изменилась форма обучения: от традиционного очного образования российские школы и вузы перешли на дистанционный режим работы. Поменяются ли концептуально подходы к образованию? Эффективен ли «переход в онлайн»? Как сместится фокус развития системы образования? Какой урок может вынести наша система образования из этого кризиса?

Михаил Эскиндаров,

вице-президент Вольного экономического общества России, ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор

 

Сергей Бодрунов,

президент Вольного экономического общества России и Международного Союза экономистов, директор Института нового индустриального развития им. С.Ю. Витте, доктор экономических наук, профессор

 

Сергей Бодрунов: Михаил Абдурахманович, какие формы преподавания могут уйти в прошлое в связи с текущим кризисом? Что придёт им на смену?

Михаил Эскиндаров: Университет как социальный институт, который существует несколько столетий, выдерживал и не такие эпидемии. Уверен он будет существовать и развиваться. Конечно, инструменты, которые используются в образовательном процессе, изменятся. Если некоторое время назад мы не поощряли ведение занятий онлайн, то сегодня полностью перевели образовательный процесс из офлайна в онлайн. На первом этапе, а этот этап длился почти полмесяца, проблемы возникали у всех. Кафедра социологии Финансового университета опросила 5700 наших студентов, и оказалось, что 75% студентов имеют те или иные проблемы с онлайн обучением. 30% студентов столкнулись с тем, что низкая скорость интернета ограничивала участие в образовательном процессе. У каждого седьмого студента отсутствует аудио и видеооборудование. Многие наши студенты уехали из общежития домой, некоторые – в маленькие городки и сёла – что тоже затрудняло процесс обучения. У 10% студентов были проблемы с выходом в систему бинаров или чатов. Можно ли сегодня сказать, что все вопросы решены? Думаю, что нет. Потому что только 9% студентов заявили, что хотят продолжать образование в дистанционной форме. 91% – хочет вернуться в аудитории. Потому что вуз – это не только передача знаний, это сообщество людей. Процесс образования обогащается общением студентов между собой и с преподавателями. Вузы выполняют не только образовательную функцию, но и социальную, воспитательную. Не зря Президент России внёс в Госдуму проект поправок к закону «Об образовании», с помощью которых предполагается укрепить «воспитательную составляющую» в вузах. Это правильное и своевременное решение.

Сергей Бодрунов: Нам предстоит важный этап – вступительные экзамены. Как это будет происходить в Финансовом университете?

Михаил Эскиндаров: Мы будем проводить вступительные экзамены дистанционно и в особых обстоятельствах. Потому что в связи с переносом сроков ЕГЭ, у нас переносится и период работы приёмной кампании. Она пройдет с середины до конца августа. При этом нужно принять экзамены и зачислить две волны (соответственно 80% и 20%). Но до этого мы должны зачислить людей, которые имеют определённые права, это дети-инвалиды, дети-сироты, рекомендованные по целевому приёму. То есть, нам предстоит в ближайшие месяцы очень сложный и с технической, и с эмоциональной точки зрения процесс. Мы к этому готовы. Не скажу, что проблем нет. Они есть и будут. Например, списывание. Конечно, кто-то из студентов будет пытаться получить незаслуженные оценки. Если даже, когда в аудитории стоят преподаватели и наблюдатели, всё равно списывают или пытаются списать. Но мы в университете пытаемся добиться справедливых оценок.

Главная проблема сейчас – это выпускные квалификационные экзамены. Как известно, наш университет первым предложил отказаться от двух экзаменов. В этом году выпускники будут получать диплом на основе защиты квалификационных выпускных работ. Абсолютное большинство вузов поддержало эту идею. Проблема заключается в том, что мы не можем собрать в одной аудитории членов комиссии для публичного обсуждения доклада выпускника. При всей любви многих к дистанционному образованию и его инструментам, оно никогда не заменит живого общения. Но другого выхода сегодня, как использовать эти инструменты, нет.

Сергей Бодрунов: Михаил Абдурахманович, не могу не спросить – у нас в Вольном экономическом обществе России есть конкурс научных работ молодежи «Экономический рост России», который проводится в том числе среди школьников. Его победители, как и победители олимпиад, имеют право поступить в Финансовый университет без экзаменов. Как себя показывают победители этого конкурса в учебе, они отвечают вашим требованиям?

Михаил Эскиндаров: Полностью отвечают. Я не помню ни одного победителя олимпиады, который не добился бы успеха в университете. И я с огромным удовольствием приглашаю к нам не только победителей конкурса научных работ молодежи «Экономический рост России», но и победителей олимпиад. У нас много бюджетных мест. Более 1400. Мы с глубоким уважением относимся к талантливым людям.

Сергей Бодрунов: Итак, стимул у школьников участвовать в олимпиадах есть. Вуз замечательный. Я хотел бы вернуться к вопросу о сегодняшней ситуации. Какие уроки можно вынести из опыта дистанционного образования?

Михаил Эскиндаров: Некоторые уже хоронят университеты. Повторюсь, университеты выдержали много реформ и это переживут. Но, конечно, что-то изменится. Например, у нас сегодня в учебном плане бакалавра, который обучается 4 года, около 70 дисциплин. Некоторые дисциплины можно изучать полностью или частично с использованием мировых, российских и наших университетских образовательных платформ. Со следующего года мы переведем некоторые дисциплины на дистанционную форму обучения. Что касается части дисциплин, которые останутся оффлайн, можно какие-то темы и разделы рекомендовать студентам изучать самостоятельно с помощью дистанционных форм.

Хочу подчеркнуть – сегодня мы не используем дистанционную форму обучения, мы используем только ее инструменты. С введением ограничительных мер мы просто продолжили учиться по расписанию с использованием дистанционных технологий. А дистанционное обучение предполагает другие инструменты, другие записи, другие лекции. И поэтому, когда говорят, что дистанционное обучение замечательно показало себя –  ничего подобного. Это просто техника показала себя хорошо. И наши преподаватели, особенно старшее поколение. Потому что перестроиться в течение буквально нескольких дней от оффлайн лекций к онлайну – это не каждому дано. И, конечно, я благодарен нашим студентам, которые оказывали преподавателям поддержку в освоении новых инструментов. Содружество преподавателей и студентов замечательно показало себя. И то, что все они, несмотря на успехи, назову это дистанционной формой обучения, хотят вернуться в аудиторию, и чем быстрее, тем лучше – это очень важно. Это говорит о том, что университет, как социальный институт, существует и будет существовать.

Сергей Бодрунов:  Вы правы, образование – это и воспитание. Это знания, которые необходимы человеку для формирования его жизненных принципов. И это без живого контакта между преподавателем и студентом вложить эти знания непросто. Надеюсь, что новый учебный год школьники, студенты вузов начнут традиционно – в сентябре и очно. Хотя, конечно, не исключаю, что мы будем использовать и другие формы образования.

По материалам программы «Дом Э» «Вирусная революция: как изменится образование?» от 6 июня 2020 года

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь