Из экономического календаря: 150 лет назад. Октябрь 1870 года

Сетью железных дорог была в целом покрыта европейская часть территории России. Так был выполнен указ Александра II, намечавший план строительства железных дорог, которые связали бы две столицы империи — Москву и Санкт-Петербург – с центральными районами страны: Поволжьем, Балтийскими и Малороссийскими портами, Крымом, западной сухопутной границей. Было очевидно, что без сети железных дорог экономическое развитие страны невозможно – промышленное производство нуждалось в подвозе больших объемов сырья и вывозе готовой продукции. Другой побудительной причиной к исполнению подобного плана были соображения обороноспособности империи. Крымская война преподала России жестокий урок. Как указывал русский предприниматель В.А.Кокорев в работе «Экономические провалы»: «Если бы дорога от Москвы к Черному морю была начата постройкой в 1841 году, то Россия не почувствовала бы невозможности с миллионом лучшего в мире своего войска отразить высадившегося около Севастополя неприятеля в количестве 70 тысяч. Впрочем, и самой бы высадки не было, если бы Европа знала, что наши войска по железной дороге, без всякого утомления, могут через несколько дней явиться на берегах Черного моря».

Напомним, что железная дорога, соединяющая Москву и Санкт-Петербург, появилась в 1851 году (Николаевская, ныне Октябрьская железная дорога). Появилась лет на двадцать позже, чем железные дороги связали меж собой города Англии или Австрийской империи, запустив в этих странах промышленную революцию. «Главным европейцем в России» выступил Николай I, который пусть медленно, преодолевая саботаж своих министров (в первую очередь министра финансов Канкрина) пытался строить в России железную дорогу. Царский указ 1854 года предписал начать изыскания на линии Москва – Харьков – Кременчуг – Ольвиополь – Одесса. В 1853 году открывается Петербургско-Варшавская дорога, в 1862 году – Московско-Рязанская, в 1868 – Московско-Курская и Курско-Киевская линии.
Особое значение имело продвижение сети железных дорог за Урал, в 1880-х дорога пришла в Екатеринбург и Челябинск. В 1892 году было начато строительство Транссиба с запада от Челябинска до Новониколаевска (ныне Новосибирск), Красноярск, Иркутск и с востока от Владивостока на Хабаровск. Строительство Транссиба длилось 25 лет. Сквозное сообщение по дороге было открыто только в 1916 году.

Строительство велось по большей части акционерными обществами, но существовать без помощи государства они не могли. Их акции гарантировались государством, и компании все время завышали свои расходы, требуя от казны все больших и больших доплат. В 1881 году министр финансов А.А.Абаза заявил: «Освобождение государственной казны от тех громадных расходов, которые вызываются ежегодным приплатам по гарантии… является вопросом первостепенной важности». Решить этот вопрос так и не удалось. Строительство железных дорог вызвало небывалый всплеск коррупции, за государственные подряды на постройку дорог бились предприниматели, подкупая и чиновников, и лоббистов, находя их даже среди членов Императорской фамилии. Коррупция явилась платой за технический и экономический прогресс России. Прогресс же был налицо – к 1870-м -1880-м годам России удалось завершить промышленный переворот, сложился всероссийский рынок, удалось создать мощные промышленные центры и выйти к началу XX  века в мировые лидеры промышленного производства. Железные дороги связали территорию страны в единое экономическое и политическое пространство.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь