Игорь Артемьев: «Экономика России теряет от картельных сговоров до 2% ВВП»

Игорь Артемьев,

руководитель Федеральной антимонопольной службы

Сегодня мы являемся свидетелями событий, связанных с необходимостью фундаментальных преобразований. Есть очевидные аксиомы: конкуренция всегда является основой эффективности любой экономики в разных странах. Во многих государствах прекрасно понимают, что конкуренция приводит к появлению инноваций, повышению производительности труда, увеличению предложений различных товаров для потребителей. Также она способствует снижению цен.

Наша страна сегодня движется в двух противоположных направлениях. С одной стороны, наше антимонопольное законодательство — одно из самых развитых в мире. Оно признано Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) как соответствующее лучшим мировым стандартам. Мы долго боролись за появление новой нормативной базы по развитию конкуренции и этой цели достигли: в декабре 2017 года Президент России В. Путин подписал Указ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», утверждающий Национальный план развития конкуренции на период до 2020 года. В развитие поручений Президента России Правительство Российской Федерации разработало и приняло 18 отраслевых «дорожных карт» развития конкуренции. По итогам проведенного в апреле 2018 г. Государственного Совета Российской Федерации по вопросам конкуренции были даны поручения всем субъектам Российской Федерации по развитию конкуренции в регионах. И теперь наша основная задача — добиться качественного исполнения данных поручений и принятых решений.

С другой стороны, в нашей стране происходит огосударствление экономики и процветают антиконкурентные практики, в частности картели и другие незаконные соглашения. Я думаю, что если нам в течение ближайшего времени не удастся устранить или купировать эти негативные явления, то мы каждый раз будем возвращаться в точку «ноль» с точки зрения темпов экономического роста и с точки зрения качества жизни граждан. Мало в  каких странах конкуренция защищена юридически так сильно, как в нашей стране. В Конституции Российской Федерации — акте высшей юридической силы — есть две статьи, посвященные защите свободной конкуренции и запрету на ограничивающие конкуренцию действия. Но на практике внедрение проконкурентных принципов в экономику и управление происходит крайне медленно. Периодически приходится сталкиваться в жизни с такими ситуациями, когда строгость законов компенсируется их неисполнением.

Для того чтобы решить имеющиеся в экономике страны проблемы, нам необходимо еще осмыслить очень многое. Говорить о том, к каким положительным последствиям для  экономики и  граждан приводит развитие конкуренции, достаточно просто. Но здесь необходимо поднять большой и наукоемкий вопрос: какие инструменты и в какой последовательности надо внедрять в наших реальных условиях и в сложившейся системе управления, чтобы достигнуть цели развития экономики и повышения благосостояния граждан?

Какие  же вызовы сегодня существуют для нашего государства и для Федеральной антимонопольной службы в частности? Во-первых, речь идет о проблемах, связанных с глобализацией. Фактически во многих случаях исчезли национальные границы многих товарных рынков. Сейчас антимонопольные органы должны по-другому рассчитывать географические и продуктовые границы рынков, сейчас наличие у компаний Big Data является определяющим фактором доминирующего положения, а вовсе не доля компаний на том или ином товарном рынке. К сожалению, этого пока наше законодательство не учитывает. В связи с этим мы разработали и предложили Правительству Российской Федерации так называемый «пятый цифровой антимонопольный пакет» изменений в Закон о защите конкуренции, который поможет нам решить глобальные задачи. Очевиден переход лидерства в мировой экономике от тех, кто, по выражению Николаса Негропонте, автора статьи «Цифровой мир», занимается обработкой атомов, к тем, кто обрабатывает биты. Этот переход сегодня состоялся, и мы живем в совершенно другом мире, в мире четвертой промышленной революции, а антимонопольное законодательство и смежные с ним законы в сфере регулирования тарифов и государственных закупок пока еще это не учитывают. Необходимо перестраивать все законодательство и все практики органов власти с учетом процессов глобализации и цифровизации. В этой ситуации особая роль должна отводиться науке, так как именно она должна указать, каким образом это можно сделать максимально эффективно.

Перейдем ко  второму моменту. Та  же цифровизация привела к совершенно фантастическим последствиям для картелизации рынков в России. Сегодня картельные соглашения заключают роботы с помощью специальных вредоносных программ. Нам дважды уже удалось доказать в Верховном суде Российской Федерации наличие цифровых картелей, когда эти программы размещаются в интернете и сами заключают горизонтальные соглашения, которые приводят к росту цен. Сегодня такие рынки, как  здравоохранение или  строительство, на 90% картелизированы. По нашим оценкам ущерб для экономики от деятельности составляет до 2% ВВП. Для устранения этой проблемы мы разработали проект, который мы называем «Большой цифровой кот», призванный бороться с цифровыми картелями на торгах. Но мало выявить такие картели, нужно еще найти тех людей, кто эти программы разрабатывает, и наказать их в соответствии с требованиями отечественного законодательства. Совместно с учеными мы должны разработать автоматизированную систему борьбы с картелями.

Третье. Это еще одна тема, которая касается обороны и безопасности страны. Проблема в этой области заключается в самой экономике военного дела и нашей оборонной промышленности. Действительно, так сложилось исторически, что  не  было времени на  перестройку не всегда хороших практик советского периода к новым практикам, содержащим уже элементы конкуренции и инноваций. По поручению Президента Российской Федерации мы создали очень важные механизмы мотивационной модели в области оборонного заказа. В идеале наши оборонные предприятия могут стать чрезвычайно инвестиционно привлекательными. Они могут при достижении определенных ключевых показателей сохранять сэкономленные средства в полном своем распоряжении и расходовать в соответствии с планами для дальнейшего повышения эффективности. Но какие будут следующие шаги? И какие коррективы нужно вносить? В этом и заключается важность мнения ученых и помощь науки. Как минимум, мы должны использовать наработки Российской академии наук для целей мониторинга в сфере гособоронзаказа.

В-четвертых, я хотел бы обратить внимание на национальные проекты, в которые сегодня предполагается вложить огромные средства. Но эти усилия не принесут положительного эффекта, если в их основе не  будут заложены проконкурентные модели. Поэтому все национальные проекты государства должны осуществляться на новом фундаменте, основанном на принципах честной конкуренции.

Пятое. Нам необходимо вместе с научным сообществом разработать меры, обеспечивающие полноценное участие ученых в различного рода торгах на научно-исследовательские работы. Прежде всего, речь идет о коллективах, которые должны создаваться под конкретную задачу: они должны создаваться и на равных правах, и, возможно, и на льготных условиях, как это сделано, например, для малого бизнеса, участвующего в соответствующих торгах. Я уверен, что если мы сможем добиться внедрения нового экономического фундамента, основанного на конкуренции, то нашу страну может ожидать большое экономическое чудо, потому что государства, которые дали миру свои экономические чудеса, начинали именно с конкуренции. Если же эта модель не будет внедрена, то мы будем находиться в режиме стагнации. В завершение я хотел бы сказать самые добрые слова в адрес Российской академии наук от себя лично и коллектива Федеральной антимонопольной службы. Наша совместная деятельность позволила выработать научно-обоснованную позицию по ключевым положениям международной конвенции по борьбе с картелями, по национальному стандарту в области антимонопольного регулирования в сфере интеллектуальной собственности, оценке негативного влияния крупнейших транснациональных IT-компаний на отечественный рынок и многое другое. Впереди еще множество вызовов, на которые нам предстоит ответить.

Опубликовано в Трудах ВЭО России. Том 218.

По материалам Московского академического экономического форума. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь