Кирилл Никитин: зачем нам профицитный бюджет

Кирилл Никитин,

директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, председатель комитета по налоговой и бюджетной политике «Деловой России»

– Я не буду говорить о бюджетном процессе в целом. Я хотел прокомментировать то, что есть в бюджете, и то, что есть в документе, который всегда его сопровождает, а именно: «Основные направления налоговой и таможенно-тарифной бюджетной политики».

Мы имеем профицитный бюджет, который в очередной раз вызывает вопрос, зачем мы поднимали ставку НДС с 18 до 20%, зачем мы увеличивали пенсионный возраст? Чтобы у нас был профицитный бюджет? В своё время, когда на базе, в том числе РСПП, обсуждали бюджет, выступали руководители внебюджетных фондов, и руководитель Фонда социального страхования с гордостью говорил о том, что это единственный фонд, который собирает больше, чем тратит. И был очень удивлен вопросом о том, а в чём, собственно говоря, радость? Если государственный внебюджетный фонд собирает больше, чем тратит, это, наверное, означает, что у него ставки взносов завышены.

С бюджетным процессом то же самое. Давайте не собирать деньги в бюджет. Пусть они останутся в карманах налогоплательщиков, в карманах предприятий. Тогда мы будем обсуждать вопросы пополнения оборотных средств не за счёт недоступных и дорогих банковских кредитов, а за счёт, в том числе, собственных средств предприятий. После повышения налоговой нагрузки на оборотный капитал, после изменений в системе финансирования пенсионного фонда или, точнее скажем, расходов пенсионного фонда особенно удивительно наблюдать из года в год профицитный бюджет. Может быть, не надо собирать в федеральный бюджет деньги, которые из него не расходуются? В практике, в том числе Канады, Германии, время от времени случаются ситуации, когда избыточные доходы бюджета распределяются обратно налогоплательщикам.

Из года в год обсуждается проблема, скажем так, сверхцентрализации налогово-бюджетной системы и постоянная закредитованность субъектов федерации, факт того, что, дай бог, если 13 субъектов федерации сводят концы с концами, а все остальные зависят от благосклонности Министерства финансов и его профильного департамента, от того, сколько им выделят по не всегда прозрачным правилам денег на различного рода субсидии, как оценят их налоговые льготы?

Хочется в связи с этим в очередной раз повторить идею, которая сейчас активно обсуждается комиссией Госсовета по экономике и финансам. Давайте начнем с малого, вернемся к вопросу о перераспределении доходов от акцизов на табак из федерального бюджета в региональные бюджеты. Можно зачислять их в доходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Не забываем, что акциз на табак – это не фискальная история, этой история, связанная прежде всего с ограничением доступности табака. Хочется, чтобы эти доходы поступали в бюджет того субъекта или территориального фонда обязательного медицинского страхования, где сигареты покупаются.

И последнее. Много сказано и реализовано в бюджете по поводу акциза на жидкую сталь, роста ставок НДПИ, по поводу прочих мер, их непроработанности, по поводу дифференциации налогообложения прибыли в зависимости от доходности компании. С политической точки зрения гораздо важнее не то, сколько компания выплачивает дивидендов по сравнению с её капиталом, что беспокоит Минфин, а сколько компания тратит на инвестиции. Инструменты, стимулирующие направление прибыли на инновации, а не на распределение, распространены. Они существуют во многих странах: в Южной Корее, в США.

Ещё одна вещь, которая отражена в основных направлениях налоговой политики, не имеет прямого отношения непосредственно к проекту бюджета на 2022 год, но сильно заботит деловое сообщество. В основных направлениях Минфин по-прежнему настойчиво говорит о предоставлении налоговым органам возможности ограничения распоряжения имуществом налогоплательщиков в момент начала налоговой проверки. Это феерическое полномочие, которого, наверное, нет нигде в мире, которое обосновывается разного рода благими намерениями защиты добросовестных налогоплательщиков, кредиторов. С точки зрения и экономистов, и специалистов в области налоговой политики, и представителей делового сообщества, неограниченное право ограничения возможностей работать, распоряжаться собственными активами в момент начала налоговой проверки на основании каких бы то ни было внутренних процедур Федеральной налоговой службы кажется нерациональным и преждевременным. Деловое сообщество видит большую поддержку в этом вопросе со стороны ведомств, отвечающих за экономический рост. Я надеюсь, что это право не будет реализовано в налоговом законодательстве в 2021-2022 годы.

По материалам 30-й экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России «Бюджетная политика 2022 – 2024: расставляя приоритеты»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь