Компаниям из российских регионов помогут выйти на внешние рынки

0

Российские регионы подключились к реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Сформирован список компаний, которые должны до конца года получить государственную поддержку на развитие бизнеса за рубежом. Мы спросили экспертов, какие российские товары они считают востребованными за рубежом, и что нужно сделать, чтобы организовать их стабильные поставки за границу.

Основной смысл нацпроекта

Формально нацпроект «Международная кооперация и экспорт» был запущен 1 октября 2018 года, но его паспорт появился на сайте правительства только в феврале 2019-го. То есть, фактически Минпромторг и подведомственный ему Российский экспортный центр, а также Минэкономразвития и Минфин приступили к работе над ним только в этом году. По плану, к концу августа с руководителями субъектов федерации должны были быть заключены соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов на поддержку экспортеров. То есть к концу лета этого года российские регионы, которым есть что предложить за рубежом, должны были примкнуть к реализации нацпроекта.

Вице-премьер Дмитрий Козак, выступая на международной промышленной выставке Иннопром-2019 в Екатеринбурге, заявил, что нацпроект «Международная кооперация и экспорт» будет в ближайшие годы главным инструментом повышения конкурентоспособности России на внешних рынках.

«Основной смысл такой: всем, кто берется производить передовую продукцию и реализовывать ее на внешнем и внутреннем рынках, будет субсидироваться процентная ставка по кредитам. Мы это делаем, чтобы выровнять для российского бизнеса условия с точки зрения доступности финресурсов. 4,5 процента от ключевой ставки будут субсидироваться — по кредитам, по торговым операциям, по инвестиционным проектам. Причем на длительный период — программа рассчитана на шесть лет. Это серьезная поддержка — чтобы у наших компаний были равные условия с зарубежными конкурентами в плане доступности заемных денег», — заявил вице-премьер.

По его словам, отбор участников проекта завершился. Всего было подано 867 заявок, из которых к концу лета должны отсортировать 250. Окончательное подтверждение об участии в программе они получат после того, как заключат кредитные соглашения с банками. Козак подчеркнул, что субсидирование процентной ставки станет базовым инструментом государственной поддержки экспортеров.

Акселерационная программа

В Российском экспортном центре (РЭЦ) рассказали, что в конце июля началась совместная с бизнес-школой «Сколково» акселерационная программа для экспортеров. Участниками первого набора стали 40 компаний малого и среднего бизнеса из Москвы, Карелии, Татарстана, Алтайского и Пермского края, Ивановской, Нижегородской, Свердловской, Смоленской и Самарской областей. Аналогичные проекты РЭЦ уже реализует вместе со Сбербанком и МЭР.

Кроме того, РЭЦ планирует заняться унификацией работы Центров поддержки экспорта, которые созданы почти во всех субъектах федерации. Недавний мониторинг, проведенный Минэкономразвития, показал, что работают они недостаточно эффективно из-за нехватки денег. Поэтому было решено увеличить их финансирование, а РЭЦ назначить агентом правительства, курирующим их работу. После вступления в силу уже принятых изменений к 209-ФЗ, РЭЦ сможет разрабатывать методические рекомендации по работе Центров развития экспорта, чтобы они могли стать частью единой системы продвижения российской продукции за рубежом.

Законодательная база, регулирующая деятельность компаний-экспортеров, с начала года тоже довольно серьезно изменилась. Так, с 1 июля 2019 года экспортеры работ и услуг так же, как и поставщики товаров могут получать налоговые вычеты по НДС. 24 июля Госдума приняла законопроект, который отменяет требования о репатриации экспортной выручки в рублях для несырьевого экспорта с 1 января 2020 года, и для некоторых сырьевых товаров – с января 2024 года.

Кроме того, правительство РФ одобрило внесение в Госдуму поправок в принятый в первом чтении законопроект, направленный на смягчение ответственности за нерепатриацию валютной выручки. Если сегодня статья 15.25 КоАП за нерепатриацию валютной выручки предусматривает штраф в размере 75-100% от неполученной суммы, то после вступления поправок в силу размер штрафа может быть уменьшен до 5-30% для контрактов в иностранной валюте и до 3-10% для контрактов в рублях. Экспортер не будет привлечен к ответственности, если сумма контракта не превышает 200 000 рублей, а также если он опоздал с возвратом выручки не больше, чем на месяц, а с предоставлением документов – не больше, чем на три месяца.

Что предложат регионы?

В РЭЦ считают, что российским регионам есть, что предложить на внешних рынках помимо углеводородного сырья. Так, крупные индустриальные регионы могли бы поставлять за границу продукцию машиностроения, металлургии, химической промышленности. Аграрные центры уже довольно успешно торгуют зерном, рыбой, морепродуктами и растительными маслами, кондитерскими изделиями, кормами, напитками, мясом, маргарином, соусами, мукой, хлопьями, макаронными изделиями, молочной продукцией, консервами и другими продуктами. Тем не менее, по мнению экспертов, до сих пор существует довольно много ограничений, которые мешают увеличивать объемы несырьевого неэнергетического экспорта так быстро, как того хотело бы правительство. Главное из них – недостаточно комфортный предпринимательский климат в стране.

— Существует такое правило: хорошо экспортируется то, что успешно делается для своего рынка. Мы не можем себе позволить производить на экспорт продукты, в которых не нуждалась бы наша экономика. Поэтому товары, которые мы будем поставлять, должны быть как-то связаны с внутренним спросом. Наши трудности с развитием экспорта связаны как раз с тем, что мы ту же самую продукцию высокого передела не очень хорошо делаем и для себя, — говорит директор института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев.

Другими словами, чтобы поставлять на внешние рынки продукцию с высокой добавленной стоимостью, следует сначала научиться производить ее для внутренних нужд страны. А для этого нужно создать такие условия для предпринимателей, при которых им будет выгоднее произвести продукт в России, а не заказывать его изготовление за рубежом.

— Развивать экспорт, если внутренний рынок не конкурентен, бессмысленно. Если у производителя отсутствует достаточно сильная конкуренция на внутреннем рынке, зачем ему везти товар вовне? Поэтому ключ к развитому экспорту – здоровая конкурентная среда на внутреннем рынке,— считает Данильцев.

Кроме того, нужен развитый сектор бизнеса, который обслуживал бы экспортные компании. Тогда как компании-гиганты могут сами сопровождать свою экспортную деятельность, оплачивать штат юристов, логистов, консультантов, большинству небольших компаний это не под силу. Им нужны посредники, которые обслуживали бы их интересы. Это могут быть и государственные структуры, такие как Центры развития экспорта, и коммерческие компании, которые предлагали бы полный спектр услуг экспортерам за разумные деньги.

Автор: Надежда Толстоухова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here