«Нам нужен Транссиб-2 севернее того пути, который делает Китай»

Руслан Гринберг
Вице-президент ВЭО России, научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН

– Если у вас на квадратный километр приходится 5 или 6 человек, а на страну – 10 или 11 часовых зон, то по определению страна не может развиваться в чисто рыночном режиме, поскольку рынок, несмотря на всю его могущественность, всё-таки близорук, ему нужно сразу – здесь и сейчас. Поэтому когда у нас произошла антисоциалистическая революция, то мы, конечно же, сразу забыли планирование. С грязной водой советской власти повыбрасывали здоровых детей. Очень много их, таких здоровых детей, в том числе наработки советских экономистов по поводу освоения пространства. И сегодня мы находимся у разбитого корыта.

И поэтому приступать к освоению пространства, к связанности, к преодолению фрагментарности рынка труда – очень рискованная задача. Я этот аспект особенно хочу подчеркнуть, потому что у нас ведь есть такая традиция: большой разрыв между обсуждениями и началом процесса… Вольное экономическое общество должно утроить свои усилия для того, чтобы начинать реализовывать эту идею.

Коротко скажу, что нам нужно сделать. Во-первых, геополитика вернулась, она очень отвратительная – угрозы, взаимные санкции. И поэтому китайская затея Великого шёлкового пути – она хорошая и сопрягается формально с Евразийским союзом, но пока не видно, что мы там будем равноправным партнёром. И наша задача – в том, что нам нужен Транссиб-2 северней того пути, который делает Китай.

Второй очень важный момент – это экономический рост. Драйвером оживления экономики и ускорения может быть только государственная инвестиция. Любим мы государство, не любим мы государство, нет никакой альтернативы государственным инвестициям. Причитания по поводу отсутствия денег – это полная ерунда.

И, конечно же, коллективная промышленная политика Евразийского союза. Мы в институте занимаемся этим делом – встречаемся и с казахами, и с белорусами. Все соскучились по какому-то мегапроекту. Нас уже не очень боятся, хотя не все, в том, что мы будем диктовать свою логику, тоже хотят прекратить примитивизацию структур своей экономики – это очень важно, и, конечно, обезлюдивание территории – это очень серьёзная проблема.

Так что дело за малым. Вместо того чтобы возрождать гиперцентрализм, надо начинать реализовывать идею транспортной инфраструктуры. И в моём представлении здесь нужно отходить от всяких идеологий свободного рынка. Нужно жёстко реализовывать тот план, который уже намечен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь