Никита Масленников: что не позволяет Правительству включить меры поддержки на полную?

Никита Масленников,

Ведущий эксперт Центра политических технологий

Ситуация, на мой взгляд, достаточно жесткая. Она хорошо характеризуется докладом бизнес-омбудсмена Бориса Титова Президенту Российской Федерации. Приведу буквально несколько цифр. 70% субъектов экономики несут существенные потери. У 67% – выручка упала ниже 35%. 53% – определяют свое положение как катастрофу. 53% – фиксируют падение спроса на продукции и услуги примерно на 50% и более. У 62% – шансы на посткризисное выживание, по их мнению, не превышают 10%. Положительно оценивают меры государственной поддержки всего 27,8% респондентов, отрицательно – 55,1%. Если говорить о государственной поддержке, расклад простой: ее критериям соответствует примерно четверть пострадавших, а нужна она как минимум 70% российских компаний.

Тем не менее экономика начинает восстанавливаться, о чем свидетельствуют опережающие показатели. Индекс PMI обрабатывающих отраслей России в мае вырос до 36,2 балла – уже хорошо! В апреле он составлял 31 балл. Объем и динамика входящих платежей в отраслях российской экономики дают представление об изменениях активности в секторах и их финансовом состоянии. Среднее значение отклонения объема входящих платежей от «нормального» уровня в мае составило 14%, в апреле было – 19,2%. То есть здесь тоже есть улучшение. Однако все это пока не вызывает восторгов относительно того, что еще немножко и прорыв не за горами.

Регуляторы сейчас очень сдержаны в принятии решений. Основания понятны: картина второго квартала неочевидна. С точки зрения ситуации в мире есть неопределенность с третьим и четвертым кварталом. Прокатится ли вторая волна пандемии? Как будет развиваться ситуация с торговыми противоречиями США и Китая? Есть большое количество факторов, которые не позволяют сегодня Правительству включить меры поддержки на полную.

Тем не менее опыт предыдущих месяцев уже выстроил структуру запроса бизнеса относительно среднесрочной перспективы. Первое – все, что помогает снижать издержки. Любые средства, применяемые Правительством, будут хороши, в том числе административные. Поэтому принципиально важны продолжение контрольно-надзорной реформы, восполнение оборотных средств предприятий, снижение рисков неплатежей и банкротств и, естественно, перезагрузка законодательства о банкротстве, комфортность выхода на стандартные режимы уплаты налогов и страховых взносов и поддержка потребительского спроса в ближайшие 3–4 квартала.

А дальше начинается самое интересное! Встает вопрос о необходимости стимулирования инвестиционного спроса, потому что с 2022 года мы попадаем в ловушку, когда по прогнозам идет скользящее снижение темпов ВВП и экономика возвращается к объемам потенциального выпуска докризисных периодов. И это существенный вызов для экономической политики. Есть в национальном плане хотя бы приблизительный ответ на него? Посмотрим.

По материалам 27-й экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России на тему «Российский бизнес: остаться в живых»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь