«Все доллары мира на 90% проэмитированы под государственные задачи»

Михаил Ершов
Член Президиума ВЭО России, главный директор по финансовым исследованиям «Института энергетики и финансов», профессор Финансового университета при Правительстве РФ, член комиссии по банкам и банковской деятельности Российского Союза промышленников и предпринимателей, д.э.н.

– В начале 2000-х гг. функционировала рабочая группа Президиума Госсовета РФ по вопросам государственной промышленной политики. Я входил в эту рабочую группу, несколько месяцев мы занимались этими проблемами. Я поднял материалы того периода, и что с интересом вновь прочитал? Что предлагалось? «Необходимо формирование более прогрессивной структуры экономики с большим весом обрабатывающей промышленности, наукоемких производств и т.д. Уменьшение зависимости экономического роста от внешних условий, внешнего финансирования, обеспечение эффективных территориальных проектов, осуществление мер, направленных на укрепление и поддержку национальных производителей в условиях международной конкуренции, снижение процентных ставок, увеличение длинных денег» и т.д. Как будто пишем сейчас. Все предложения можно перенести из той эпохи в нынешнюю, мы окажемся в той же самой системе координат.

Финансовые экономические кризисы повышают значение промышленной политики. Последний кризис тому наглядное подтверждение. Хотя промышленная политика в той или иной мере существовала всегда, именно при администрации Обамы, а это был пик последнего ипотечного кризиса, эта промышленная политика существенно увеличила масштабы, размеры и объемы. Вся эмиссия национальных валют в долларах тогда была 800 млрд., а стала почти 4 трлн. с большим креном в сферу целевых длинных бумаг. Мы имеем упор на длинные деньги, т.е. эмиссия была не просто целевой, но и длинной – до 30 лет. Программа последнего периода, когда кризис уже начал завершаться, состояла в увеличении длинных кредитов со стороны ФРС и своей экономики для поддержки целевых программ ипотеки. В итоге программа была признана успешной, потому что ставки по ипотеке были снижены с 5% до 3%. Соответственно, оживление ипотечного кредитного рынка стало более ощутимым, вся экономика как следствие стала расти, потому что она вся была завязана на ипотеку. Тезис: в зрелых экономиках национальные приоритеты формируют основу всей денежной системы.

Все доллары мира, которые сейчас есть, на 90 с лишним процентов были проэмитированы под государственные задачи. Все японские йены изначально были проэмитированы под государственные приоритеты японского Министерства финансов. У нас целевая эмиссия – меньше 5%. Если бы я был не экономистом, я бы сказал, что как минимум привлекает к себе внимание, что в двух самых зрелых финансовых системах – на удивление похожие подходы. Не это ли обеспечивает им сохранение лидерства в мировой финансовой системе? Не от того ли у нас все проблемы с длинными и прочими деньгами, с финансированием и фондированием, что наши подходы диаметрально противоположны тем, что работают в развитых финансовых системах?

Напомню, что в СССР подходы были близки к тем, которые у этих зрелых финансовых систем, где монетизация на базе бюджетных приоритетов. По сути, в их случае имеет место полномасштабная денежная политика, когда вся монетизация работает на приоритеты экономической политики.

Если мы в той или иной мере будем использовать и разрабатывать аналогичные подходы у нас, то это фактически сделает нашу финансовую сферу и нашу экономику суверенной, может обеспечить нам рост экономики в условиях внешних ограничений и санкций, которые сейчас давят на нас в полной мере. Потенциал и инструменты для успешного решения тех задач, которые перед нами стоят, есть. Если мы будем их более активно использовать, то результат будет позитивный.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь