Арктика. Как разбудить спящий регион?

Восточный экономический форум, который прошел в сентябре во Владивостоке и, несмотря на сложную обстановку с пандемией коронавируса, собрал около 4000 участников из 60 стран мира, обнажил достаточно много серьезных вопросов, касающихся развития Арктического региона. При этом большое количество тем было посвящено решению и обсуждению житейских проблем — от дороговизны жилья и транспортной доступности до повышения качества здравоохранения и образования.

Как заявил, открывая пленарное заседание Форума, президент Российской Федерации Владимир Путин, несмотря на то, что национальная программа по развитию региона рассчитана на период до 2035 года, уже сегодня жителям необходима качественная инфраструктура, что позволит комфортно не только работать, но и жить.

Президент заметил, что на Дальнем Востоке нельзя работать по шаблонам в силу больших расстояний, удаленности друг от друга городов и деревень, динамики развития. Все это в комплексе требует новых подходов, в частности, к малой авиации, к инфраструктуре, которая нужна для обслуживания таких перевозок. Есть вопросы, заметил президент, и к магистральной авиации, связанные в том числе с отсутствием в продаже субсидируемых льготных билетов на перелеты с Дальнего Востока на европейскую территорию России.

Упущенных выгод, заметил Владимир Путин, было много, остались они и сегодня. Например, пропускная способность железной дороги не позволяет в полной мере воспользоваться хорошими ценами на рынке угля и увеличить экспорт, но
и этот вопрос решаем. В общей сложности на Дальнем Востоке сегодня реализуют 2600 проектов по развитию.

По словам советника президента Российской Федерации, ответственного секретаря Оргкомитета ВЭФ Антона Кобякова, сказанным им на Восточном экономическом форуме, «в будущем мы намерены продолжать концентрировать внимание на вопросах изменения климата и экологии, экономическом сотрудничестве с другими странами в Арктике, развитии транспортной инфраструктуры и развитии человеческого капитала». Необходимость и в целом безальтернативность такого сотрудничества была отмечена и президентом Фонда мира Сасакавы Атсуши Сунами, который констатировал, что необходимо широко использовать доступные правовые инструменты, и подчеркнул, что Фонд не хочет видеть Арктику областью конкуренции, тем более что регион является очень хрупкой системой.

С этим тезисом во время дискуссии на одной из панельных сессий согласился и бывший премьер-министр Австралии, президент Asia Society Policy Institute (ASPI) Кевин Майкл Радд, который призвал страны, участвующие в форуме, и в целом мировое сообщество быть крайне осторожными в обращении с очень уязвимыми экосистемами полярных регионов.

Обсуждались и более конкретные вопросы. Так, в рамках бизнес-диалога «Россия — Япония» председателем Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО), советником Mitsui & Co. Ltd Масами Иидзима была отмечена необходимость разработки новых логистических маршрутов, необходимых для поставки добытых в Арктике ресурсов на мировые рынки сбыта. Масами Иидзима конкретизировал этот тезис, заявив о своих ожиданиях, что «сотрудничество между Россией и Японией будет продвигаться как развитие Северного морского пути и строительство перевалочных баз на Камчатке и в Мурманске».

Одним словом, для того чтобы «разбудить» этот регион и вдохнуть в него новую жизнь, необходима синергия бизнеса и власти, льготных налоговых режимов и серьезных инвестиций. Однако не менее важным представляется и обеспечение устойчивого развития Арктики в рамках четкой стратегии. Предыдущая была рассчитана на работу до 2020 года. В рамках новой Стратегии, рассчитанной уже на период до 2035 года, предусматривается всестороннее развитие во многих сферах — от оборонки до экономики. Не обойтись и без решения социальных задач: модернизации системы здравоохранения и объектов социальной инфраструктуры, устранения негативных последствий для окружающей среды и хозяйственной деятельности людей, сохранения культуры малых народов севера. Государство будет поддерживать и субсидировать жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры в регионе. Гражданам упростят получение земельных участков, а бизнесу дадут возможность использовать специальный экономический режим, который будет способствовать переходу к экономике замкнутого цикла, осуществлению частных инвестиций в проведение геологоразведочных работ, созданию новых и модернизации действующих промышленных производств, развитию наукоемких и высокотехнологичных производств, разработке новых месторождений.

В результате реализации предыдущей Стратегии развития Арктики до 2020 года были достигнуты определенные успехи, считает президент ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов. Тем не менее, констатировал он на международной конференции «Арктика: решения задач устойчивого развития», организованной Международным Союзом экономистов, Вольным экономическим обществом России и Научным советом РАН по изучению Арктики и Антарктики при участии Информационного центра ООН в Москве, перед Россией по-прежнему стоят фундаментальные задачи: предстоит развивать достигнутое — формировать энергетическую, транспортную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, решать вопросы экологической безопасности и социального развития, двигать вперед науку и технологии в интересах освоения Арктики, улучшать инвестиционный климат.

Тем более, считает научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Президиума ВЭО России Борис Порфирьев, что валовой продукт, который вырабатывается в Арктике на одного жителя, в 3,5 раза выше, чем в среднем по России. Арктика нас, что называется, «кормит», и это наш «должок». «Если мы хотим и дальше устойчиво двигаться вперед, а не только гибко реагировать на вызовы и шоки, необходимо в Арктику вкладывать», — отметил он.

Пока же, констатирует вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Максим Фатеев, за последние три года число малых и средних предприятий в Арктической зоне сократилось на 11 тысяч. При этом количество работников, занятых в малом и среднем бизнесе, уменьшилось на 103 тысячи человек.

«Дело в том, что затраты на организацию одного рабочего места [в малом и среднем бизнесе] в Арктике в среднем составляют 285 тысяч рублей на одного работника, тогда как в России это 16 тысяч рублей. В Арктике 23 процента этих затрат уходят на оплату труда, в России — порядка 14 про- цента. Поэтому в арктических регионах сейчас сосредоточено всего 2 процента российских малых и средних предприятий», — пояснил он.

Конечно, это не значит, что малым бизнесом в Арктике заниматься абсолютно невыгодно. «В российской Арктике проживает два с половиной миллиона человек. Им также нужны услуги, продукты питания, красивые вещи. Причем потребность эта обострена из-за трудной доступности благ, к которым мы на Большой земле привыкли, — отмечает Максим Фатеев. — К тому же крупные предприятия, в том числе и углеводородного сектора, зачастую пользуются услугами «смежников-малышей». При реализации нефтегазовых проектов 80 процентов работ приходится на их долю. Кто-то шьет рукавицы, кто-то — спецодежду, кто- то осуществляет небольшие поставки».

Пока же, считает Председатель Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики академик РАН Алексей Гвишиани, необходимо «с помощью технологии больших данных найти в «хаосе» Арктики наиболее важные пункты, которые нужно развивать в первую очередь».

Необходимо создать интеллектуальную геоин- формационную систему Арктического региона во всем многообразии больших данных, которая будет включать информационный архив, уверен ученый.

«Мы должны создать и исследовать большие дан- ные Арктического региона. Это очень сложная, но необходимая задача. Мы видим внутри раздела Big Data создание информационного архива, гигант- ского, быстро обрабатываемого и разнообразного. Большие данные не обязательно структурирован- ные. Они должны быть разнообразными и быстро получаемыми. Такие возможности у нас есть. Есть и суперкомпьютеры, и методы», — констатировал Алексей Гвишиани.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь