«Китай впервые упомянул о заинтересованности в Северном морском пути в 2009 году»

Андрей Островский,
Заместитель директора Института Дальнего Востока

(Выступление на Абалкинских чтениях ВЭО России 31.01.2019)

Все знают, что в 2013 году Си Цзиньпин выдвинул инициативу «Один пояс – один путь», который, впрочем, состоит из двух проектов. Первый – это Экономический пояс шелкового пути, который идет из Азии в Европу по маршруту, который был проложен еще при Юлии Цезаре. И второй – это Морской шелковый путь XXI века. Так вот Арктика относится ко второму маршруту. По сути это морские пути, которые идут из города Фучжоу – столицы провинции Фуцзянь в Азию, Африку, Западную Европу, Северную Европу, Австралию и Латинскую Америку. Арктика там – отдельная тема.

5 основных целей этой китайской инициативы «Один пояс – один путь», чтобы было ясно, что там в Арктике Китай забыл.

  1. Обмен между странами региона информацией по стратегии экономического развития для поиска точек соприкосновения.
  2. Развитие дорожного сообщения для создания большого транспортного коридора: Тихий океан – Балтийское море – Атлантический океан.
  3. Организация бесперебойной торговли в зоне Экономического пояса шелкового пути при упрощении торговых и инвестиционных процедур.
  4. Укрепление сферы денежного обращения за счет расчета в национальных валютах.
  5. Взаимное изучение устремлений народов в этой зоне.

Для реализации этих проектов в Китае были созданы 2 крупные финансовые структуры: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (общий объем капитализации – 100 млрд долларов) и Фонд шелкового пути (объем капитализации – 40 млрд американских долларов).

Китай впервые упомянул о заинтересованности в Северном морском пути в 2009 году. Они 4 года готовили первый маршрут первого, единственного пока китайского ледокола «Снежный дракон». В 2013 году он впервые прошел от Мурманска до Шанхая. Сейчас Китай ведет строительство ледокольного флота, так как там пришли к выводу, что одного судна явно мало. Для чего им нужен Северный морской путь? Как альтернатива морского шелкового пути через Индийский океан и далее в Европу. Расстояние значительно короче. По времени – экономия 20%. По китайским оценкам к 2020 году страна сможет через СМП проводить от 5 до 15% внешнеторгового грузопотока в виде контейнерных перевозок из 2 портов – Шанхая и Даляня в пункты прибытия – либо Мурманск в РФ, либо Киркинес в Норвегии.

Для более активного участия Китая в развитии СМП Китай нам на государственном уровне предлагает создать Банк освоения океана, который бы финансировал эти совместные экономические и научные проекты. В настоящее время в Китае уже выделены структуры, которые занимаются реализацией этого проекта: Даляньское морское пароходство, и уже получил крупный грант на научную разработку проекта внедрения Китая в Арктику Харбинский инженерный университет. В Китае также предполагают развитие сотрудничества с Россией для более активного включения ее в разработку СМП. Каким образом? Китайскими учеными неоднократно выдвигались идеи об использовании двух наших транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» для сокращения транспортных маршрутов для товаров с Северо-Востока Китая – провинций Хэйлунцзян и Дзилинь до Владивосток и порт Зарубино с последующей перегрузкой на суда для следования по Северному морскому пути. Кроме того, в Китае есть Институт приграничных территорий Академии общественных наук, где использовали для развития Северного морского пути в качестве опорной зоны погранпереход Хэйхэ – Благовещенск. Где Благовещенск и где Арктика? Тем не менее, планы у них – ввозить товары в Благовещенск по железной дороге, далее по Транссибу Тында – Якутск с последующей перевалкой на суда – по реке Лене до порта Тикси. Но эти планы можно будет реализовать только после строительства моста через Амур в районе Хэйхэ – Благовещенск.

Таким образом, РФ может включиться в реализацию китайской инициативы «Один пояс – один путь» не только через развитие северного маршрута экономического пояса шелкового пути и развития транспортного коридора Китай – Монголия – Россия, но и используя СМП в качестве дополнения. Будет таким образом создан дополнительный маршрут из Восточной Азии в Северную Европу, и при освоении углеводородных месторождений в Арктике, как показывает опыт компании «Новатэк», эта транспортная магистраль тоже будет востребована.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь