Каким может быть Госплан в современной России

Для меня вопрос, нужно госпланирование или нужно, не стоит. Ответ однозначно «да». Нам необходимо планирование, более того, мы осознанно используем понятие «Госплан 2.0» и «Цифровой госплан». 

Николай Новичков,
депутат Государственной Думы ФС РФ от партии «Справедливая Россия за правду», член комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики, д.э.н., профессор

(Из выступления в Координационном клубе Вольного экономического общества России)

В чем нужно планирование

— Для меня вопрос, нужно госпланирование или нужно, не стоит. Ответ однозначно «да». Нам необходимо планирование, более того, мы осознанно используем понятие «Госплан 2.0» и «Цифровой госплан». 

Почему мы считаем, что Госплан 2.0 предопределён? Для этого есть несколько оснований. Первое основание — геополитическое. После 24 февраля у нас, хотим мы этого или нет, началась новая жизнь. Начавшиеся или обострившиеся санкции выявили ту проблему, которую мы как специалисты всегда понимали, и ученые об этом всегда говорили. У нас есть целые отрасли народного хозяйства, которые критически зависят от импорта. Понятно, что сейчас ведётся большая работа, и нужно отдать должное и Минпромторгу, и Министерству сельского хозяйства, и Минцифры, но, тем не менее, есть ещё куда двигаться.

При чем здесь Госплан? А при том, что быстро нарастить производство любой продукции, сложной и даже не очень сложной, когда есть заказ только на 10 или даже на 10 000 единиц, крайне сложно, практически невозможно, потому что должна быть материально-техническая база, должны быть кредиты, должны быть ресурсы. А когда заказ в масштабах страны, когда мы понимаем, что необходимо, условно, 10 ледоколов, 10 000 судов на воздушной подушке для того, чтобы восстановить речной флот, это уже немножко другая задачка. И решить ее уже с точки зрения экономического планирования проще, потому что понятен горизонт планирования, понятен объём заказов, порядок заработка.

Наша страна по сути дела может превратиться в единый хозяйственный комплекс, в единую национальную экономическую систему, в которой большой заказ на производство товаров, важных для экономики, для жизни людей, становится понятным и прозрачным. Здесь нет противоречий между государством и рынком. Потребителя не особо интересует, кто произведёт эти самые суда на воздушной подушке: главное, чтобы они были, чтобы речной флот возродился.

Сейчас ведётся большая работа по восстановлению портовых хозяйств. Государство очень много для этого делает. Если государство говорит, что ему нужны данные корабли, частник может сориентироваться и начать реализовывать эти задачи.

Майские указы — это серьёзный вопрос в сторону государственного стратегического планирования. Давайте Майские указы распространим на весь комплекс народного хозяйства, чтобы они были обязательными не только для губернаторов и министров, а для всей страны. 

Нужно понимать, что мы технологически сильно продвинулись. Госплан работал на перфокартах, а сейчас у нас есть не только самые современные (один из крупнейших суперкомпьютеров находится в Российской Федерации) мощности, но и накопленные информационные технологии позволяют обрабатывать серьезные массивы.

В некоторых местах даже агропрома мы критически зависим, до 90%, от поставок из-за рубежа. Если по зерновым, зерно-бобовым у нас уже есть существенные наработки и мы можем говорить о какой-то независимости, то есть области с тотальной зависимостью, потому что мы пустили все на самотек и решили, что мы можем закупать семена за рубежом и из них также все вырастить. Но, во-первых, вырастет не так, как нам хочется, и, во-вторых, в определённый момент всё это может прекратиться. То же самое — с пестицидами. У нас по целому комплексу действующего вещества зависимость от импорта. И в машиностроении, и в сельском хозяйстве у нас есть куда развиваться, поэтому если мы поставим себе целевой ориентир — обеспечить импортонезависимость больше, чем на 80%, то это уже и есть планирование.

Нам планирование нужно не только в оборонно-промышленном комплексе. (Конечно, там оно нужно в первую очередь, потому что мы должны понимать, сколько у нас производится снарядов, сколько у нас производится ракет, как они тратятся и так далее). А есть вещи неочевидные, связанные с рыночным регулированием. 

Обработка данных для Госплана 2.0

У нас есть технологическое оборудование, мощности, специалисты, желание. В чем возникает сложность? В отличии между персональными данными и обезличенными данными. Маршрут передвижения депутата Новичкова по городу Москве — это персональные данные, а вот маршрут передвижения десяти миллионов москвичей — это уже обезличенные данные, и они являются в цифровой экономике товаром. Кому они сейчас принадлежат — большой вопрос. Как правило, они принадлежат агрегаторам.

Сейчас мы стоим на пороге того, чтобы принять федеральный закон о госмонополии на обработанные, обезличенные данные. Почему? Потому что с этими данными можно оперировать с точки зрения не только безопасности, но и планирования народного хозяйства. Перемещение людей, капиталов, предприятий, транспортных средств — все транзакции в широком смысле слова в обезличенном формате должны контролироваться государством, и уже на основе этих первичных данных  можно строить прогнозы, ставить задачи, делать выводы.

Информация Росстата нас, конечно, устраивает, но не очень. Я буквально недавно общался с мэром одного из северных городов. У него проблема: не хватает милиционеров, потому что по нормативу у него город-стотысячник, а у него не стотысячник, а стопятидесятитысячник. Я говорю: «А в чём проблема-то? Ты не можешь взять данные из Федеральной налоговой службы по резидентам, которые платят налоги?» – «Я не могу. У меня для этого нормативки нет».

Поэтому чем быстрее мы определимся с тем, как управлять данными, которые обрабатываются конкретно в регионах, в отраслях, в комплексах, чем быстрее мы с этими данными наведём порядок, тем эффективнее мы сможем строить планы и прогнозы, реализовывать Госплан 2.0. Я на эту тему буквально в этих же словах разговаривал сегодня с министром цифрового развития Шадаевым, и он действительно подтверждает, что возможности технологические имеются. Конечно, ему нужна эта нормативка, о которой я только что сказал, по обработке данных. У нас есть все основания для того, чтобы двигаться в том направлении, о котором я сказал. Это реальность сегодняшнего дня, а может быть, чуть-чуть завтрашнего.

Завершая своё короткое выступление, хочу сказать, что нам необходимо планирование:

  1. Потому что мы не понимаем часто, где находимся в развитии.
  2. Чтобы обеспечивать импортонезависимость и импортозамещение.
  3. Потому что это позволяет расти быстрее, чем остальной мир. И примеры сильно развитых экономик Востока говорят ровно о том, что информацию надо перекладывать в конкретные планы и прогнозные решения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь