Президент РАН: «Перед нами стоит задача стратегического прогнозирования»

0

Александр Михайлович Сергеев,
президент Российской академии наук, академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор

Мы с вами встаём или хотим встать на траекторию устойчивого развития. Надеемся, что прошли те годы, когда мы планировали нашу жизнь только на год вперёд, когда было сильнейшее санкционное давление. Хотя это давление и сейчас не ослабевает, но мы к нему адаптировались. Считаем, что то влияние, которое оказывала геополитика на наше внутреннее социально-экономическое развитие, сейчас в ближайшие годы будет ослабевать, потому что мы очевидно становимся сильнее. И ясно, что сейчас перед нами задача не прогнозирования на год или на три года вперёд, а задача стратегического прогнозирования.

Стратегическое прогнозирование – это и шестилетка национальных проектов, это и планы развития вперёд до 2030 и 2035 года. И когда мы говорим о развитии на таких длинных трассах, вдоль таких длинных траекторий, то роль науки становится особенно важной. Мне кажется, что вообще задача академической науки, фундаментальной науки – это прогнозирование, прежде всего, стратегическое.

Давайте вспомним послание президента прошлого года Федеральному Собранию. Первым номером была сформулирована цель обеспечения качества жизни. Именно качества жизни. Экономика шла дальше. Почему это важно? Да потому что народ должен почувствовать, что ситуация меняется к лучшему. Это и есть качество жизни. И сейчас, когда мы смотрим на шестилетку, на национальные проекты, там тоже основное внимание уделяется именно проектам социальной направленности: на первом плане демография, здравоохранение, социальный блок. И то, что мы услышали 8 мая от президента на встрече, посвящённой запуску национальных проектов: в первую очередь народ должен почувствовать, что национальные проекты пошли, прежде всего, в социальной области. Но мы понимаем, что две траектории – социального развития и экономического развития – не могут развиваться независимо друг от друга: мы не можем обеспечить повышение качества жизни без обеспечения экономического роста и экономический рост тоже не сможем обеспечить, если трудящиеся не почувствуют изменение к лучшему. Вот эти две траектории – социальная и экономическая – они, безусловно, взаимосвязаны.

Фактически, вы знаете, это как спираль ДНК – одна траектория, вторая – но они очень тесно взаимосвязаны, и нужно, чтобы эти две траектории шли вверх. Как, каким образом это можно сделать? Это не столь очевидно и однозначно, что они вдруг как-то самосогласованно пойдут вместе вперёд – вопросы здесь есть. Мы ставим задачу вхождения по экономике в пятёрку ведущих стран, а, с другой стороны, говорим, что для того, чтобы достичь этого, мы должны больше привлекать трудовые ресурсы. Мы объявили проведение пенсионной реформы. Вопрос новой пенсионной системы и увеличения пенсионного возраста – это, безусловно, с одной стороны, экономический, но, с другой стороны, сильнейший социальный момент. Эти решения работают на то, чтобы мы с вами шли вверх по этим двум взаимосвязанным траекториям, или есть противоречия? То есть, связь социальной и экономической траектории для обеспечения устойчивого стратегического развития – в этом мы как раз видим очень важную миссию этого форума.

Очень серьёзный момент – это развитие и использование нашего человеческого капитала. Если мы посмотрим примеры разных экономик наукоориентированных, которые летят вперёд на рельсах научно-технологического развития, там действительно большие средства вкладываются в науку, наука даёт результаты, которые быстро идут в рынок, рынок дальше реинвестирует в экономику, работает обратная связь, и локомотив несётся вперёд. Если мы  посмотрим на то, каким образом была устроена вот эта раскрутка в различных технологиях, то мы увидим, что в большинстве случаев ситуация-то была совсем не такая, как у нас.

Давайте возьмём Сингапур, Китай: ведь они сначала стали богатыми странами в плане инвестиций, в плане денег, а потом начали усиленно вкладывать в науку и образование, тем самым обеспечив вот эту вот обратную связь. Но у нас с денежными инвестициями ситуация довольно сложная в стране, по-прежнему геополитическая ситуация не позволяет ждать больших заимствований из-за рубежа, да и наша внутренняя инвестиционная ситуация, в общем-то, не очень располагает к оптимизму. То есть такое развитие – через наполнение экономики большим количеством инвестиционных денег, а потом вбрасывание в развитие человеческого капитала, – по-видимому, у нас произойти не может. Наоборот, мы говорим о том, чтобы включить механизм развития нашего человеческого капитала с тем, чтобы он у нас запустил нашу экономику вверх. Это задача в известном смысле противоположная тем задачам, которые решали другие экономики, на которые мы хотим быть через шесть лет похожими и быть конкурентными.

Каким образом нам это сделать? На первый план выходит сейчас задача поддержки и развития, умножения нашего человеческого капитала. Это задача правильно выстроенной системы образования. Мы должны посмотреть, а как в условиях таких достаточно небогатых инвестиций, каким образом мы можем множить наш человеческий капитал? Что такое вообще человеческий капитал? Это количество знаний и умений, которые адекватны текущему технологическому укладу. Как мы можем обеспечить образование, начиная со школы, далее – в университетах, в аспирантуре таким образом, чтобы наши молодые учёные и инженеры пришли и обеспечили это умножение человеческого капитала? Это важный, специфичный для нашей страны на текущий момент пункт.

Наконец, в нашей стране есть ещё одна важная специфика: мы обладаем громадной территорией. По-видимому, ни одна страна в мире не стояла перед такими проблемами устойчивого регионального развития, а тенденции здесь во многих случаях весьма неположительные. Мы действительно видим отток человеческого капитала из восточных областей в западные, чрезмерную концентрацию ресурса вокруг столицы. Это обеднение регионов – очень серьёзный вопрос, который требует тоже научного подхода к решению. Специфика социально-экономического развития, двух переплетённых траекторий, которые вместе устойчиво должны идти вверх, – это как раз то, что мы на этом форуме должны обсудить.

Задача стратегического развития и планирования – это, конечно, научная задача. Я начинал как физик-теоретик и занимался в том числе динамикой систем, которые могут демонстрировать регулярное поведение и хаотическое поведение. Так вот из современной науки известно, что даже системы с очень небольшим числом степеней свободы, – может быть, это удивительно для присутствующих, – системы с полутора степенями свободы (это три неизвестных) в условиях сильной нелинейной связи могут демонстрировать очень быстро выход в хаотический, непредсказуемый режим. И это сначала было открыто в метеорологии, потом этим много занимались и занимаются и физики, и математики.

Экономические системы – это системы с огромным числом степеней свободы, эти степени свободы сильно нелинейно связаны друг с другом, и вдобавок к этому, в отличие от физики, математики, химии, может быть, даже биологии, эта эволюция идёт в условиях часто непредсказуемых изменений коэффициентов и правых частей этих уравнений: вот, Федеральный резерв принял решение ставку изменить, вот господин Трамп встал сегодня не с той ноги – и это всё сказывается на экономике.

Поэтому задача исследований динамики систем, сложно связанных друг с другом в условиях, меняющихся часто в зависимости от субъективных обстоятельств коэффициентов и правых частей, – это сложнейшая задача для научного моделирования. Для того, чтобы эту задачу поставить, смоделировать, для того, чтобы её решить, чтобы найти рукава устойчивого развития, нужны знания и компетенции не только экономистов, здесь должны быть и математики, и физики, здесь должны быть и айтишники, здесь должны быть социологи. Какая площадка, как не площадка Академии наук в плане компетенций, мультидисциплинарного взаимодействия является более адекватной для того чтобы, рассматривать эти вопросы?

Есть ещё один момент. Вы знаете, в прошлом году вышел 218-й Федеральный закон, который был внесён по инициативе Президента нашей страны, об увеличении полномочий Российской академии наук. Так вот один из пунктов, который там появился, – это прогнозирование научного, научно-технического и социально-экономического развития страны. То есть руководство страны ставит именно такую задачу для Российской академии наук, и мы её хотим выполнить.

Вообще, академическая аудитория, академическая трибуна располагает к широким дискуссиям. Мы постарались сделать так, чтобы этот форум сегодня и в будущем привлекал как можно более широкий спектр взглядов. Мы не хотим, чтобы здесь превалировали левые, правые уклоны, либеральные, консервативные, ещё какие-то. Академическая трибуна и аудитория по определению должна располагать к широким мнениям дискуссионным, но именно за счёт этой широкой дискуссионности и должны вырабатываться правильные решения. И я надеюсь, теми решениями, которые мы сегодня сформулируем, мы будем способствовать тому, чтобы наша страна встала на рельсы устойчивого социально-экономического развития на стратегическую перспективу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here