Бизнес наоборот 

0

Каким будет социальное предпринимательство в России.

Социальное предпринимательство в последние 10 лет в наиболее развитых странах показало рост, сравнимый с ростом инновационной промышленности. В Америке, Евросоюзе, Канаде, Австралии, даже в Индии и Африке поняли, насколько общественно полезные проекты выгодный бизнес. В России эта тема также весьма популярна не первый год, но зарабатывать на добрых делах пока получается плохо. Поменяется ли бизнес после принятия закона о социальном предпринимательстве? 

ЧТО ГОВОРЯТ ЦИФРЫ

Самыми благоприятными странами для социального предпринимательства традиционно считаются США, Канада и Великобритания. Об этом свидетельствуют и результаты последнего рейтинга, проведенного Фондом агентства Thomson Reuters в кооперации
с Deutsche Bank, UnLtd и the Global Social Entrepreneurship Network. Из 44 стран Россия оказалась лишь на 31-м месте.

За критерии оценки аналитики брали поддержку правительства, привлечение квалифицированного персонала, возможность заработка на жизнь, доступ к инвестициям и понимание общества. Говоря о последнем критерии, аналитики поясняют, что все еще есть слишком много людей, которые рассматривают социальных предпринимателей как утопически настроенных людей в вязаных свитерах. А это в корне отличается от действительности.

Анна Рудакова,

директор фонда «Социальные проекты и программы»: 

Существует крайне мало информации, по которой можно судить, какие страны действительно стимулируют социальное предпринимательство, а каким странам есть еще куда расти. У нас ни общество не готово, хотя социальная реклама становится «человеческой и близкой», ни государство не жаждет поддерживать сферу.

СОЦИАЛЬНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ

В России социальных предпринимателей или инициаторов социально значимых проектов из года в год становится все больше. Подсчитать точное количество проектов пока невозможно, поскольку закон их не «видит». В ФЗ No209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» социальное предпринимательство не выделяется как самостоятельный вид деятельности.

Ирина Фришман,

главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования: 

Зачастую развитие социального предпринимательства связано с инновационной деятельностью и партнерством с некоммерческими организациями. Сейчас широта поля социального предпринимательства ограничена из-за недостаточной нормативной базы. Хотя есть примеры достаточно успешных социальных аптек и парикмахерских, компаний, занимающихся уходом за пожилыми людьми. Также можно привести примеры использования методов венчурного бизнеса для разработки, финансирования и внедрения решений, затрагивающих вопросы социальной значимости.

Сейчас Минэкономразвития всерьез занялось разработкой законопроекта, которым предлагает законодательно закрепить статус социального предпринимательства. Хотя документ является уже не первой попыткой чиновников определить это понятие, на этот раз надежда у бизнеса все же есть. В проекте четко прописано определение, что к социальному предпринимательству следует относить предприятия, на которых трудятся инвалиды, одинокие (с детьми до семи лет) и многодетные родители, пенсионеры, выпускники детдомов до 21 года, а также бывшие заключенные. Среднесписочная численность таких работников в совокупности должна составлять не менее 30%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.

Эти критерии не новые, их Минэкономики взяло из госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 2014 года. При этом в документе также уточняется, что социальным может считаться предприятие, которое своей деятельностью помогает людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Несмотря на то что этим документом только предполагается дать понятие социальному предпринимательству, в пояснительной записке к проекту указано, что государство оказывает ему помощь с 2012 года. Утверждается, что сейчас они получают помощь в 52 регионах, в 18 — созданы центры инноваций соцсферы, где предприниматели могут получить консультации и организационную поддержку. С 2012 года на такие мероприятия, а также на субсидии предпринимателям, на дошкольные образовательные центры было потрачено 1,5 млрд руб.

ЧТО ДОЛЖНО ИЗМЕНИТЬСЯ?

Измениться в первую очередь должен сам подход. Социальное предпринимательство — это не предпринимательство для нищих, а предприятия с четкой социальной ориентацией, которые помогают государству решать социальные проблемы. Во многих странах такие организации в значительной степени живут на бюджетные деньги, но более эффективно, чем госструктуры, решают эти задачи.

Регионам предлагается создавать инфраструктуру поддержки, предоставляя помещения на льготных условиях, доступ к франшизам и образовательным программам. Также социальные предприниматели смогут арендовать государственное и муниципальное имущество без конкурсов.

США 65,9
Канада 65,3
Великобритания 60,6
Израиль 59,4
Индия 55,4
Россия 48,1
Китай 47
Австралия 44,5
Бразилия 41,5
Турция 31,3
Источник: Фонд агентства Thomson Reuters 

 

«От закона все ожидают положительного социального эффекта, потому что любые нововведения, которые принимаются с целью поддержки социальных предпринимателей, — совершенно новые для России. То есть хуже не будет. У нас нет опыта ведения такого бизнеса. К примеру, в США уже много лет компании, которые занимаются благотворительностью, имеют огромные налоговые поблажки. У нас же поддержки благотворительности нет вообще», — говорит Анна Рудакова, добавляя, что такой закон поддержки малого бизнеса, который чаще всего и занимается социальными делами, должен был появиться еще давно. Сейчас он находится на согласовании в ФАС, ФНС, Минфине и Минтруда.

Наталья Перязева,

основатель дома для постоянного проживания пожилых людей: 

В отрасли, определенно, не хватает регулирования, и подвижки в этом должны пойти на благо. В любом случае важно дать определение и социальному предпринимательству и сферам, где может применяться это понятие, как следствие, должны возникать специальные условия для развития таких бизнесов.

По мнению Перязевой, социальное предприятие в первую очередь должно быть открытым и вести прозрачную деятельность, понятную большинству, иначе возникает много стереотипов и заблуждений, а вследствие них и барьеров для ведения такого бизнеса.

Автор: Ангелина Зеленькова 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here