Какая экономическая политика нужна России?

Российская экономика до сих пор не может избавиться от «голландской болезни» («голландская болезнь», эффект Гронингена, — негативный эффект, оказываемый влиянием укрепления реального курса национальной валюты на экономическое развитие в результате бума в отдельном секторе экономики. — Прим. ред.). Для выхода на качественно новый уровень экономического роста и уровень благосостояния и качества жизни граждан необходимо принять конкретный комплексный план развития.

0

Борис Титов,
Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей, глава Наблюдательного совета Института экономики роста им. П.А. Столыпина

За последние восемь лет ВВП России вырос на 6%. В среднем по миру этот показатель составил 35%, ВВП развивающихся стран вырос на 55%, показатели развитых стран, несмотря на низкие темпы роста, увеличились на 13%, что также выше, чем в России
в период с 2011 по 2015 год. Страна продолжает терять ключевые позиции во всех отраслях мировой экономики. По статистике Института экономики роста, основанной на данных ФНС, российская эко­номика потеряла 6,8 млн рабочих мест. К таким результатам привела экономическая политика, кото­рая реализовывалась в последние годы. Ее основной задачей является обеспечение макроэкономической, финансовой и социальной стабильности. Такой под­ход не нацелен на создание стимулов экономическо­го роста.

Сегодня экономика России – в «точке бифуркации». Если не изменить текущую финансовую и экономи­ческую политику, неизбежны серьезные риски, свя­занные с нестабильными ценами на энергоресурсы. России до сих пор не удалось избавиться от «нефтя­ной зависимости» от металлического и энергетиче­ского экспорта. Российская экономика уже не реаги­рует ростом даже на повышение цены на нефть, неожиданное для многих, в марте 2018 года — 0,7% ВВП.

Становится очевидно, что риск «ничегонеделания» в экономике сегодня выше, чем риски проведения необходимых реформ.

Что делать? Институт экономики роста совместно с более чем 800 ведущими экспертами, экономиста­ми и представителями бизнеса по поручению Президента разработал программу социально­-эконо­мического развития страны «Стратегия роста». Основными экспертными площадками по подготов­ке Программы стали Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Вольное экономическое общество, МГИМО.

Мы конкурируем с текущей эко­номической политикой, которая реализуется в тече­ние многих лет, и предлагаем, прежде всего, страте­гическое мышление. До сих пор необходимость в принятии стратегии появлялась только в период низкой цены на нефть. Хотя разрабатывать и реали­зовывать стратегии социально­-экономического раз­вития — успешная мировая практика. На сегодняш­ний день в России подобная стратегия отсутствует. Существуют ряд приоритетных направлений разви­тия и национальные проекты, которые сегодня долж­ны обеспечивать движение вперед. Однако разроз­ненные, не связанные между собой предложения не могут считаться стратегией.

Во­-первых, для выработки стратегического плана важно опираться на международный опыт: создавать delivery unit, штаб реформ, который должен в пер­вую очередь объединить все задействованные ведом­ства в целях создания стратегии. Необходимо создать аналитический и статистический аппарат для того, чтобы четко оценивать big data, которые уже сегодня есть в российской экономике и которые требуют систематизации и анализа, заниматься стра­тегическим планированием. Целью этих мер являет­ся выработка решений в области макроэкономики и промышленной политики, то есть микроэкономики и институциональных реформ.

Второе. Важно подчеркнуть, что новая экономи­ческая политика должна быть направлена на актив­ную работу со стороны государства по стимулиро­ванию инвестиций. «Стратегия роста» включает в себя целый набор мер и инструментов по стиму­лированию инвестиционной политики, политики российского варианта количественного смягчения. Необходимость реализации подобных мер, направ­ленных на рост экономики, подтверждается опытом других стран. Россия сегодня отстаивает устарев­шие взгляды на приоритет сохранения стабильно­сти как главного направления макроэкономической политики.

Два основных базовых элемента экономического роста: развитие внутреннего рынка и повышение уровня жизни и доходов граждан. На первом этапе в течение трех лет, как мы это отмечаем в «Стратегии роста», главным драйвером развития должен быть именно внутренний рынок. Повышение доходов и покупательной способности населения внутри страны — необходимое условие для реализа­ции наших предложений.

Второй стратегии нет. Модернизация текущей политики, которую предлагают эксперты ЦСР под руководством Алексея Кудрина, не сможет суще­ственно изменить текущую ситуацию. Это набор институциональных изменений, которые не отве­чают на важные для населения и бизнеса вопросы: каковы будут налоги, какие будут тарифы, какие будут процентные ставки по кредитам?

Финансирование реформ, предложенных в «Стратегии роста», может быть осуществлено без внешних заимствований с использованием резервов внутри страны. Все возможно. Осталось только начать делать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here