Какая экономическая политика нужна России?

Российская экономика до сих пор не может избавиться от «голландской болезни» («голландская болезнь», эффект Гронингена, — негативный эффект, оказываемый влиянием укрепления реального курса национальной валюты на экономическое развитие в результате бума в отдельном секторе экономики. — Прим. ред.). Для выхода на качественно новый уровень экономического роста и уровень благосостояния и качества жизни граждан необходимо принять конкретный комплексный план развития.

Борис Титов,
Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей, глава Наблюдательного совета Института экономики роста им. П.А. Столыпина

За последние восемь лет ВВП России вырос на 6%. В среднем по миру этот показатель составил 35%, ВВП развивающихся стран вырос на 55%, показатели развитых стран, несмотря на низкие темпы роста, увеличились на 13%, что также выше, чем в России в период с 2011 по 2015 год. Страна продолжает терять ключевые позиции во всех отраслях мировой экономики. По статистике Института экономики роста, основанной на данных ФНС, российская эко­номика потеряла 6,8 млн рабочих мест. К таким результатам привела экономическая политика, кото­рая реализовывалась в последние годы. Ее основной задачей является обеспечение макроэкономической, финансовой и социальной стабильности. Такой под­ход не нацелен на создание стимулов экономическо­го роста.

Сегодня экономика России – в «точке бифуркации». Если не изменить текущую финансовую и экономи­ческую политику, неизбежны серьезные риски, свя­занные с нестабильными ценами на энергоресурсы. России до сих пор не удалось избавиться от «нефтя­ной зависимости» от металлического и энергетиче­ского экспорта. Российская экономика уже не реаги­рует ростом даже на повышение цены на нефть, неожиданное для многих, в марте 2018 года — 0,7% ВВП.

Становится очевидно, что риск «ничегонеделания» в экономике сегодня выше, чем риски проведения необходимых реформ.

Что делать? Институт экономики роста совместно с более чем 800 ведущими экспертами, экономиста­ми и представителями бизнеса по поручению Президента разработал программу социально­-эконо­мического развития страны «Стратегия роста». Основными экспертными площадками по подготов­ке Программы стали Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Вольное экономическое общество, МГИМО.

Мы конкурируем с текущей эко­номической политикой, которая реализуется в тече­ние многих лет, и предлагаем, прежде всего, страте­гическое мышление. До сих пор необходимость в принятии стратегии появлялась только в период низкой цены на нефть. Хотя разрабатывать и реали­зовывать стратегии социально­-экономического раз­вития — успешная мировая практика. На сегодняш­ний день в России подобная стратегия отсутствует. Существуют ряд приоритетных направлений разви­тия и национальные проекты, которые сегодня долж­ны обеспечивать движение вперед. Однако разроз­ненные, не связанные между собой предложения не могут считаться стратегией.

Во­-первых, для выработки стратегического плана важно опираться на международный опыт: создавать delivery unit, штаб реформ, который должен в пер­вую очередь объединить все задействованные ведом­ства в целях создания стратегии. Необходимо создать аналитический и статистический аппарат для того, чтобы четко оценивать big data, которые уже сегодня есть в российской экономике и которые требуют систематизации и анализа, заниматься стра­тегическим планированием. Целью этих мер являет­ся выработка решений в области макроэкономики и промышленной политики, то есть микроэкономики и институциональных реформ.

Второе. Важно подчеркнуть, что новая экономи­ческая политика должна быть направлена на актив­ную работу со стороны государства по стимулиро­ванию инвестиций. «Стратегия роста» включает в себя целый набор мер и инструментов по стиму­лированию инвестиционной политики, политики российского варианта количественного смягчения. Необходимость реализации подобных мер, направ­ленных на рост экономики, подтверждается опытом других стран. Россия сегодня отстаивает устарев­шие взгляды на приоритет сохранения стабильно­сти как главного направления макроэкономической политики.

Два основных базовых элемента экономического роста: развитие внутреннего рынка и повышение уровня жизни и доходов граждан. На первом этапе в течение трех лет, как мы это отмечаем в «Стратегии роста», главным драйвером развития должен быть именно внутренний рынок. Повышение доходов и покупательной способности населения внутри страны — необходимое условие для реализа­ции наших предложений.

Второй стратегии нет. Модернизация текущей политики, которую предлагают эксперты ЦСР под руководством Алексея Кудрина, не сможет суще­ственно изменить текущую ситуацию. Это набор институциональных изменений, которые не отве­чают на важные для населения и бизнеса вопросы: каковы будут налоги, какие будут тарифы, какие будут процентные ставки по кредитам?

Финансирование реформ, предложенных в «Стратегии роста», может быть осуществлено без внешних заимствований с использованием резервов внутри страны. Все возможно. Осталось только начать делать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь