Код таланта. Регулирование важно для человека, как для экономики

Эксперты отмечают, что мир переходит на новый технологический уклад, растет роль экономики знаний, материальное производство становится более знаниеёмким. Чтобы найти свое место в новой экономической реальности, современным детям придется учиться всю жизнь. «Вольная экономика» узнала у заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александра Вераксы, как и чему учить ребенка 2.0, чтобы повысить его шансы на успех в новой цифровой экономике? В начале 2020 года Александр Веракса стал лауреатом премии Президента в области науки и инноваций для молодых учёных за масштабное исследование когнитивного и эмоционального развития детей и проблем успешности обучения.

Не интеллектом единым

Коэффициент интеллекта, или IQ остается общепринятым показателем развития интеллекта и мерилом успешности. Детей часто оценивают по результатам выполненных тестов и полученным числовым значениям. Но что стоит за этими цифрами? Гарантирует ли высокий уровень IQ, что ребенок будет успешен в социальной и профессиональной жизни? В центре исследования Александра Вераксы – IQ нового поколения, а именно регуляторные функции. «Наиболее сильным фактором с точки зрения прогностичности является саморегуляция детей, то есть умение контролировать свое поведение, управлять им, а не только способность решать те или иные задачи», – поясняет ученый.

Регуляторные функции – это обобщающий термин для умственных навыков, которые помогают человеку контролировать свои мысли и действия, несмотря на отвлекающие факторы, и за счет этого вести себя адаптивно и пластично в новых ситуациях.

Любой навык можно развить, в том числе и способность к саморегуляции, считают психологи. «Чтобы ребенок овладел средствами управления поведения, взрослым можно посоветовать конкретные игры, направленные на компоненты развития саморегуляции, – это развитие кратковременной памяти, умение переключать внимание, в частности, переходить от одного правила к другому, и умение сдерживать свои импульсы, не давать тот ответ, который ожидается», – пояснил суть саморегуляции ученый. Сдерживающий контроль – это умение удержаться от доминирующего типа реакции. Яркий пример – детская игра «Да и нет не говорите». В ситуации, когда ребенку хочется ответить на вопрос «да», он удерживается от произнесения запрещенного слова и ищет другой ответ. Александр Веракса подчеркивает, что способность сдержать себя волевым усилием – это, наверное, один из самых сложных компонентов саморегуляции, но и его можно развить.

Александр Веракса изучал когнитивное состояние детей дошкольного и школьного возраста больше 10 лет, собирая и анализируя данные свыше 20 тыс. человек из 12 регионов России. Полученные в рамках исследования результаты позволили сформировать систему показателей для оценки психического развития детей, которая дает возможность прогнозировать успешность ребенка в школе.

Психика человека пластична, обучатся можно в любом возрасте, тем не менее на развитие навыков саморегуляции следует обратить внимание в дошкольном возрасте, поскольку слабо развитая саморегуляция приводит к серьезным проблемам в школе, полагает ученый. «В обучении всему свое время, время это очень ценно и упустить его просто, – объясняет Александр Веракса, – у школьного учителя нет возможности заниматься развитием умения контролировать свое поведение у каждого ребенка, поэтому важно научиться этому раньше, в детском саду».

Саморегуляция, как показали результаты массовых лонгитюдных исследований (в которых прослеживается развитие одной группы детей на протяжении определенного времени), оказалась самым весомым фактором в развитии ребенка. Уровень развития регуляторных функций тесно связан с когнитивным и эмоционально-личностным развитием детей: дети с более высоким уровнем развития регуляторных функций лучше понимают эмоции и мысли других людей, успешнее осваивают математические навыки и умения. 

На значение саморегуляции обращали внимание еще советские ученые. В частности, Лев Выготский полагал, что ключевая характеристика личности – овладение собственными психическими процессами. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением», – писал психолог.

Цифровые Маугли       

Гаджеты не так давно, но прочно вошли в жизнь современных детей. Лонгитюдное кросс-культурное исследование когнитивного развития детей под руководством Александра Вераксы показало, что не ограниченная во времени возможность «сидеть» в цифровых устройствах отрицательно влияет на когнитивное развитие дошкольников и младших школьников. Причем не так важно, проводит ли ребенок время в гаджетах пассивно, то есть просто смотрит видео, или активно, используя обучающие приложения. По мнению ученого, безлимитное взаимодействие с гаджетами может быть чревато проявлением агрессии в школьном возрасте и проблемами с эмоциональным развитием, которые свидетельствуют об отсутствии социализации и навыков управления эмоциями.

Запрещать – не выход. «Ситуация остановки и препятствия негативна, – отмечает Александр Веракса, –  наши исследования показывают, что детские игры уже пропитаны цифровым контентом, и, если лишить ребенка доступа к гаджетам, он будет испытывать сложности в интеграции в детское сообщество». Ученый предлагает придерживаться разумной стратегии, то есть не запрещать, но контролировать время, проведенное в цифровом мире, а еще лучше – присоединиться к ребенку: «Родители должны обращать внимание на то, чтобы ребенок проводил время перед экраном не в одиночестве – это опыт совместного сопереживания, передача определенных смысловых и ценностных контекстов, которые ребенок не может считать без взрослого».

Когда ребенок постоянно взаимодействует с гаджетами, также «существует опасность «выдавливания» взрослого из ситуации как авторитета, потому что – зачем нужен взрослый, если все можно найти, прочитать в сети?» «Найти можно все, – подчеркивает Александр Веракса,  – но возникает вопрос развития личности ребенка, формирования его ценностей, умения структурировать информацию?» Именно для этих целей взрослым придется погрузиться в цифровой мир вместе с ребенком.

В погоне за содержанием

Результаты исследования ученого доказывают, что ключевую роль в развитии ребенка играет не внешняя материальная среда, а специфика взаимодействия ребенка со взрослым. По его мнению, совместная деятельность сближает взрослого и ребенка в продуктивном ключе, поскольку «предполагает выражение результата в социальном продукте, действии, и это вселяет уверенность и в ребенка, и во взрослого».

«Взрослый должен дать возможность ребенку проявлять инициативу, поддерживать ее и помогать оформлять в продуктивный вид деятельности, – поясняет ученый, – в частности, если ребенку интересно что-то, взрослый должен помочь ему погрузиться в предмет, чтобы ребенок при его поддержке стал экспертом в этом вопросе, мог делиться новым содержанием со сверстниками, быть им интересным». Родители часто пытаются дать ребенку как можно больше содержания – водят детей на десятки кружков: «С одной стороны это невредно, но проблема в том, что в погоне за освоением конкретных навыков, за результатами, часто на второй план уходит, а то и теряется – освоение культурных средств, то есть тех способов, с помощью которых ребенок мог бы впоследствии структурировать любое содержание».

Александр Веракса уверен, что дети должны быть заняты, но заняты осмысленно: «К сожалению, родители нередко максимально структурируют день ребенка, передавая его из кружка в кружок, что времени для обсуждения и осмысления деятельности не остается». Выходит, и в вопросах развития своего ребенка нужно придерживаться принципа – меньше, да лучше. Важно не количество секций – а вовлечение взрослого в этот процесс.

Полученные Александром Вераксой результаты легли в основу программы дополнительного образования Key to Learning (на английском языке), по которой с 2012 по 2018 год прошли обучение более восьми тысяч педагогов и более 106 тысяч детей из Сингапура, Польши, Таиланда, США, Англии, Уэльса, Шотландии, ЮАР, Пуэрто-Рико, Индии, Малайзии, Филиппин, Индонезии, Израиля.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь