О Марксе – экономисты разных школ

«Быть глубоким экономистом, быть социологом, быть историком, быть философом и не знать Карла Маркса, это значит не быть ни экономистом, ни историком, ни социологом, ни философом».


Питер Нолан,
Командор британской империи, заведующий кафедрой развития Китая Чонг Хуа, директор Центра научных исследований проблем развития Кембриджского университета, научный сотрудник Колледжа Иисуса, Кембридж

(Из книги «Понять Китай: Шелковый путь и коммунистический манифест»).

«В рамках усилий по «разрушению оков устаревших понятий» и «раскрепощению сознания» члены коммунистической партии (Китая. — Прим. ред.) занимаются углубленным изучением произведений Карла Маркса и Фридриха Энгельса для уяснения их актуальности в деле преодоления «зоны глубоководья», в которую вступает Китай. И в этом отношении нет более важного текста, чем «Манифест коммунистической партии», написанный Марксом
и Энгельсом в 1848 году…

Энгельс приветствовал перспективу ожесточенных классовых сражений в Великобритании, которые так и не состоялись. Для Маркса «коммунистическая революция» была процессом эволюционным, в ходе которого капитализм создавал класс, который брал под свой контроль саму систему, его породившую. Идея о насильственном захвате власти через государственный переворот, осуществляемый партией меньшинства («авангарда»), указывала на то, что рабочий класс еще не созрел в результате развития капитализма. Не поддавались предсказанию ни процесс, посредством которого рабочий класс взял бы контроль над политической деятельностью, ни масштаб конфликтов, которые бы этому сопутствовали.

В случае Великобритании, классического примера капитализма и страны, с которой Маркс был наиболее хорошо знаком, Маркс считал возможным мирный эволюционный путь превращения рабочего класса в доминирующую политическую силу. К моменту его смерти в 1883 году Британия уже продвинулись по этому пути, включая развитие тред-юнионизма, расширение электоральных прав, а также принятие широкого спектра парламентских актов для улучшения условий жизни и труда рабочего класса. Мирный характер этого процесса не делает его менее «революционным» или менее «коммунистическим».

В попытке обеспечить стабильное и гармоничное развитие в предстоящую эпоху руководство Китая остро осознает огромный вред, причиненный в результате так называемой «классовой борьбы» времен культурной революции. По мере все более глубокого проникновения рыночных сил в экономику угрожающе растет неравенство доходов, благополучия и социального статуса. Маркс и Энгельс подчеркивали, что классовое неравенство может перерастать в насильственную «классовую борьбу». Большая часть решений ЦК (2013 года) ориентирована на способы построения более справедливого общества «общего процветания» и «равного доступа к государственным услугам независимо от уровня доходов».


Дэвид М. Коц,
Профессор экономики в Университете Массачусетса в Амхерсте, заслуженный профессор Школы экономики Шанхайского университета финансов и экономики

Автор книг:

«Взлет и падение неолиберального капитализма», Harvard University Press, 2015 (в твердом переплете, издание 2017 г.);

«Путь России от Горбачева до Путина: Упадок советской системы и новая Россия», в соавторстве с Фредом Уэйром, Routledge, 2007

Альтернатива неоклассической экономики

— Я начал изучать экономику в бакалавриате Гарварда в 1960 году. Профессора и авторы учебников представляли неоклассическую экономическую теорию так, как если бы она была единственно возможным инструментом анализа экономики. Я нашел неоклассическую теорию неубедительной — она не могла объяснить современный капитализм и проблемы, им порождаемые. Однако сперва у меня не было лучшей альтернативы. Несколько лет спустя, будучи аспирантом по экономике Калифорнийского университета в Беркли, я стал членом студенческого кружка по изучению трех томов «Капитала» Маркса. После года критического обсуждения этой работы, большинство участников, в том числе и я, пришли к выводу, что именно марксизм предлагает альтернативу, которую мы искали. Он дает анализ капитализма, вскрывающий его основные черты и объясняющий как экономический прогресс, достигнутый при капитализме, так и серьезные проблемы, им созданные.

Марксистский анализ капитализма как системы, основанной на присвоении прибавочной стоимости, движимой конкуренцией между капиталистами в погоне за прибылью, остается отправной точкой для понимания основных социально-экономических событий в мире. Кроме того, марксизм является основой для достижения наиболее важной цели социального анализа — ведь, как писал Маркс, «философы лишь различным образом объясняли мир по-разному; но дело заключается в том, чтобы изменить его». Смысл этого высказывания, как я его понимаю, заключается вовсе не в том, что объяснение мира неважно; в несправедливом мире оно является лишь необходимым первым шагом на пути к его изменению.


Джеймс Кеннет Гэлбрейт,
Профессор Школы по связям с общественностью им. Линдона Джонсона, профессор Кафедры госуправления, Техасский университет в Остине

На 200-летие Карла Маркса

200-летний юбилей Карла Маркса наводит на многие размышления. Его аналитические построения — вели- кое его достижение — широко известны и пользуются неизменной популярностью. Укорененный в реалиях борьбы марксизм продолжает перетягивать на свою сторону былых адептов пресных доктрин, которые очаровывают авторов учебников и отталкивают от себя студентов, изучающих экономические теории современного мейнстрима. Имеется и исторический опыт пребывания марксистов у власти — совсем другая история, которую повсеместно отвергают те, кто уцелел. И есть исторический парадокс, заключающийся в том, что марксизм помог — на какое-то время — дисциплинировать немарксистский мир. И одним из величайших сохранивших свое значение экономических достижений марксизма стали великие социал-демократические и социалистические реформы, осуществленные в прошлом веке самыми яростными хулителями Маркса.

И если есть цитата Карла Маркса, адресованная американцам, то ее можно найти в послании Международного товарищества рабочих (где Маркс был секретарем-корреспондентом для Германии) Аврааму Линкольну по случаю переизбрания последнего осенью 1864 года. Маркс писал: «С самого начала титанической схватки в Америке рабочие Европы инстинктивно почувствовали, что судьбы их класса связаны со звездным флагом». Линкольн послание прочитал. Он поручил главе дипломатической миссии в Лондоне Чарльзу Фрэнсису Адамсу составить ответ. В ответе выражалась благодарность за добрые пожелания, а затем формулировалась официальная доктрина: «Правительство Соединенных Штатов ясно осознает, что его политика не является и не может являться реакционной, но в то же время придерживается курса, который оно приняло с самого начала, — воздерживаться повсюду от пропаганды и незаконного вмешательства».

В наше время ничто в наследии Маркса, пожалуй, не имеет такой важности, как призыв, угадывающийся в этом ответе. Мы переживаем исключительно опасный момент. Реакционная политика стала рутиной. Пропаганда — мейнстримом. Незаконное вмешательство цветет пышным цветом.

Для нас — как стран и граждан — посыл воздерживаться «повсюду от пропаганды и незаконного вмешательства» сегодня кажется отдаленной, возвышенной целью. Тем не менее это необходимо для нашего общего выживания. Давайте же объединимся, чтобы вновь поставить эту цель во главу угла.


Юрий Якутин,
Вице-президент ВЭО России, научный руководитель Издательского дома «Экономическая газета», заслуженный деятель науки РФ, д. э. н., профессор

— Редакция журнала совершенно заслуженно решила рассказать и о том, что сделано в социально-экономической теории Карлом Марксом, и о том, как повлияли его идеи на развитие человечества. Правда, меня немного смущает формулировка вопроса, в котором юбиляр трактуется исключительно как немецкий философ.

С 1977 года я учился на экономическом факультете Московского государственного университета, и в течение пяти студенческих лет, и последующих затем трех лет факультетской аспирантуры, а также какого-то времени работы на кафедре политической экономии, поверьте мне, не было ни дня, чтобы у нас не говорилось о Карле Марксе и его «Капитале». «По Марксу» постоянно проводились лекционные циклы, спецкурсы и спецсеминары. И на них никогда не говорилось, что это, мол, сугубо немецкий философ. Напротив, всегда подчеркивалось, что его работы опираются на достижения всей мировой научной мысли и принадлежат они всему мировому сообществу. Не случайно марксизм признан творческим объединением трех основных источников, трех значимых составных частей интеллектуальной мысли человечества — английской политической экономии, прежде всего учения Адама Смита, немецкой классической философии в лице Гегеля и Фейербаха и французского утопического социализма — вспомним хотя бы Сен-Симона, Фурье. Эти три идейные ветви, объединенные и развитые в трудах Карла Маркса, «придают» международное признание марксизму как принципиально новому для того времени учению.

То, что сделал Карл Маркс, не может до сих пор повторить ни один ученый. Он впервые «создал» раскрывающую сущность капитализма цельную систему экономических категорий и законов, описал их в своем главном труде — «Капитале», представил его на суд общественности, подтвердивший его высокую значимость. С исключительной полнотой Карл Маркс исследовал во всех аспектах и эксплуататорские особенности капиталистического товарного производства того времени. Подчеркиваю: того времени, потому что ныне очень многое изменилось в природе капитализма. Капитализм перешел в стадию империализма. Окрасились монополистическими и протекционистскими цветами многие принципы хозяйствования эпохи свободной конкуренции. Сущностные характеристики традиционного капитализма превращаются в свои противоположности: товарность заменяется планомерностью, свободная конкурентная борьба — диктатом монополизма, на смену рынку приходит диктат административно-командной системы олигархического монополизма.

Да, то, что написал Карл Маркс, велико и значимо. Но не менее, а, может быть, даже и более значимы сегодня методы исследования Маркса того или иного социально-экономического явления, его диалектика, логика, которые до сих пор поражают своей востребованностью, научной глубиной. Диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному и сегодня не потерял своего научного значения. Говоря о любом течении социально-экономической мысли человечества, мы невольно отталкиваемся в исходных точках от работ Карла Маркса. Невозможно без оглядки на его идеи по существу заявлять сегодня и о каком-либо новом повороте социально-экономической мысли. Невозможно говорить об этом, не оттеняя нового от работ Карла Маркса.

То, что сделал Карл Маркс с точки зрения классового исследования эксплуататорской сущности капитала, то, что он обосновал теорию прибавочной стоимости, никто отменить не может. Невозможно сегодня доказать и обратное. Если стоять на марксистской позиции, то придешь к тем же выводам. Марксизм надо либо извратить, либо изменить, либо переиначить, перетрактовать, чтобы скрыть классовые антагонизмы товарно-капиталистического общества.

В своих работах Карл Маркс логичен, целостен, органичен и синтетичен. Сегодня быть глубоким экономистом, быть социологом, быть историком, быть философом и не знать Карла Маркса — это значит не быть ни экономистом, ни историком, ни социологом, ни философом.


Михаил Шмаков,
Председатель Федерации независимых профсоюзов России

Марксизм как источник профсоюзной идеологии

– Для меня, как человека, многие годы возглавляющего крупнейший, по мировым меркам, национальный профсоюзный центр, очевидно, что идеи Карла Маркса оказали огромное влияние на рост экономического и социального самосознания международного и российского профсоюзного движения.

Притягательная сила марксизма

Российские профсоюзы как экономические организации борьбы за права наемных работников зародились и легально оформились на волне революционных событий 1905 года, во многом впитав в себя марксистскую идеологию. А массовое оформление территориальных объединений организаций российских профсоюзов, проходившее под воздействием российской революции 1917 года, стало отражением чаяний и надежд наемных работников на освобождение труда от гнета капитала. Во многом на социальной мысли Маркса основывались идеи построения справедливых социально-трудовых отношений, непосредственного участия работников в процессах коренного обновления общественных и производственных отношений, в том числе с помощью профессиональных союзов.

В чем же заключается притягательная сила марксизма? На мой взгляд, Маркс создал стройную и до сих пор современную теорию, описывающую законы функционирования и развития капиталистической системы хозяйства. Он показал, как из простого товарного производства, целью которого является потребление и где деньги являются лишь посредником в обмене, совершенно логично вытекает капиталистическое производство, где целью является возрастание денег, получение прибыли.

Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал», главная ценность и научная актуальность которого заключается в системном изучении такого специфического явления, как «рабочая сила». В результате своего анализа Маркс выделил и скрупулезно исследовал «прибавочную стоимость» как самостоятельное экономическое явление. С помощью этого понятия Маркс наглядно объяснил источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы эксплуатации трудящихся.

И при жизни мыслителя, и особенно в период развала социалистического строя в России и Восточной Европе многие идеи Маркса подвергались критике и жесткому остракизму. Но практически никто из серьезных исследователей творчества Маркса никогда не ставил под сомнение влияние его идей на социальную мысль и вклад в экономическую науку. Так, Василий Леонтьев, лауреат Нобелевской премии по экономике, в работе «Современное значение экономической теории К. Маркса» писал: «Маркс был великим знатоком природы капиталистической системы… Если перед тем, как попытаться дать какое-либо объяснение экономического развития, некто захочет узнать, что в действительности представляют собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в трех томах «Капитала» более реалистическую и качественную информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти в десяти последовательных отчетах Бюро переписи США, в дюжине учебников по современной экономике».

Маркс и профсоюзное движение сегодня

Что касается сегодняшнего дня, то российские профсоюзы, как и в начале ХХ века, работают в жестких условиях капиталистической экономики. Конечно, во времена Маркса и последователей его учения — русских марксистов (таких, например, как Георгий Валентинович Плеханов и Владимир Ильич Ленин) — социально-трудовые отношения в нашей стране были иными. Однако напрашивается прямая аналогия с сегодняшним положением дел. Ведь противоречия между трудом и капиталом нисколько не ослабли, они лишь приобрели иные, более изощренные формы. Взять, например, российского бюджетника, которому государство-работодатель платит, мягко говоря, скромную заработную плату, или фактически бесправное положение наемного работника на небольшом предприятии, где человек практически не защищен от сегодняшнего нередко скупого, своевольного и циничного «хозяйчика». Если там нет профсоюзной организации, то работник поставлен в зависимое от работодателя тяжелое положение.

Во времена, когда жил и творил Карл Маркс, основными требованиями пролетариата были требования о повышении зарплаты, обеспечении нормальными рабочими местами, о праве на достойную жизнь. Эти требования актуальны по сей день во всем мире, включая Российскую Федерацию. Широко известно, что игнорирование этих требований ввергло мир в череду социальных потрясений. Этого не следует забывать нашим современным либеральным экономистам и их ученикам в правительстве и бизнес-сообществе.

«Профессиональные союзы должны доказать всему миру, что они борются отнюдь не за узкие, эгоистические интересы, а за освобождение угнетенных миллионов», — писал К. Маркс в одной из своих работ. Для профсоюзов XXI века, борющихся за практическую реализацию концепции достойного труда как неотъемлемого условия устойчивого развития в его глобальном измерении, эти слова звучат в высшей степени современно.

Отмечая 200-летие Карла Маркса, мы отдаем должное его богатому научному наследию. Вклад в развитие экономической науки, влияние его идей на развитие социальной мысли взяты на вооружение профсоюзами всего мира и по-прежнему актуальны в современной России.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь