Оцифровать Джоконду

Пандемия коронавируса привела к тому, что искусство стало «уходить» в Сеть. Объем мирового рынка невзаимозаменяемых токенов (NFT), с помощью которых созданный в Сети цифровой объект искусства, будь то картина, 3D-скульптура или, например, фотография, маркируется уникальным и неповторимым ключом, только в прошлом году вырос в 4 раза по сравнению с 2019 годом и составил 250 миллионов долларов. Журнал «Вольная экономика» выяснил, каким образом цифровое искусство встраивается в новый технологический уклад и зачем оцифровывать картины?

Откуда что нарисовалось?

Цифровое искусство — достаточно молодая отрасль. Первые ее, если так можно выразиться, всходы, проросли в 2014 году — тогда в США начала работать платформа Monegraph, на которой можно было зарегистрировать в блокчейн свои работы 
и получить уникальный цифровой код, ставший цифровым аналогом копирайта. А всего через год Венский музей прикладного искусства купил за один биткоин картину «Слушатели мероприятия» немецкого художника-концептуалиста Харма ван ден Дорпеля.

Четыре года назад, в 2017 году, студия Dapper Labs из Канады выпустила игру CryptoKitties, платежным средством в которой выступила криптовалюта Etherium. За виртуальные деньги в игре можно было приобрести виртуального котенка, которого затем надо было выращивать, скрещивать с другими котятами и получать потомство, которое затем можно было перепродать. Игра очень быстро стала популярной: по данным TechCrunch, буквально через несколько дней после того, как игра стала доступна в Сети, пользователи потратили на виртуальных животных около 1,3 миллиона долларов.

Дальнейшим развитием этого сегмента, уже более похожим на то, что индустрия цифрового искусства представляет собой сегодня, стала знаменитая коллекция NFT-токенов CryptoPunks. Первоисточником для коллекции стала идея снова канадского программиста Джона Ваткинсона создать нечто подобное его детской коллекции кар- точек известных футболистов, но в онлайн-формате. Стоимость некоторых изображений криптопанков, «вес» которых всего 8 бит, сегодня доходит до 7–8 миллионов долларов.

Однако второе и, по сути, настоящее «рождение» NFT-индустрия получила в пандемию коронавируса. Именно тогда началось победное шествие этого вида искусства по цифровым платформам. Действительно, когда весь мир оказался заперт по домам, тяга к искусству никуда не делась. Постепенно появилась потребность ее удовлетворить. Музеи, картинные галереи, театры стали проводить выставки в режиме онлайн, с помощью интернет-технологий стало возможным посмотреть спектакли, побывать на концертах. В свою очередь художники, скульпторы и многие другие увидели в интернете возможность не только посмотреть на произведения искусства, но и создать, и даже продать их.

В результате число цифровых кошельков, которые торгуют NFT, выросло в два раза и достигло
 222 000 штук в прошлом году, а сумма транзакций
с участием NFT-токенов увеличилась в четыре раза по сравнению с 2019 годом и составила 250 миллионов долларов.

Большую роль в такой серьезной позитивной динамике, кстати, сыграли мировые селебрити
и крупные аукционные дома. Так, аукционный дом Christie’s в феврале 2021 года выставил на аукцион работу американского цифрового художника Майка Винкельмана (известного под псевдонимом Beeple) «Каждый день. Первые 5000 дней», которая при первоначальной ставке в 7,25 миллиона долларов была продана почти за 70 миллионов.

Как превратить свою картину в NFT-токен?

Кроме селебрити, чьи цифровые произведения искусства, вполне понятно, сразу становились бестселлерами с точки зрения продажной стоимости, в новый сегмент рынка ринулись многие компьютерные дизайнеры, геймеры и самые обычные люди, имеющие даже небольшой навык работы с компьютерными изображениями. Однако почти сразу оказалось, что прежде чем «заработать свой первый миллион», сначала необходимо будет немного потратиться. Так, первым делом необходимо создать электронный кошелек для пополнения его криптовалютой Ethereum, именно в этих единицах чаще всего продается крипто-арт. Наиболее популярными сегодня кошельками в Сети являются Ledger Nano S, Ethereum Wallet
и Metamask, стоимость создания кошелька колеблется в пределах 50–70 с небольшим евро.

Вторым шагом будет регистрация на одной из площадок, через которую в дальнейшем можно будет реализовать свои цифровые произведения искусства. Среди самых популярных в мире стоит отметить, например, NFT Showroom, Rarible, Makersplace, Nifty Gateway, OpenSea. В России популярны Rarible, Foundation и Super Rare.

После регистрации в вашем распоряжении появляется раздел, куда можно добавлять все что угодно — от собственноручно созданных картин до, например, изображений столь популярных во Всемирной сети котов и кошек. Далее картинка разбивается на один или несколько NFT-токенов. И всё — каждый токен можно продавать по фиксированной стоимости или выставив работу на аукцион.

Кстати, важным отличием NFT-токенов и предметов цифрового искусства от искусства реального является то, что теоретически одну и ту же «картинку» можно сохранить на площадке и превратить в токен бесчисленное множество раз, каждый раз получить уникальные токены, которые ни разу не повторятся. И, соответственно, можно продать их как разные произведения цифрового искусства.

Кстати, о продаже. Это можно сделать с помощью резервирования стоимости, предполагая продажу не ниже заявленной цены. Можно объявить время и начало торгов самостоятельно, в этом случае побеждает самая высокая ставка. Можно и вообще обойтись без аукциона, тогда автор сам называет стоимость работы, и она либо продается по указанной цене, либо нет.

Искусство будущего?

Главное отмеченное экспертами свойство и качество крипто-арта в том, что он позволяет начинающим художникам, да и вообще людям искусства, продавать свои произведения напрямую, минуя галереи, выставки и аукционы. Однако у этой медали есть и оборотная сторона: количество «произведений виртуального искусства» (и кавычки здесь абсолютно уместны) тоже растет в геометрической прогрессии, и отличить «великое от смешного» порой бывает очень и очень нелегко.

Именно поэтому решить сейчас, стоит ли вкладываться в цифровое искусство, достаточно сложно.
 С одной стороны, рынок крипто-арта сейчас на пике интереса, цены на некоторые произведения превышают всякие разумные пределы, и для «входа» 
в него необходима весьма и весьма внушительная сумма либо чутье коллекционера, которое позволит купить недооцененную вещь для того, чтобы выгодно ее перепродать. С другой стороны, вполне возможно, что ажиотажный спрос со временем исчезнет, цены на крипто-арт снизятся, и оно займет свое законное место в ряду прочих видов творчества. Но с развитием! По оценке ряда экспертов,
 в совсем недалеком будущем NFT-токены распространятся на имущество и даже, например, на сельское хозяйство — с их помощью можно будет застолбить урожай на будущем винограднике.

ЭКСПЕРТНО — О ЦИФРОВОМ ИСКУССТВЕ

Ольга Дворецкаяпродюсер, основатель проекта Rassvet и ярмарки-платформы цифрового искусства Disartive 2021

ВЭ: Почему именно сейчас к цифровому искусству такой интерес? Не является ли эта тема просто модным хайпом на волне ограничений пандемии коронавируса, который скоро сойдет на нет?

ОД: Во-первых, нужно разделить понятия между крипто-артом и собственно NFT. Крипто занимает всего 30 процентов этого рынка. И это явление не является следствием пандемии, а, скорее, следствием резкого роста курса биткоина в 2020 году, следствием развития рынка искусства. В последнем случае, конечно, пандемия несколько повлияла. Естественно, этот рынок очень волатильный, и мы будем наблюдать несколько взлетов и падений, но общий тренд — вверх, с точки зрения капиталоемкости рынка и появления новых сегментов.

Сейчас особенно развивается NFT в компьютерных играх, в генеративном арте (вид искусства, полностью или частично созданный с помощью математических, механических, биологических и иных алгоритмов.— Прим. ред.), использование NFT в комьюнити селебрити, редкий новый цифровой продукт — сегмент лакшери.

ВЭ: Что можно посоветовать тем, кто хочет стать коллекционером цифрового искусства?

ОД: Все зависит от того, кем себя ощущает коллекционер. Если он собирает произведения искусства, то надо обращать внимание на работы современных художников. На мой взгляд, очень интересным вложением будет купить себе медиафасад в NFT или заказать медиавитрину. Либо инвестировать в публичный арт в виде цифрового панно с произведением цифрового искусства на форумах и других крупных массовых мероприятиях.

Олег Сороко (After_Form), цифровой художник

ВЭ: Что бы вы, как состоявшийся цифровой художник, посоветовали тем, кто только ступает на этот путь?

— Я всем рекомендую начать с изучения культуры и искусства, так как это всегда играет большую роль в становлении человека как художника. Цифровые программы — это всего лишь инструменты, а произведения искусства создаются не инструментами, а человеком.

Если же все-таки говорить о цифровых инструментах, то есть программы, которые создают объекты программным способом, с помощью алгоритмов, это так называемый процедурный или алгоритмический метод создания, когда художник пользуется не мышкой, а алгоритмом. Этот способ интересен тем, что позволяет создавать большую вариативность объектов и комплексную картину. При этом поиск диапазонов параметров красоты, если можно так сказать, все равно определяет художник, а не программа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь