В российской Арктике разрешат бурить всем

0

Это должно подтолкнуть рост спроса на сжиженный природный газ. Новые инвестиции, особенно в геологоразведку, Арктике необходимы, поэтому, как заявил вице-премьер и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, Правительство официально предложит снять мораторий на разработку арктического шельфа. А министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин подтвердил, что все возможно, если вовремя сделать соответствующие документы.

«Газпрому» и «Роснефти» придётся подвинуться

Россия намерена активизировать экономическую деятельность в Арктической зоне. В реестр перспективных проектов, которые планируется реализовать в АЗРФ, уже вошли 119. Большинство из них так или иначе связаны с добычей углеводородов.

В Арктике сосредоточена основная доля общероссийских и общемировых запасов нефти и газа — от 60 процентов и выше, по данным Российской академии наук. Доступ частным компаниям к арктическому шельфу закрыт, разрабатывать недра могут только предприятия, не менее чем на 50 процентов принадлежащие государству и с опытом работы на шельфе от пяти лет. Кроме того, этот узкий круг сужен еще сильнее действующим с 2016 года мораторием на выдачу новых лицензий. Сейчас имеют такие лицензии только «Газпром» и «Роснефть». Однако уже в этом году мораторий может быть снят. Как заявил на V Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» вице-премьер и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, Правительство официально предложит снять мораторий на разработку арктического шельфа. А министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин отметил, что все возможно, если вовремя сделать соответствующие документы.

Новые инвестиции, особенно в геологоразведку, Арктике необходимы. Уже сейчас оценка объема углеводородов на арктическом шельфе варьируется от 50-60 миллиардов тонн нефтяного эквивалента до 100 миллиардов, отметил Максим Нечаев, директор по консалтингу IHS Markit Russia. «В Арктической зоне РФ находится сегодня запасов ресурсов общим объемом 53,4 триллиона кубометров газа, — констатировал Александр Новак, министр энергетики РФ. — Сегодня Россия добывает 725 миллиардов кубометров газа, из них 83 процента — в Арктической зоне. Этот газ конкурентоспособен, несмотря на то, что он добывается в арктической зоне, потому что дешевая себестоимость добычи, очень хорошее качество природных ресурсов, залегания газа». При этом потенциал Арктики грандиозен, как минимум еще 20 процентов ресурсов нефти и газа неразведанны, считает Питер Стюарт, главный аналитик по вопросам энергетики Interfax Global Energy.

Господдержка арктических инвестпроектов

Снятие моратория уже в этом году стало одной из главных новостей Арктического форума. Второй стал пакет мер господдержки для инвестиционных проектов, реализуемых в Арктике. Несмотря на то, что окончательно преференции еще не утверждены, уже ясно, какими они будут и кто их получит. Примечательно, что действие льгот распространят на всех инвесторов, как отечественных, так и иностранных. «Почти во всех крупных проектах участвуют и иностранные компании, – заявил Юрий Трутнев. — Мы будем работать вместе. Систему преференций мы создаем без деления на российские и иностранные. Она касается инвесторов в Арктику. Кто вкладывается, будет подпадать под систему преференций, она абсолютно универсальна».

Сама система включает в себя два варианта. Первый связан с предоставлением преференций на срок от 10 до 15 лет в зависимости от величины инвестиционного проекта и предусматривает нулевые ставки платежей по налогу на прибыль, имущество, землю, налог на добычу полезных ископаемых. Второй предусматривает сниженные ставки, например, 7 процентов от 20 возможных по налогу на прибыль и примерно такие же – в две трети величины налога – скидки по остальным налогам, но зато на весь срок действия проекта. По словам Трутнева, бизнесу второй вариант понравился больше, «он лучше и для регионов, потому что дает возможность получать средства в бюджет уже с самого начала реализации инвестпроекта».

Ранее президент дал поручение министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики представить в правительство законопроект о мерах государственной поддержки арктических проектов до 1 июля 2019 года. А до 1 сентября правительство должно обеспечить заключение долгосрочных юридически обязывающих соглашений с грузоотправителями по объемам и стоимости перевозки грузов по Северному морскому пути (СМП). Перспективы развития этой водной артерии, без преувеличения, стали главной темой форума.

Институты развития в Арктике

Действие дальневосточных институтов развития (Корпорации по развитию Дальнего Востока, Агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта и других) будет распространено и на Арктическую зону, объявил президент РФ Владимир Путин. Однако никаких отдельных территорий опережающего развития по аналогии с действующими на Дальнем Востоке в Арктике создаваться не будет. «Мы всю Арктику будем считать преференциальной территорией. Это будет действовать по всем новым проектам объемом свыше пяти миллионов рублей. Мы хотели бы выделить четыре группы проектов. Это добыча углеводородов на шельфе, добыча углеводородов на континентальной части, производство сжиженного природного газа и все проекты, которые не вошли в первые три группы, — сказал Трутнев. — Для каждой из этих групп будут разработаны свои преференциальные оболочки, причем по первым трем, поскольку количество субъектов экономической деятельности ограничено — не многие занимаются в Арктике проектами по добыче углеводородного сырья и производства СПГ, мы постараемся учесть пожелания компаний и предложить такие условия преференций, которые обеспечат им эффективную экономическую деятельность».

Предварительно, по словам вице-премьера, Минфин поддержал эти предложения, «значительно более сложное отношение у него по соцстраху и к налоговому вычету по геологоразведки и объектам инфраструктуры, основное поле боя будет вокруг этих показателей», уточнил Трутнев. Окончательные предложения будут подготовлены и представлены в правительство в ближайшее время, сказал вице-премьер.

Генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев пообещал, что к 2024 году грузооборот Севморпути достигнет 92,6 миллиона тонн. Из них на газ придется 41 миллион тонн, на уголь – 23 миллиона тонн, на нефть – 14,1 миллиона тонн, на железнодорожные грузы для морского экспорта – 8 миллионов тонн и т.д. Начиная с 2020 года, флотилия ледоколов будет ежегодно пополняться, а к 2030 году она обеспечит круглогодичное использование Северного морского пути.

Развитие севморпути

«Арктика — это, прежде всего развитие Северного морского пути как центрального проекта, — заявил вице-премьер Максим Акимов. — Мы давно перешагнули советскую отметку в шесть миллионов тонн по СМП, мы вышли на 20 миллионов тонн, выйдем и на 80. Мы решим поставленную в указе президента задачу, мы будем двигаться дальше. Именно поэтому мы сейчас работаем над планом по развитию инфраструктуры до 2035 года. Мы видим СМП прежде всего как современный мультимодальный цифровой логистический коридор».

По словам Акимова, внимание правительства сейчас сосредоточено на создании благоприятных условий для развития грузовой базы, основную долю которой займет сжиженный природный газ (СПГ). Так, Россия планирует нарастить производство сжиженного природного газа к 2025 году до 73 миллионов тонн в год, а еще через десятилетие – к 2035 году — минэнерго рассчитывает, что Россия будет производить 100-140 миллионов тонн СПГ в год. Об этом сообщил Александр Новак.

За последние 10 лет спрос на газ вырос на 40% или на 1477 млрд кубометров, собственная добыча выросла на 1,7 трлн кубометров, торговля –с 1134 до 1778 млрд или 57%. Раньше СПГ составляло примерно 30%, к 2025 году вырастет до 51%, к 2040 году – до 70%. 10 лет назад странами-экспортерами СПГ являлись лишь 7-8 стран, столько же –потребителями, в 2018 году – 40, в 2019 – 42.Дальнейший дополнительный спрос составит от 300 до 350 миллионов тонн в период до 2035 года. Россия может занять 30-40% этой ниши.

Автор: Елена Березина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here