9 октября в России в третий раз пройдет акция Всероссийский экономический диктант. О том, зачем он нужен, какие вопросы там задают, об уровне экономической грамотности россиян рассказал Дмитрий Сорокин, вице-президент ВЭО России, научный руководитель Финансового университета при Правительстве РФ, член-корреспондент РАН.
По данным опроса «Высшей школы экономики» за 2016 год, всего 2% россиян считают себя финансово грамотными, каждый десятый подписывает договоры, не читая, почти половина вкладчиков не понимает, что такое государственное страхование частных сбережений, треть населения не ориентируется на рынке финансовых услуг. Как вы считаете, изменилась ли ситуация сегодня? Как вы оцениваете экономическую грамотность россиян?
Два с небольшим года – слишком маленький срок, чтобы произошли какие-либо серьезные (статистические значимые) изменения в финансовой грамотности населения. Думаю, что, если повторить сегодня этот опрос, результат будет примерно таким же. Хотя, некоторые позиции вызывают недоумение: 98% опрошенных считают себя финансово неграмотными, но при этом 2/3 считают, что ориентируются на рынке финансовых услуг. А в принципе мне представляется, что уровень финансовой грамотности российского населения не выше и не ниже, чем в других сопоставимых с нами по уровню экономического развития странах. У тех, кому от 20 до 40 лет, – она повыше, а у тех, кому за 60, – пониже. При сопоставимом уровне образования.
В чем польза и миссия Всероссийского экономического диктанта?
Я думаю, что миссия экономического диктанта, это донесение до его участников понимания, что наличие определенного уровня экономических знаний – одно из важнейших условий личной защищенности. Может быть, ее можно сформулировать так: «Экономический диктант: проверяем себя на прочность».
Что касается пользы Диктанта, то она различна для организаторов и участников. Для Вольного экономического общества – это выполнение одной из заложенных с начала его создания функций – способствовать народному экономическому просвещению. Для экспертного экономического сообщества результаты экзамена дадут материал для понимания того, насколько активное население обладает экономической грамотностью. Для участников – возможность проверки своих экономических знаний. Ну а в целом – это еще одно мероприятие, привлекающее общественное внимание к экономическим вопросам.
Вокруг чего будут сосредоточены основные вопросы Диктанта-2019?
Думаю, что вопросы мы сосредоточим на экономической истории нашей страны, основных экономических процессах, которые сейчас наблюдаются и на тех практических вопросах экономической жизни, с которыми сталкивается каждый из нас.
Можно ли подготовиться к Диктанту? Что бы вы посоветовали участникам акции?
Почитайте в СМИ об экономических событиях. Столкнетесь с непонятными терминами – посмотрите их объяснения в интернете. Там же найдете ответы на главные вопросы экономической истории страны. Но, главное, помните: это не экзамен, где важно получить отметку. Это самопроверка ваших экономических знаний. После того как результаты будут опубликованы, каждый сможет увидеть, в какой области ему этих знаний не хватает и соответственно заняться их пополнением.
Какую одну книгу вы бы порекомендовали тем, кто хочет понять, как устроена экономика, но не знает с чего начать?
Вы спрашиваете о человеке, который хотя и окончил среднюю школу, но ничего не знает о том, как устроена экономика? Видимо, он совсем не интересовался таким школьным предметом, как обществознание. Если это так, то пусть и купит школьный учебник по обществознанию для старших классов и почитает соответствующие разделы. Но с другой стороны, к сожалению, не могу назвать популярную книгу о том, как устроена экономика и при этом написанную в увлекательной форме. Нет и соответствующих журналов. В связи с этим хочу напомнить, что в 1929-м году руководством СССР было принято решение о массовом издании популярных журналов для молодежи по науке и технике. Это было связано с необходимостью привлечения кадров для технологического обновления страны. Люди старшего поколения помнят такие журналы «Знание – сила», «Техника молодежи», «Радио» и другие. Они были не только массовыми, но и доступными практически для любой семьи. Их выписывали, читали и увлекались техническими специальностями. Боюсь, что если сейчас такой журнал будет создан, то массовым из-за своей цены и доходов населения он не станет. Пример: интереснейший по содержанию и увлекательный по форме журнал «Знание – сила». Многие его сегодня покупают?
К тому же сегодня особенно для молодежи чтение текстов на бумажных носителях – не самый популярный вид времяпрепровождения. Хорошо бы кто-нибудь попытался устроить такой увлекательный массовый экономический ликбез через популярные в молодежной среде социальные сети. Конечно, это потребует очень больших творческих усилий и средств, но другого пути я не вижу. Может, мы обсудим эту идею на очередном Президиуме ВЭО?