Антон Данилов-Данильян: «В России не учат предпринимательству»

Пандемия коронавируса привела к остановке целых сегментов экономики, бизнес несет огромные потери. Каковы настроения российских предпринимателей, может ли текущая ситуация дать толчок к развитию бизнеса и как он должен меняться?

Антон Данилов-Данильян,

сопредседатель «Деловой России», заместитель председателя Общественного совета Минпромторга России, председатель Экспертного совета Фонда развития промышленности

Сергей Бодрунов,

президент Вольного экономического общества России и Международного Союза экономистов, директор Института нового индустриального развития им. С.Ю. Витте, доктор экономических наук, профессор

 

Сергей Бодрунов: Пандемия коронавируса привела к остановке целых секторов российской экономики. Ситуация тяжёлая, бизнес несёт большие потери. Для некоторых они критичные, для некоторых не очень. Тем не менее, по данным опроса аналитического центра Национального агентства финансовых исследований, российские предприниматели трудностей не боятся. 88% опрошенных не готовы уходить из бизнеса, несмотря на все сложности. Они меняют бизнес-процессы, ищут новые рынки сбыта, другие сферы деятельности, возможности переформатировать бизнес с учётом реалий карантина и ограничительных мероприятий. Вы, как руководитель одной из крупнейших предпринимательских структур России, как оцениваете настроение российских предпринимателей?

Антон Данилов-Данильян: В целом настроения пессимистичные. Но хочется отметить, что некоторые отрасли вовсе не пострадают от кризиса. Все, что связано с производством лекарств, медицинской техники, сейчас активно растёт. Не сильно пострадали отрасли, которые завязаны на государственный заказ. Не падают и те, кто работает на продовольственных рынках. Есть, конечно, особенно тяжёлые истории – это туризм. Потому что, что пандемия COVID-19 это в первую очередь ограничение движения. Гостиничный бизнес, авиаперевозки, народные художественные промыслы, всё, что делается ради туристов, – все это, естественно, страдает. Ограничение перемещений закрыли возможность для работы многих предприятий малого и среднего бизнеса, бытовых услуг. Но после снятия карантинных мер все быстро восстановится. Кое-кто, конечно, разорится, но свято место пусто не бывает. На их месте возникнут другие, хотя и более цифровизированные бизнесы.

Сергей Бодрунов: Как российский предприниматель реагирует на эти технологические новшества? Например, сейчас многие арендаторы снижают размеры арендуемых помещений, потому что поняли – функции многих сотрудников можно выполнять удалённо и не тратить деньги на их рабочее место. Им это на руку. А для арендодателей это не очень хорошая история. Потому что помещения, в которые вложены огромные деньги, не окупаются. В связи с этим, какие сферы улучшат своё положение, а кому-то придётся, так сказать, пожить не солоно хлебавши?

Антон Данилов-Данильян: Чем более обеспеченными являются граждане и бизнесы, тем больше у них возможностей для удалённой работы. Высокие доходы у тех, кто занимается программированием, IT, разработкой программного обеспечения, систем удалённой автоматизации управления разными процессами и прочее, топ-менеджеры. Если посмотреть на день топ-менеджера, то выяснится, что при наличии электронной цифровой подписи его присутствие на рабочем месте не нужно. Конечно, если есть возможность проводить конференции и задействовать прочие технологии, которые позволяют работать с персоналом, сотрудниками дистанционно, давать им соответствующие указания, поручения, проверять. Если какие-то особенные совещаний, где есть угроза, скажем, раскрытия промышленной тайны или ещё какие-нибудь обстоятельства, там, конечно, требуется личное присутствие. Но для этого не нужен большой офис. Достаточно снять комнату в коворкинг-центре. Этот бизнес сейчас будет активно развиваться. Кроме того, многие бизнесы поняли, что им не нужны большие офисы. По крайней мере, в тех двух бизнесах, где я возглавляю советы, не требуется присутствие части сотрудников на рабочем месте. Они могут раз в неделю приехать на совещание, а работать из дома. Есть большой пласт технологий, который позволяет внедрять автоматизированные системы управления. Это не только беспилотные транспортные средства, но и технологические процессы, которые фактически могут работать без участия людей. Это направление будет активно развиваться в России и в мире. И те люди, которые будут писать для этого программное обеспечение, конечно, будут заняты. А это люди, которые чаще всего не работают в офисах, им легко организовать работу из дома. Всё это, конечно, вызовет в промышленности, в экономике тектонические сдвиги. Но хочу обратить внимание, что эти тенденции уже имели место. Коронавирус, точнее, последствия пандемии, лишь ускорили их.

Сергей Бодрунов: По данным центра НАФИ, 28% предпринимателей перепрофилировали бизнес или стали предлагать новые продукты и услуги. Какие вы видите пути выхода из кризиса для предпринимателей?

Антон Данилов-Данильян: Понятно, когда вы, допустим, продавали телевизоры в торговом центре, который закрылся на время карантина, заявки стали идти через сайт магазина, и вы работаете на доставку. Сложнее перепрофилироваться с точки зрения освоения новой продукции. Тем не менее, те, кто могли потенциально выпускать, скажем, медицинские изделия, но до того, например, выпускали ликёро-водочную продукцию, соответственно, стали больше внимания уделять производству дезинфицирующих средств с высоким содержанием спирта – 66% и выше. Это сравнительно простое перепрофилирование. Оно не требует существенных вложений. Гораздо сложнее будет перепрофилироваться тем, кто понимает, что в активном потреблении товаров и изделий, которые они делали раньше, возникла пауза длинной 2-3 года. Это тот же самый туризм, автомобили, недвижимость, ювелирная промышленность. Что делать этим отраслям? Большой вопрос. Зачастую, перепрофилироваться так просто будет невозможно. В этих отраслях, чаще всего, и происходят определённые сдвиги – где-то это концентрация, где-то передел рынка. Некоторые товары и услуги естественным образом перейдут в виртуальную схему. Например, образование. Если раньше вы хотели обучить работника, то брали для этих целей опытного мастера. Он показывал, как работать на соответствующих технологических процессах. Теперь появилась возможность с помощью специальной техники отработать в виртуальном пространстве аварийные ситуации, которые могут возникнуть на производстве. Появляются новые рынки, возникает потребность в специфических, электронных частях для производства технических средств, необходимых для дистанционного образования и всего, что сопровождает 3D-моделирование. Меняется производство, не нужны большие станки. Детали, продукцию можно производить из разных компонентов с помощью аддитивных технологий и 3D-принтинга. Прогресс предоставляет много вариантов. И нет единого рецепта. То есть, каждый предприниматель, каждое предприятие должно для себя решить, в какую сторону двигаться.

Сергей Бодрунов: Кризис – это время возможностей и время перемен. Как должны меняться предприниматели России?

Антон Данилов-Данильян: Российские предприниматели должны, конечно, получать лучшее образование. У нас не уделяется никакого внимания обучению предпринимательству. Соответственно, люди, особенно в малом бизнесе, часто оказываются не готовыми к переменам, в том числе к сжатию спроса, к сбоям в поставках товаров, к отказам банков в предоставлении финансирования и к другим факторам. Риски в предпринимательской деятельности и возможности по-разному на них реагировать – важный элемент образования. Что важно для Правительства, это иметь заготовленные заранее модули и решения. Не нужно вводить их в действие, но держать в кармане на случай негативного развития событий следует. Есть, скажем, блок решений на случай военного времени. Не дай Бог, он будет использован, но он есть. Точно так же и применительно к кризисам в разных отраслях нужно иметь наготове решения. Хотя нужно отдать должное, что и Центральный банк, и Правительство по количеству, разнообразию и скорости приятия решений в этот раз гораздо более эффективно действовали, чем в 2014 и в 2008 году.

По материалам программы «Дом Э» «Пандемия меняет бизнес: кто выживет в новой экономике?» от 20 июня 2020 года

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь