В 2025 году Россию ждут тектонические изменения в налоговой системе, и затронут они самые разные группы налогоплательщиков. Экономисты считают, что принятые налоговые изменения окажут позитивное влияние на динамику социально-экономического развития России. Для государства это будут, в том числе, дополнительные доходы бюджета. Полученные средства пойдут на социально-экономические цели: поддержку семей с детьми, развитие регионов, промышленности и высокие технологии.
Прогрессивный НДФЛ
Первые системные преобразования в налоговом законодательстве России за последние 25 лет вступят в силу с 1 января 2025 года. После многих лет дискуссий решено все же ввести прогрессивную шкалу подоходного налога.
Налоговая ставка будет зависеть от размера налоговой базы, то есть, собственно, доходов — любых перечислений в денежной и натуральной форме: зарплаты, премии, компенсаций, больничных, отпускных. Налогообложению подлежат также доходы от продажи имущества, дивиденды, доходы от процентов по вкладам.
Ставка НДФЛ с 2025 года
13% — доходы до 2,4 млн рублей;
15% — доходы от 2,4 млн до 5 млн рублей;
18% — доходы от 5 млн до 20 млн рублей;
20% — доходы от 20 млн до 50 млн рублей;
22% — доходы свыше 50 млн рублей.
С новыми ставками гражданам предлагают и более внимательно относиться к вычетам, поскольку появится немало новых. Например, можно получить вычет в 2340 рублей за успешную сдачу нормативов ГТО — это 13% от 18 000 рублей. Нужно только в том же году пройти диспансеризацию. Также стандартные вычеты по НДФЛ на второго и третьего ребенка повышаются в два раза (2800 рублей в месяц на второго ребенка и до 6000 на третьего и последующего). Увеличен с 6000 до 12000 размер налогового вычета на каждого ребенка-инвалида до 18 лет (или инвалида — учащегося очной формы обучения).
Турналог
С 2025 года появится новый туристический налог, его будут платить организации и физические лица, которые владеют гостиницами или иными помещениями из специального реестра и предоставляют их для временного размещения. Чтобы у гостиничного бизнеса появилась обязанность его платить, власти муниципалитетов должны принять соответствующий нормативный правовой акт, а власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — закон. В нем они пропишут налоговую ставку и льготы, максимальная ставка на 2025 год — 1%.
Для развития фондового рынка сохраняется предельная ставка 15% для доходов от ценных бумаг и дивидендов. Кроме того, если в налоговый период человек продаст ценные бумаги со сроком владения более пяти лет, ставка тоже останется 15%.
«Социальная поддержка малоимущих семей, семей с детьми и семей участников СВО также требует дополнительных ресурсов. Введение прогрессивной шкалы НДФЛ обсуждалось давно. Широкие дискуссии привели к тому, что увеличение налоговой нагрузки не затронет большинство населения со среднемесячным доходом менее 200 тыс. рублей. Да и в целом нашим ставкам даже после реформы еще далеко будет до ставок налогов на доходы в европейских странах», — заметила в разговоре с «ВЭ» партнер, руководитель налоговой практики O2 Consulting Татьяна Сафонова.
«Гражданам придется более рационально заниматься потреблением и планированием своих расходов, не совершать необдуманных покупок и больше заниматься инвестированием свободных средств, инвестировать в свое образование», — считает член ПО ИПБ (Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России), налоговый консультант, член Экспертного совета при ФНС России Александр Усов.
«Одна из задач использования прогрессивной шкалы заключается в увеличении покупательского спроса со стороны более широких слоев населения, нежели сейчас. Учитывая высокую межрегиональную дифференциацию по уровню социально-экономического развития, имеет смысл подойти к формированию шкалы НДФЛ с использованием поправочных региональных коэффициентов», — говорит директор Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ РАН) Альберт Бахтизин.
С 2025 года субъекты РФ и муниципалитеты наделяются дополнительными полномочиями по налогообложению дорогостоящих объектов недвижимого имущества и земельных участков стоимостью свыше 300 млн рублей. По налогу на имущество предельную ставку предлагается поднять с 2 до 2,5%, по земельному налогу — с 0,3 до 1,5%. При этом субъект будет самостоятельно решать, какую ставку установить.
Прибыль предприятий и ФИНВ
В общем порядке повышается налог на прибыль организаций — до 25%. Однако это не коснется стратегических отраслей и масштабных инвестиционных проектов. Совершенствуются действующие налоговые механизмы поддержки инвестиций, а также создаются новые. Кроме того, сохраняются все действующие преференциальные режимы (СЗПК, СПИК, ОЭЗ, ТОР). Бессрочно продлевается возможность применения инвестиционного налогового вычета и режима региональных инвестиционных проектов для организаций, включенных в реестр.
Старший партнер консалтинговой компании Rustax Сергей Колесников отдает должное законодателю, заложившему в изменения нормы, позволяющие нейтрализовать негативные последствия от повышения налоговых ставок в наиболее чувствительных областях посредством введения федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ), направленного на сохранение инвестиционной активности бизнеса в условиях повышения ставки по налогу на прибыль организаций.
«Кроме того, ФИНВ примечателен еще и тем, что его параметры возвращают в наше налоговое законодательство утерянную после отмены консолидированных групп налогоплательщиков (глава 3.1 НК РФ) возможность группам компаний уменьшать текущие налоговые обязательства одной компании за счет убытков другой. В то же время, в отличие от КГН, теперь возможность группового налогообложения прибыли, вероятнее всего, найдет более широкое применение в правоприменительной практике», — считает эксперт.
Новая упрощенка
Крупные изменения коснутся упрощенной системы налогообложения. Минфин поясняет, что это делается, чтобы у малого бизнеса была возможность масштабировать бизнес, а также в целях пресечения схем дробления бизнеса. С оборотов выше 60 млн рублей в год предпринимателям придется платить дополнительно НДС по ставкам 5% (при доходах от 60 до 250 млн рублей) и 7% (от 250 до 450 млн) без права на налоговый вычет. При выборе классической ставки в 20% НДС «упрощенцам» будет дана возможность использовать вычеты на основании счета-фактуры.
Для бизнеса увеличат возможность применения УСН. Порог с действующих 265,8 млн увеличится до 450 млн рублей, а порог по остаточной стоимости основных средств — со 150 до 200 млн рублей. Переходный период, позволяющий бизнесу оставаться на упрощенке за счет повышенных ставок 8 и 20%, будет отменен. Останутся только базовые ставки 6 и 15%, которые регионы по желанию смогут занижать для отдельных категорий плательщиков.
По прогнозу Минфина, изменения УСН не коснутся 97% плательщиков.
«Текущая экономическая ситуация требует дополнительных источников финансирования для поддержки развития импортозамещающих и высокотехнологичных производств. Кроме того, в ситуации крайне высокой ключевой ставки стоимость заимствований становится неподъемной, а для дотаций со стороны государства, позволяющих компаниям привлекать кредиты по приемлемым ставкам, государству нужны дополнительные доходы», — отмечает Татьяна Сафонова. Эксперт также указывает, что налоговые ставки подняли даже для таких защищенных отраслей, как IT: с 1 января 2025 года ставка налога на прибыль для них вырастет до 5%.
Новые фиксированные взносы для ИП, руб.
2025 год 2026 год 2027 год Фиксированные взносы 53 658 57 390 61 154 Предельные суммы дополнительных взносов 300 888 321 818 342 923
Сбалансированная реформа
Налоговая реформа хорошо сбалансирована, а значит, отвечает интересам получателей государственной поддержки и не столь критична для бизнеса, считает Татьяна Сафонова. Ставки подняты не так существенно, как можно было бы ожидать, и удалось сохранить ряд послаблений для инвестиций.
Декан факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве РФ Вадим Засько считает, что принятые на законодательном уровне налоговые изменения, хотя и затронули широкий круг налогоплательщиков, но носят вполне структурированный и комплексный характер. По мнению эксперта, они направлены на повышение налоговой справедливости, развитие социального обеспечения граждан, стимулирование инвестиционной политики бизнеса, обеление экономики.
Член-корреспондент РАН Альберт Бахтизин особо отмечает цель снижения социального расслоения, которое у нас больше, чем во многих других странах, и это создает угрозу национальной безопасности. В России разрыв в доходах 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения составляет 10–12 раз, в Германии — 8, в Японии и ОАЭ — около 5 раз.
По мнению директора ЦЭМИ РАН, важно также дифференцированное налогообложение территорий, поскольку это снижает межрегиональное неравенство и стимулирует экономический рост. Для России такой подход имеет особое значение, поскольку разница в среднедушевых доходах населения среди российских регионов на данный момент составляет около 5,5 раза, а в других странах этот показатель существенно меньше: к примеру, в Китае — 3,71 раза, а в США — 2,01 раза.
Текст: Дмитрий Алексеев