Роман Голов: в Экономическом диктанте приняло участие 211 650 человек

О результатах Экономического диктанта-2021, который написали более 211 тысяч участников по всей стране, и уровне экономической грамотности россиян «Вольной экономике» рассказал заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» МАИ, профессор Роман Голов, который возглавляет Аналитическую группу и рабочую комиссию по проверке результатов Всероссийского экономического диктанта.

Роман Сергеевич, в нынешнем году состоялась юбилейная, пятая по счету, общероссийская образовательная акция «Всероссийский экономический диктант — 2021». С 2017 года, когда был дан старт акции, Вы возглавляете Аналитическую группу и рабочую комиссию по проверке результатов Диктанта.  Каковы, на Ваш взгляд, наиболее значимые результаты и показатели, характеризующие нынешний Диктант?

Всероссийский экономический диктант – это знаковое событие для самых широких слоёв общества. Его аудитория весьма разнообразна и растет с каждым годом. Это студенты, школьники, аспиранты, а, наравне с ними, – опытные профессора и ученые, профессиональные специалисты и эксперты, работающие в разных отраслях экономики, а также люди, просто проявляющие интерес к изучению экономики. На мой взгляд, постоянное вовлечение в орбиту Диктанта значительного числа новых участников, является одним из наиболее важных показателей, напрямую подтверждающих растущий запрос российского общества на подобные общественно-образовательные инициативы.

Обращаясь к конкретным показателям, можно отметить, что в 2021 году в Диктанте приняло участие 211 650 человек, что на 15,5% больше, чем в предыдущем году. Каждый год мы наблюдаем также расширение международной географии Диктанта. В частности, в нынешнем году впервые в нем приняли участие жители Казахстана и Узбекистана.

Ввиду сложной эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, в 2021-м году Диктант прошел, преимущественно, в формате онлайн. Как показали результаты первого масштабного использования такого формата, полученные в 2020 году, возможность выполнить задания Диктанта онлайн оказала значимое влияние на прирост количества участников. Во-первых, в акции смогли принять участие люди с ограниченными возможностями передвижения. Во-вторых, немалое число участников Диктанта постоянно проживают в районах, географически удаленных от городов и других населенных пунктов, где ранее были организованы региональные площадки Диктанта и онлайн формат позволил им также проверить свои экономические знания.

Согласно уже сложившейся традиции, для наиболее активных организаторов Диктанта на местах и лиц, проживающих в ЗАТО,  была сохранена возможность написания Диктанта в очной форме, для чего были созданы ряд региональных площадок. На каждой из них были обеспечены все необходимые меры, обусловленные санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Предлагаю более детально рассмотреть саму аудиторию Диктанта с точки зрения основных социологических критериев. Как изменилась ее структура и по каким категориям наблюдаются наиболее значимые изменения?

Прежде всего, нами было зафиксированы изменения в балансе между различными возрастными группами. В первую очередь, речь идет о сокращении на 8,71% категории лиц в возрасте от 14 до 18 лет с 58,13% в прошлом году до 49,42% в нынешнем. Вместе с тем, доля участников в возрасте от 19 до 25 лет в 2021-м году выросла на 3,52% с 32,09% в 2020-м году до 35,61% в 2021-м году. Также нами был отмечен рост на 1,65% доли участников в возрасте от 26 до 35 лет – с 5,39% до 7,04%. На 3,36% увеличилась также доля лиц в возрасте от 36 до 53 лет – с 2,55% до 5,91%. Указанные изменения свидетельствуют о наличии в отчетном периоде очень важной тенденции – росте интереса к Диктанту людей более зрелого возраста. Если в 2020-м году в структуре его аудитории серьезно превалировала категория школьников, учащихся колледжей и студентов начальных курсов вузов, то в 2021-м году более высокую активность продемонстрировали категории участников, оказывающие существенно более значимое влияние на нашу экономику – молодые и более возрастные ученые,  преподаватели, профессиональные специалисты из различных отраслей экономики и иные категории граждан.

Также мы отмечаем изменения в распределении аудитории Диктанта и по критерию уровня образования его участников. Наиболее существенно, сразу на 7,14%, сократилась доля лиц со средним (полным) общим образованием – с 52,31% в 2020-м году до 45,17% в 2021-м. В то же время, на 2,73% увеличилась доля участников с высшим образованием – с 8,98% в прошлом году до 11,71% в нынешнем. Одновременно зафиксирован прирост на 1,47% доли лиц с неполным высшим образованием – с 24,71% в 2020-м году до 26,18% в 2021-м году. Отрадно отметить рост доли участников, обладающих ученой степенью. В нынешнем году прирост их доли составил 1,12% – с 0,32% в 2020-м году до 1,44% в 2021-м году.

Кроме того, примечательные изменения в структуре аудитории Диктанта нами были зафиксированы при анализе выборки по критерию отношения участников к экономике. В первую очередь, мы отмечаем существенное сокращение – сразу на 11,09% – доли лиц, относящихся к категории интересующихся экономикой: с 55,27% в 2020-м году до 44,18% в 2021-м году. Вместе с тем, сразу на 12,79% увеличилась доля лиц, не имеющих отношения к экономике: с 9,19% в 2020-м году до 21,98% в 2021-м году. На мой взгляд, это важное изменение, поскольку оно характеризует рост интереса к Диктанту той категории людей, которые ранее не обучались по экономическим специальностям и направлениям подготовки и чья деятельность не подразумевает владения ими какими-либо экономическими знаниями. Я считаю, что именно Всероссийский экономический диктант мог стать для некоторых из них ценным опытом соприкосновения с основами экономической науки.

Сравнивая изменения структуры аудитории Диктанта по трем рассмотренным нами критериям, можно сделать вывод о значимых изменениях в общей картине полученных нами результатов. Диктант привлекает все большее число зрелых и опытных участников, что, безусловно, является важным для нас всех сигналом: живой интерес к оценке собственной экономической компетентности и стремление к интеллектуальному развитию растет у тех категорий участников, которые принимают основной объем экономических решений и, тем самым, оказывают прямое влияние на реальные экономические процессы.

Какие показатели Вы применяете непосредственно для оценки экономической грамотности российского общества?

Основной целью Диктанта является определение уровня экономической грамотности населения. Прежде всего, мы оцениваем степень вовлеченности в проводимой нами акции жителей Российской Федерации в региональном разрезе. Для этого мы ранжируем регионы по показателю экономической активности населения, который рассчитывается как отношение числа участников Диктанта, живущих в отдельном регионе, к общему числу жителей данного региона. На наш взгляд, данный рейтинг позволяет максимально точно и наглядно отразить уровень персональной мотивации и степень участия жителей каждого региона в работе по самообразованию в области экономики. Кроме того, этот рейтинг определенным образом отражает эффективность работы региональных органов государственной власти, профильных министерств и ведомств, образовательных и общественных организаций, в решении задач экономического просвещения граждан.

Ниже приведены двадцать регионов-лидеров Диктанта-2021 по показателю экономической активности населения.

Так, первые три места в рейтинге заняли Ульяновская область (0,71%), Республика Калмыкия (0,69%) и Ненецкий автономный округ (0,65%). Кроме того, в первую десятку рейтинга вошли Курская область (0,62%), Кемеровская область (0,56%), Костромская область (0,5%) и ряд других регионов. Отрадно отметить, что некоторые регионы из рассматриваемого рейтинга 2021-го года также вошли в рейтинг регионов России по уровню экономической активности населения Диктанта 2020-го года. В частности, речь идет о таких регионах как Курская область, Республика Калмыкия, Кемеровская область, Краснодарский край, Томская область, Свердловская область, Еврейская автономная область и Ненецкий автономный округ. На наш взгляд, сохранение лидерства перечисленных регионов позволяет говорить о формировании у их жителей устойчивой мотивации к собственному интеллектуальному развитию в экономической сфере.

На следующем этапе мы оцениваем непосредственно уровень экономической грамотности населения также в региональном разрезе.

В нынешнем году для оценки экономической грамотности участников Диктанта нами были определены четыре оценочных интервала: от 0 до 25 баллов, от 26 до 50 баллов, от 51 до 80 баллов и от 81 до 100 баллов. Участники, набравшие до 25 баллов, относятся нами к категории лиц с начальными экономическими знаниями. Люди, набравшие от 26 до 50 баллов – к категории лиц с удовлетворительным уровнем экономической грамотности. Те, кто набрал от 51 до 80 баллов – к группе лиц с хорошим уровнем экономической грамотности.  Участники, набравшие от 81 до 100 баллов – к категории лиц с высоким уровнем экономических знаний.

Показатель экономической грамотности населения рассчитывается как отношение количества участников Диктанта из отдельного региона, набравших от 51 до 100 баллов, к общему числу участников Диктанта данного региона.

Ниже приведены двадцать регионов-лидеров Диктанта-2021 по показателю экономической грамотности населения.

В нынешнем году первые три места в рейтинге заняли Москва (86,08%),Нижегородская область (85,65%) и Санкт-Петербург (85,10%). Кроме того, в числе регионов-лидеров присутствуют также Калининградская область (84,39%), Ярославская область (83,92%), Новосибирская область (82,90%) и ряд других регионов.

Сравнивая рейтинги регионов по уровню экономической грамотности населения за 2020-й и 2021-й годы, мы также хотим отметить, что сразу шесть регионов смогли сохранить лидирующие позиции в рейтинге нынешнего года. В число таких регионов вошли Москва, Московская область, Пермский край, Санкт-Петербург, Калининградская область и Севастополь. Мы видим в этой тенденции результаты непрерывной и плодотворной работы их жителей над повышением собственной экономической грамотности. Анализируя успешный опыт перечисленных регионов, мы отмечаем подобную позитивную динамику к устойчивому росту экономической грамотности и во многих других субъектах РФ, что свидетельствует о все большей вовлеченности их жителей в работу по собственному экономическому просвещению и интеллектуальному росту.

В этом году, наравне с руководством Аналитической группой и рабочей комиссией по проверке результатов Диктанта, Вы также возглавили Методическую комиссию, осуществляющую разработку тестовых заданий для участников акции. Хотелось бы узнать какие принципы лежат в основе разработки вопросов Диктанта и какими критериями Вы руководствуетесь в этом процессе?

Действительно, в этом году мне выпала честь руководить работой Методической комиссии. В соответствии с принятой методологией, нами разрабатывались две основные группы заданий: вопросы для учащихся школ и вопросы для более старших возрастных категорий участников. При разработке заданий нами учитывался ряд важных моментов. В первую очередь, опираясь на уже имеющийся опыт, мы постарались адаптировать сами вопросы к уровню познания различных категорий участников. С одной стороны, они не должны быть излишне простыми, и, в то же время, не предполагать необходимости наличия у участников очень серьезных экономических знаний. К примеру, среди вопросов для школьников значительная часть из них связана с предметами общеобразовательного цикла: литературы, истории, а также гуманитарного и социально-экономического профиля. При этом сами вопросы позволяли максимально точно выявить конкретные пробелы и лакуны в экономических познаниях участников, а также были интересными по содержанию, дабы повысить их творческую вовлеченность в сам процесс написания Диктанта.

Особое внимание при разработке заданий Диктанта мы уделяли наиболее значимым событиям и датам в истории нашего Отечества, знание которых, по моему глубокому убеждению, составляет собой одну из основ чувства патриотизма и гордости за Родину. К примеру, в перечень заданий были включены вопросы, приуроченные к 100-летию плана ГОЭЛРО, 100-летию Новой экономической политики, 160-летию отмены крепостного права и другим важным юбилейным датам. Ряд вопросов предполагал проведение участниками определенных математических расчетов, наличие общей эрудиции, знакомство с русской и мировой литературой.  Кроме того, некоторые задания были направлены на знакомство участников Диктанта с новейшими тенденциями высокотехнологичной экономики. В частности, отдельное внимание было уделено актуальным трендам цифровой трансформации экономики и общества.

Каждый год в написании Диктанта принимают участие тысячи талантливых молодых людей как из России, так и из зарубежных стран, стремящихся к интеллектуальному росту и расширению горизонтов своего познания. Сам Диктант, при этом, становится связующим звеном между разными поколениями, благодаря которому формируется преемственность знаний и компетенций между опытными учеными и специалистами и теми, кто только начинает изучение экономической науки. С учетом важности такой преемственности, в этом году нами было принято решение привлечь молодежную аудиторию не только к участию в самом Диктанте, но и к разработке его заданий. Для этого нами впервые был организован молодежный конкурс «Лучший вопрос для Экономического диктанта».

Скажу честно, что мы не ожидали такого широкого отклика на нашу инициативу. В Методическую комиссию поступило более 200 вопросов. Анализируя присланные варианты заданий, мы отметили для себя не только достаточно высокий интеллектуальный уровень конкурсантов, но и их глубокую вовлеченность в современные экономические процессы. По итогам конкурса нами были отобраны шесть лучших вопросов и включены в перечень заданий Диктанта.

Еще одним значимым событием в 2021-м году стало привлечение в качестве партнера в рамках разработки заданий Диктанта Российского исторического общества. Здесь следует отметить, что, как и Вольное экономическое общество России, Российское историческое общество в дореволюционной России имело статус Императорского, будучи основанным в 1866-м году — через 101 год после основания Императорского Вольного экономического общества. На мой взгляд, синергия организаций, история которых уходит корнями в несколько прошедших столетий,– очень ценный опыт для всех нас. В этой связи я хочу выразить глубокую благодарность экспертам Российского исторического общества, принявшим самое живое участие в разработке заданий для Диктанта и выразить надежду, что мы и дальше продолжим взаимодействовать в этом направлении.

В 2021-м году Всероссийский экономический диктант отмечает свой первый юбилей. В этой связи предлагаю обсудить те ключевые результаты, которые были достигнуты организаторами и участниками этого мероприятия за прошедшие пять лет. Как Вы оцениваете динамику развития данной акции и какие наиболее значимые достижения, полученные за эти пять лет, Вы могли бы назвать?

Одним из показателей, наиболее наглядно отражающим рост популярности акции в обществе, является динамика изменения количества участников Диктанта за прошедшие пять лет. В 2017-м году в акции приняло участие 61201 чел., в 2018-м – 98538 чел., в 2019-м – 109312, а уже в 2020-м – 183215 чел. При этом, в 2021-м году в число участников вошли 211650 чел. Соответственно, по сравнению с результатами 2017-го года в нынешнем году аудитория Диктанта выросла практически в 3,5 раза, а усредненная величина прироста аудитории за указанный временной период составила 38,77%.

Наравне с количественными показателями увеличения аудитории Диктанта, мы также отмечаем на протяжении всех пяти лет расширение его географии как в масштабах России, так и в части ее постоянного прироста на международном уровне за счет участия в акции жителей все новых зарубежных государств.

Так, если в 2017-м году Диктант написали жители 80 регионов России, то уже в 2018-м количество регионов возросло до 83, а к участию в мероприятии присоединились также граждане Таджикистана, Приднестровья и Монголии. В 2019-м году география Диктанта охватила все 85 регионов России, а в состав зарубежных стран вошла Беларусь. В 2020-м году впервые участие в Диктанте приняли жители Армении, а в 2021-м году его международный охват расширился за счет участия в нем граждан Казахстана и Узбекистана. Таким образом, с каждым годом мы наблюдаем не только увеличение числа его участников, но и устойчивый рост интереса к Диктанту со стороны все большего числа жителей зарубежных государств. Этот факт не может не радовать, поскольку сами базовые идеи экономического просвещения и интеллектуального роста, заложенные в основу этого мероприятия, не ограничены никакими географическими барьерами и находят живой отклик даже у людей, проживающих в других странах. В этом я вижу особую ценность самого Диктанта как того универсального аттрактора, который притягивает к себе людей совершенно разных национальностей и возрастов, обладающих собственным культурным кодом и системой традиций.

Важным количественным показателем, отражающим динамику расширения географии Диктанта на территории России, является увеличение числа региональных площадок. Рост данного показателя целесообразно рассматривать с 2017-го по 2019-й годы, поскольку в 2020-м году, как мы знаем, началась пандемия коронавирусной инфекции и само проведение Диктанта осуществлялось, преимущественно, в онлайн-формате.

Согласно данным, зафиксированным нами за указанный промежуток времени, наблюдался устойчивый и достаточно динамичный прирост количества региональных площадок в различных регионах России. В частности, если в 2017-м году Диктант проводился на 638 площадках, то уже в 2018-м году их количество возросло до 1294 площадок, а в 2019-м году достигло 1516 площадок. Иными словами, с 2017-го года по 2019-й год количество площадок возросло практически в 2,4 раза.

Для нас эти цифры важны тем, что за организацией каждой отдельной площадки стоит огромный труд десятков людей. Они на добровольной основе взяли на себя обязанности по подготовке помещений, созданию всех необходимых технических условий, первичному сбору и обработке всех заполненных бланков заданий и отправке этих бланков в Москву. В этой связи мне бы хотелось выразить всем этим людям от лица Вольного экономического общества России искреннюю признательность и поблагодарить их за самоотверженный труд, который они взяли на себя ради воплощения в реальную жизнь идей экономического просвещения российского общества.

Вы рассмотрели те результаты, которые связаны с количественным и географическим расширением аудитории Диктанта. А что Вы можете сказать об изменении за прошедшие пять лет успеваемости его участников? Насколько возрос за этот период уровень их экономической грамотности?   

За все годы проведения Диктанта мы отмечаем неуклонный рост успеваемости наших участников по большинству из возрастных и прочих социологических категорий.

При анализе результатов каждого из Диктантов мы используем несколько балльных категорий. Участники, набравшие от 51 до 100 баллов по итогам выполнения всех заданий относятся нами к группе лиц, обладающих достаточно высоким уровнем экономической грамотности. Проводя сравнительный анализ процентных долей участников, набравших от 51 до 100 баллов в 2017-м и в 2021-м годах, мы выяснили, что за отчетный период их доля выросла практически в 6 раз. Для нас как для организаторов это – более чем достойный результат.

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Здравствуйте ,зарегистрировалась ,написала диктант ,но так и не получила никакой документ .Почему ?

    • Добрый день! Пока коллеги проверяют. Следите за новостями на dictant.org или veorus.ru, там же лучше и вопросы задавать, потому что у нас лишь СМИ, которое освещает работу ВЭО России.

    • diktant.org, пока данные обрабатываются, поскольку много участников писали не онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь