Екатерина Харченко,
заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию
За все постсоветское время именно сегодня, наверно, мы наблюдаем самый большой дефицит кадров на рынке труда и дисбаланс между структурой национальной экономики и системой образования. Я не ставлю знак равенства между системой подготовки кадров и системой образования – это принципиально разные вещи – но этот дисбаланс действительно велик. В настоящее время мы понимаем, как формируются контрольные цифры приема (КЦП) в вузы, как они распределяются: 70% КЦП идет в региональные вузы. Но при этом мы понимаем, что прогноза кадровой потребности на национальном уровне все еще нет, мы его очень ждем от правительства и надеемся, что с его появлением эта работа будет носить более системный характер. Мы видим, что, не дожидаясь национального прогноза, многие вузы – Финансовый университет, Высшая школа экономики, Московский университет и многие даже региональные вузы – уже делают свои прогнозные исследования по поводу структуры рынка труда и прогнозной потребности как отраслей, с которыми работает вуз, так и конкретных корпораций и компаний.
Всем уже стало очевидно, что большая реформа высшего образования напрямую скажется и на качестве, и на содержании образовательных программ, в том числе по нашей укрупненной группе 38.0000. И мы все следим с нетерпением, ждем результатов пилотного эксперимента, в котором участвуют 6 ведущих вузов. Но также мы видим, что, не дожидаясь результатов этого пилота, многие ведущие университеты и лидеры экономического образования берут на себя ответственность за разработку новой модели экономического образования. Все университеты – не только экономические, а все, которые осуществляют подготовку кадров по нашей УГСМ – совместно с партнерами из реального сектора экономики, научным сообществом создают свои траектории трансформаций и предлагают уникальные модели экономического образования, которые будут полезны для всей отрасли экономического образования.
Теперь наша задача – всем сесть за стол переговоров и прийти к пониманию единого образовательного ядра.
Когда мы просили уважаемых ректоров прислать предложения в проект резолюции, практически все единогласно говорили о необходимости как раз создания этого единого ядра. Конечно, и уникальность есть, особенно у ведущих университетов.
Сегодня на уровне страны принято решение о разработке Стратегии развития образования до 2040 года, и там будет значимый раздел по высшему образованию. Эти работы должны быть завершены к 1 марта 2025 года. Я все сообщество, особенно научный мир, приглашаю активнее включиться в эту работу. Для этого создано большое количество рабочих групп по отдельным предметным областям, где можно дать свои конструктивные предложения.
Говоря о востребованности экономического образования, в 2024 году на данное направление было подано более полумиллиона заявлений, при этом бюджетных мест из них выделено чуть более 14,5 тысяч. Это значит, что среди абитуриентов, как и прежде, очень высокий спрос на наши специальности и направление подготовки. Но и кадровый голод на специалистов этой предметной области также существует.
В рамках новой модели необходимо правильно определить в системе место бакалавриата в новой парадигме базового высшего образования. Вузы еще минимум 5 лет будут готовить и выпускать бакалавров, за 30 лет их подготовлено значительное количество, и необходимо правильно определить их место в системе квалификаций, дав верный сигнал рынку труда. С одной стороны, их размещение на шестом уровне квалификаций вместе с выпускниками учреждений среднего профессионального образования дало неверный сигнал работодателям страны, фактически приравняв уровень высшего образования и среднего профессионального. То есть те бухгалтеры, финансисты и страховщики, которых готовим мы в вузах, точно так же за 2,8 могут получить образование СПО, и рынок труда воспринимает их как равных. Это задача для коллег из Министерства труда и соцзащиты и Национальной системы квалификаций, которой, кстати, в этом году исполняется 10 лет.
Нам ни в коей степени нельзя в новой модели допустить дискриминацию как традиционного, так и нового российского специалитета, что было в последние годы в связи с содержанием профстандарта специалиста по управлению персоналом. Уровень специалитета был утрачен в ущерб магистратуре, и это привело к тому, что в один момент сотни тысяч кадровиков страны стали несоответствующими квалификации. Необходимо напомнить, что специалитет и магистратура даже в нынешней редакции закона относятся к одному уровню квалификации. В новой модели высшего образования предполагается, что как высшее образование – по сути новый специалитет, – так и специализированное образование – магистратура – будут открывать прямой путь к аспирантуре, то есть к девятому уровню квалификации. Конечно, очень хочется, чтобы в новой модели результатом обучения в аспирантуре стала защита кандидатской диссертации по выбранной предметной области, а не просто завершение обучения.
Одной из приоритетных задач создания обновленной модели экономического образования является синхронизация с национальной системой квалификаций, что, безусловно, потребует переработки содержания профессиональных стандартов, квалификационных требований, появления одних профессий и исчезновения других. Гармонизация системы высшего образования и национальной системы квалификаций – ключ к успешному проведению данной реформы. И здесь за стол переговоров, конечно, нужно будет усадить еще большее количество акторов, потому что всегда сложна межведомственная работа, взаимодействие между разными ведомствами. Но я думаю, что как раз площадка Вольного экономического общества является той независимой экспертной платформой, которая может эти субъекты, принимающие решение в рамках реализации госполитики, объединить.
Отечественное высшее образование традиционно признается именно благодаря фундаментальному подходу, который включает в себя, помимо серьезной теоретической подготовки, прикладные навыки, личностное развитие и гармоничное сочетание профессиональных и мягких компетенций. Коллеги из вузовского сообщества подтвердят, что такого внимания, которое мы уделяем сейчас молодежной политике и воспитанию, наверно, не было никогда. И мы иногда не понимаем, как включить специальные дисциплины в рабочий и учебный план, потому что там действительно очень много дисциплин, связанных с развитием патриотизма, духовно-нравственных характеристик личности.
Значимый фактор конкурентоспособности российского экономического образования: мы закладываем студентам фундамент и способность развития, мы учим их учиться, формируем системность мышления, адаптивность к быстро изменяющемуся миру. Именно поэтому так важно сформировать единое образовательное ядро программ по 38-й группе. И в этом я вижу системообразующую роль Федерального учебно-методического объединения как методологической площадки Минобрнауки в части работы с реестром образовательных программ, создания примерных учебных планов и так далее.
В последнее время всеми экспертами отрасли часто употребляется термин «бесшовность», и, безусловно, выстраивание индивидуальной образовательной траектории начинается от школьной ступени, заканчивая постдипломным образованием. Мы все видим качество абитуриентов, которые приходят к нам, и, к сожалению, для его повышения высшая школа вынуждена идти в общеобразовательные организации. Все ректоры, которые присутствуют в зале, понимают, что если хочешь подготовить качественного абитуриента – создай или свой лицей, или школу, как в Тамбовском государственном университете, или занимайся в рамках олимпиад, конкурсов и прочих институтов с будущими абитуриентами.
Как отметил на Томском форуме «Преобразование образования» министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков, в тех условиях, в которых существует рынок труда, университеты должны активно идти на рынок дополнительного профессионального образования (ДПО). Он требует другой организации деятельности университетов. И экономическое образование также должно быть, наверно, впереди планеты всей в части дополнительного профессионального образования, потому что мы видим, что банки, крупные корпоративные образования создают уже свои академические корпоративные университеты, структуры. Т-Банк, например, создал свой центральный университет, в котором есть бюджетные места, и проиводит набор абитуриентов.
В сфере дополнительного профессионального образования нам нужно направить все усилия на борьбу с профанацией повышения квалификации, профессиональной переподготовки. В новом формате должны быть недопустимы ситуации, когда двухдневные курсы повышения квалификации подменяют по названию диплом и бакалавриата, и специалитета, а порой даже магистратуры.
Дискуссионным, по нашему мнению, является вопрос целесообразности сближения содержания профессиональных и образовательных стандартов. Мы никогда не угонимся за профстандартами. Тут идет рассинхрон во времени, и поэтому сейчас максимальное совпадение – 40–50% между образовательными и профессиональными стандартами. Но в любом случае тот опыт, который накоплен вузами и научным сообществом, может позволить создавать, реализовывать новые образовательные программы по 38-й группе.
Я коротко скажу в завершении о законопроекте, который мы с коллегами осенью приняли в первом проекте. Он закрепляет роль федеральных учебно-методических объединений. Речь идет о том, что обязательно в ФУМО должны присутствовать и представители работодателей, и представители органов федеральной исполнительной и законодательной власти. А также обязует региональные органы власти создавать ФУМО для среднего профессионального образования на региональном уровне. Безусловно, законопроект предусматривает совершенствование системы научно-методического обеспечения подготовки кадров в целях укрепления единства образовательного пространства.
Мы все сталкивались с ситуацией, когда студенты переводятся из вуза в вуз, переезжают. Например, те обстоятельства, которые случились 6 августа в Курской области, стали причиной переезда многих студентов, и они сталкиваются с таким разнообразием образовательных программ, которые, конечно, не позволяют соблюсти это единство образовательного поля Российской Федерации. Мы этим законопроектом вносим изменение в статью 19 Федерального закона. Эта инициатива есть в открытом доступе в нашей системе, поэтому вы можете ознакомиться со всеми документами, которые касаются этого законопроекта. Очень ждем его скорейшего принятия во втором чтении и, конечно, мы понимаем, что ФУМО может стать вот такой площадкой для объединения всех акторов этого процесса.
Безусловно, трансформация экономического образования требует новых институциональных механизмов, и огромную роль в этом играет научное сообщество. Еще раз повторю, что сейчас разрабатывается Стратегия развития образования – куратором этого процесса является Министерство просвещения – поэтому если к этому процессу не подключится научное сообщество, то 1 марта мы можем увидеть удивительные результаты. Еще раз призываю активно включиться в эту работу.
Должен быть создан механизм взаимодействия всех участников образовательного процесса: школ, колледжей, вузов, научного сектора, родителей, учителей, работодателей и, безусловно, государства. Наши университеты переходят уже сейчас от модели распределителя человеческих ресурсов и подготовки кадров к модели создания ценностей. И как отметил наш председатель Комитета по науке и высшему образованию Госдумы Сергей Кабышев, высшая школа формирует людей ответственных за созидание будущего и судьбу страны, поэтому профессиональное образование на всех уровнях должно быть пронизано воспитанием на основе российских духовно-нравственных идеалов. Нужно искать ненавязчивые формы диалога со студенчеством с участием представителей региональных органов власти, раскрывая в том числе практическое профессиональное значение наших традиционных ценностей.
Мы так должны выстроить образовательный процесс, чтобы студенту после обучения хотелось пойти работать по специальности, чтобы он понимал, где он нужен в своей стране, чтобы он был счастлив на своем выбранном профессиональном пути, чувствовал уверенность в завтрашнем дне, был готов к постоянному самосовершенствованию, мог принимать решения в условиях риска, неопределенности, принимать на себя ответственность, работать в команде и держать слово.