Трансформация модели экономического образования РФ

Павел Моисеев,
ректор Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, член Правления ВЭО России

Мне хотелось бы поделиться некоторыми соображениями о том, какие принципы необходимо заложить в трансформацию модели экономического образования в России, точнее, как эти принципы видятся представителю регионального вуза, причем классического, в котором экономический факультет – это одно из учебных подразделений.

Итак, первый принцип – это интеграции теории и практики. Хочется отметить, что наша страна находится в качественно новой международной ситуации, в стране началась глубокая перестройка экономики, и вместе с тем экономическая теория, экономическое образование остаются в своей основе такими же, как и были, собственно, в 1990-е годы. Они основаны на западных подходах в духе неоклассической теории, прежде всего неоинституционализма, и разрыв между образованием и практикой здесь налицо.

Следует, вероятно, более пристально посмотреть на ряд тем, которые считались раньше периферийными, но сегодня являются реальностью или станут таковой в ближайшем будущем, например, политика санкций и их преодоления, трансфер военных технологий в гражданское производство и так далее. Здесь, несомненно, необходимо переосмыслить место в учебном плане курсов, раскрывающих специфику функционирования российской экономики. В этом контексте совершенно по-иному начинает звучать понятие экономической безопасности, ее угроз. Такое специфическое понятие, по которому я защищался. На мой взгляд, здесь есть некоторое раздвоение теории на активную и реактивную. И, на мой взгляд, это нужно обязательно учитывать при построении различных финансовых моделей и стратегий.

Декларируя необходимость интеграции теории и практики, важно по-новому посмотреть на поддержку научных исследований. Это второй принцип. Я считаю, что исследования региональных экономик и пространственного развития домашних территорий могли бы стать еще более значимым направлением в поддержке вузовской науки и образования. И здесь в контексте последних законодательных изменений, на мой взгляд, очень важно говорить о том, кто будет квалифицированным заказчиком в научных фондах, в научных проектах и так далее. С другой стороны, мы знаем, что Правительство разработало Стратегию пространственного развития, а пространственное развитие для нас, наверно, один из ключей к тому, как развивать регион, как развивать муниципалитеты и так далее.

Принцип третий – проектное обучение. Оно позволяет студентам применять теоретические знания на практике. И современный рынок требует от специалистов гибкости и способности быстро адаптироваться к новым условиям. Проектное обучение помогает студентам реализовывать и развивать эти качества, сталкиваться с разнообразными сценариями и вызовами. И здесь речь идет в том числе про практики и стажировки. На мой взгляд, здесь необходимо идти дальше как раз в сторону стажировок, и в этом контексте необходимо подумать про подходы к предпринимательскому образованию. На мой взгляд, предпринимательство нужно понимать не как сферу общественной занятости, а как некую альтернативу трудоустройству. Если мы под этим углом посмотрим на предпринимательство и на предпринимательские компетенции, то здесь университеты должны, наверно, выполнять немного другую роль, они должны стать партнерами, популяризаторами, наставниками в тех или иных сферах бизнеса. Например, в Китае очень большой запрос на это.

Четвертый принцип – это использование цифровых технологий. Я думаю, всем понятно, что современный экономист должен уметь использовать эконометрические модели и количественные подходы к анализу социально-экономических явлений. Экономисты, не владеющие подходами и приемами количественного анализа, не способны применять в социально-экономических исследованиях большие данные, машинное обучение, нейросетевые и языковые модели, не конкурентоспособны на современном рынке труда. Кроме того, знания о технологиях блокчейна, криптовалютах становятся важными для понимания новых финансовых инструментов и технологий в эконометрике, а тем более с учетом того, какая сейчас международная обстановка. Я имею в виду вопрос международных финансовых расчетов. Мы, например, как университет, в котором обучается порядка 2,5 тысяч иностранных студентов, сами с этим непосредственно сталкиваемся. Это для меня лично очень большая задача.

Пятый принцип – это гибкость и адаптивность программ. Учебные программы регулярно должны обновляться в соответствии с изменениями в экономической сфере и требованиями рынка труда. Понятно, что знания устаревают. К сожалению, кроме этого существует огромный кадровый голод, кадровый дефицит, и в региональных вузах у нас он ощущается ещё больше. Крупные федеральные университеты, понятно, оттягивают на себя и лучших абитуриентов, государство через сервис «Поступи в вуз онлайн» создает для этого все необходимые условия, кроме того и преподавательский состав урезают, поэтому такая проблема существует.

В контексте гибкости и адаптивности мне хочется сказать о междисциплинарности. Вы знаете, я думаю, что междисциплинарность есть тот ключ и та точка роста, которая позволит, во-первых, обновить предмет исследований, а во-вторых, позволит хоть каким-то образом противостоять тем вызовам, связанным с тем, что контрольные цифры приема (КЦП) сокращаются. Поэтому междисциплинарные смежные программы позволят нам по другим КЦП готовить специалистов с хорошими экономическими знаниями.

Подытоживая, можно определить следующие стратегические задачи подготовки экономистов.

Первое: экономисты должны уметь адаптировать экономические теории к решению конкретных практических задач, а также избегать зависимости от отдельных концептуальных схем и идеологий. Изменения в мировой и российской экономике ставят перед экономистами задачу овладеть искусством выбора моделей, релевантных и динамично меняющихся, социально-экономических систем.

 

Второе: экономисты должны быть готовы к формированию новой повестки общественного развития. Для этого помимо дисциплин, культивирующих навыки, количество анализов, в учебном плане значительное место должен занимать блок социально-гуманитарных дисциплин, развивающих способности создавать новые смыслы, понимать крупные вызовы, например цифровую трансформацию.

 

Третье: экономисты должны обладать актуальными знаниями об экономике России, в учебном плане должны быть курсы, раскрывающие различные аспекты современного состояния национальной экономики на различных уровнях.

 

И четвертое: экономика и политика всегда были тесно связаны. Сегодня экономика крайне политизирована. Политическая повестка порой размывает объект и предмет исследования, и мы это видим. И в этом смысле геополитический поворот России на восток – это один из магистральных путей развития нашей страны и ее экономики в XXI веке, и в экономическом образовании мы должны активно изучать опыт незападных стран и уже сегодня готовить специалистов для работы на китайском, азиатском, африканском и других рынках. А если мы посмотрим, как политическая обстановка так или иначе формирует экономику, то я думаю, что нам есть чему у них поучиться в том числе.

И самое последнее, что хотелось бы заметить. Качество так называемого «входного материала» – наших абитуриентов – безусловно, падает. К сожалению, преподавание математики и технических дисциплин, таких как физика, в школах существенно падает. Я скажу вам, что количество ребят, которые сдают ЕГЭ по физике, ежегодно сокращается, причем сокращение кратное. Понятно, что лучших ребят из регионов забирают ведущие университеты. Конечно, мы понимаем, что решение задачи не только экономического образования, а вообще технологического суверенитета, начинается со школьной скамьи. Поэтому говоря про высшее образование, нельзя не говорить про образование школьное.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь