Под самые холода россиян обрадовали очередной идеей — изменить принципы тарифообразования для граждан по электроэнергии. Старые тарифы, если исходить из предположительных цифр, только для одиноких жителей городов. В связи с этим специалисты напоминают, что в этом году исполнилось ровно десять лет Указу Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». И реализация указа могла бы сделать исполнение требований по энергосбережению мягким и даже выгодным. Тем не менее, по самым оптимистичным оценкам энергоемкость ВВП снизилась в настоящее время по отношению к 2007 году на 16–17%. Понятно, что в предстоящие полтора года ее не удастся уменьшить еще на 23–24%. Что касается энергетической эффективности, похвалиться особенно нечем, а, например, в одном из самых энергозатратных секторов — ЖКХ — ее и вовсе не наблюдается. Почему так? Один из вариантов решения проблемы предлагает профессор НИУ МАИ Роман Голов.
Роман Голов,
член Президиума ВЭО России, заместитель председателя Комитета по энергоэффективности, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» НИУ МАИ, член Экспертного совета по высшему образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке, главный редактор журнала «Экономика и управление в машиностроении», д. э. н., профессор
Четкие цели
«Вольная экономика»: Роман Сергеевич, за прошедшие десять лет какие-то задачи удалось реализовать?
Голов: Безусловно, ошибок было допущено больше, чем нужно. Надо устранять законодательные огрехи, несомненно, нужно рушить административные барьеры, безусловно, хотелось бы большей прозрачности в экономических отношениях. Но нам и самим — имею в виду профессиональное сообщество — надо менять изношенные идеи и подходы на современные. Нам нужна постоянно-действующая интеллектуальная площадка для обсуждения актуальных проблем отрасли. Мы должны добиться того, чтобы нас услышали, чтобы министерства и ведомства, не умеющие, а порой и не желающие решать отраслевые проблемы, не отмахивались от нас, как от каких-то назойливых просителей. Мы должны объединиться, чтобы донести до руководства страны наше консолидированное мнение, нашу позицию, стержнем которой является повышение энергетической эффективности как важнейшего драйвера развития экономики России.
«ВЭ»: Комитет по энергоэффективности Вольного экономического общества России приступил к разработке законопроекта «Об энергосервисной деятельности в Российской Федерации». Можно ли в общих чертах обрисовать концептуальные подходы к работе над законопроектом?
Голов: Нормативные акты, регулирующие сферу энергосервисной деятельности содержат существенные противоречия. При этом декларируемые на сегодняшний день представления об энергосервисе не способствуют повышению заинтересованности потребителей и должному развитию этого направления.
Исходя из этого, предлагается внести изменения в действующие нормативно-правовые акты, которые будут направлены на развитие энергосервиса и повышение эффективности использования энергоресурсов, а также на повышение заинтересованности граждан и юридических лиц во внедрении энергосберегающих технологий.
В проекте закона мы намерены отразить наше понимание энергетического сервиса как комплексного понятия, имеющего интегральный характер. Для нас энергосервис — это комплекс специальных мероприятий, осуществляемый специализированной организацией (энергосервисной компанией, ЭСКО) на объекте энергопотребления заказчика в рамках заключенного энергосервисного контракта с целью сокращения существующего энергопотребления объекта. Работы ЭСКО оплачиваются за счет стоимости достигнутой экономии.
При этом энергосервис как понятие означает осуществление мероприятий, направленных на выявление существующего или достижение возможного энергопотенциала рассматриваемого объекта энергосбережения и превращения его в энергоэффект. А энергосервис как технология реализуется посредством применения профессиональных компетенций, включая программно-аппаратные, административно-правовые и организационные мероприятия. В то же время энергосервис как услуга по снижению энергозатрат на объекте заказчика оказывается специализированными организациями на условиях договора.
Энергосервис как бизнес
«ВЭ»: Получается, энергосервис будет отдельным видом деятельности?
Голов: Тут в первую очередь надо говорить о деятельности энергосервисных компаний — ЭСКО. Важной особенностью энергосервисной компании является то, что она получает доход не за проделанную работу или оказанные услуги, а за результативность своих проектов — то есть сэкономленную энергию. Таким образом, энергосервисная компания крайне заинтересована в качестве выполненных работ, так как окупаемость проекта и полученная прибыль напрямую зависят от размера сэкономленных заказчиком средств.
Энергосервисная компания должна быть в состоянии обеспечить учет, контроль и оптимизацию энергопотребления и при этом взять на себя роль арбитра в непростых отношениях между сторонами, интересы которых диаметрально противоположны, — потребителем и поставщиком ресурсов.
«ВЭ»: Почему же при наличии таких возможностей ЭСКО не смогли проявить себя за предыдущие десять лет в полной мере?
Голов: Однозначно ответить трудно. С одной стороны, это бизнес-составляющая проблемы — необходимость реализации в ходе энергосервисного контракта комплекса мероприятий — строительных, инженерных, внедрения энергоэффективных материалов и оборудования, а также длительный (до пяти лет и более) срок действия и окупаемости энергосервисных договоров.
Декларируемая финансовая поддержка оказалась нечеткой и недоработанной. Не были разработаны условия и процедуры предоставления инвестициных налоговых кредитов и налоговых льгот для энергосервисных компаний, не обеспечена возможность перепродажи энергосервисных контрактов для целей рефинансирования, не создана система оплаты энергосервисных контрактов через государственные и муниципальные облигации.
Дороговизна кредитных ресурсов, выводящая окупаемость за экономически приемлемые сроки, сочеталась с низкой информированностью руководителей бюджетных учреждений о возможностях и выгодах энергосервисной модели.
Несмотря на принятые поправки в Бюджетный кодекс, непрозрачными и рискованными для многих хозяйствующих субъектов остаются схемы финансирования энергосервисных контрактов, возврата полученной экономии.
Необходимо повысить эффективность координации между различными ведомствами и организациями. Уже давно назрела необходимость межотраслевого органа, курирующего проблематику энергосбережения, под руководством заместителя председателя Правительства или заместителя руководителя Администрации Президента России.
«ВЭ»: Этими вопросами занимается Комитет по энергоэффективности ВЭО России?
Голов: Да, для этого нами и был создан Комитет по энергоэффективности под руководством профессора НИУ МАИ Вячеслава Теплышева. Я считаю, что ВЭО обладает высоким авторитетом не только как экспертная платформа, но и как инициатор законопроектов и поправок в действующее законодательство. А это — как раз тот потенциал, которого сегодня так не хватает энергетическому сервису. Присутствие в нем руководителей и экспертов из банковских и инвестиционных структур позволяет перевести в практическую плоскость вопросы создания и внедрения инструментов финансирования энергосервисных контрактов. И это — лишь малая часть тех возможностей, которые открывает для российской энергосервисной отрасли создание Комитета по энергоэффективности.
«ВЭ»: Какие первостепенные задачи ваш комитет собирается решать?
Голов: Прежде всего, мы должны добиться ясности и единства понимания самой методологии энергосервиса. Ведь, если мы планируем сформировать диалог с властью и рыночной средой, нам надо вести его в четко оформленном русле из единых понятий, методов, инструментов и технологий.
Вторая задача — обсуждение и продвижение в законодательном поле Федерального закона «Об энергосервисной деятельности…». Мы должны четко понимать: пока такой закон официально не введен в действие, само взаимодействие ЭСКО с заказчиками, реализация проектов, получение возврата вложенных в них инвестиций представляет собой область с высоким уровнем рисков и неопределенности.
Вытекающая отсюда третья задача — формирование механизмов взаимодействия между участниками отрасли, государственными, научными и общественными организациями, а также бизнес-сообществом.
Энергетический сервис в этом контексте — важнейший сектор экономики, так как сложные и дорогостоящие мероприятия энергосбережения становятся гарантированно беззатратными и эффективными для заказчика.
Создание Комитета позволит существенным образом решить эту проблему, выведя энергосервис с уровня отраслевых заседаний и совещаний между профессионалами на всероссийскую экспертную площадку.
Мы формируем Комитет, уже обладая определенными практическими достижениями. К примеру, в МАИ под руководством профессора Теплышева создана первая и единственная в России кафедра «Энергетический сервис и управление энергосбережением». К ее работе привлечены ведущие представители европейских и российских компаний в области энергосбережения, а часть курсов читаются приглашенными профессорами — руководителями и экспертами компаний.
Задачи комитета по энергоэффективности
Вячеслав Теплышев,
заведующий кафедрой «Энергетический сервис и управление энергосбережением» НИУ «МАИ», президент саморегулируемой организации НП «ЭСМО», профессор
Целесообразность участия Вольного экономического общества, ученых-экономистов России в этой работе определяется прежде всего ожидаемым повышением уровня управленческих решений в сфере энергосбережения и энергоэффективности, которые будут опираться на профессиональную оценку макроэкономических факторов, тщательный экономический анализ законодательных и нормативных актов, на объективную экономическую экспертизу программ и проектов повышения энергоэффективности. Это как раз то, чего сейчас, по нашему мнению, не хватает в проведении государственной энергосберегающей и энергоэффективной политики. Деятельность Комитета будет ориентирована на тесное взаимодействие с научно-исследовательскими организациями, вузами, промышленными предприятиями, бизнес-структурами, работающими в сфере энергоэффективности, включая предприятия малого бизнеса. Для реализации задач Комитета представляется перспективным сотрудничество с предпринимательскими сообществами, в том числе с Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Российским союзом промышленников и предпринимателей, с которыми ВЭО имеет соответствующие соглашения.
С привлечением ведущих ученых- экономистов мы готовы участвовать в разработке методических рекомендаций по реализации проектов и программ повышения энергоэффективности в различных отраслях экономики, оказывать экспертную и методическую поддержку, а также содействовать деятельности по изучению, анализу и распространению информации по проблематике энергосбережения. Считаем также важным участие экономического сообщества в подготовке и аттестации кадров энергоменеджеров, энергоаудиторов, специалистов в области энергосервисной деятельности, в организации системы подготовки и переподготовки кадров для сферы энергосбережения. Исходя из необходимости формирования энергоэффективного общества, мы будем стремиться организовать прежде всего поддержку реализации проектов, имеющих стратегическое значение или высокую социальную значимость.