Маршрут перестроен
Дальний Восток определен в качестве национального приоритета на XXI век: туда переориентированы бизнес, торговые маршруты, кадры. Растет поток инвестиций, переживает второе рождение БАМ, строится новое жилье. В макрорегионе запускаются сложные масштабные проекты и формируются целые новые отрасли. С перспективами Дальнего Востока связывают будущее социально-экономическое развитие России в целом.
Флагман новой реальности
Дальний Восток стал важнейшим фактором укрепления позиций России в мире и флагманом в новой глобальной экономической реальности. Этому посвятил свое выступление на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) Президент РФ Владимир Путин. Он подчеркнул, что сегодня основные деловые связи и торговые маршруты все больше переориентируются на Восток и Глобальный Юг. А российские дальневосточные регионы дают прямой выход на эти растущие, перспективные рынки и позволяют преодолевать барьеры, которые «пытаются навязать всему миру некоторые западные элиты».
МТОРы
На ВЭФ президент обозначил основные ориентиры развития Дальнего Востока. В частности, это привлечение иностранных инвесторов — прежде всего из дружественных стран. Для этого в макрорегионе будут создаваться международные территории опережающего развития (МТОР), первая из них появится в Приморском крае. Первая такая территория опережающего развития, которая должна предлагать глобально конкурентоспособные условия для иностранных инвесторов, будет создана в Приморском крае. Президент поручил ускорить работу над законопроектом о международных ТОРах. Уже с 1 сентября предусмотрена возможность использования иностранных стандартов в проектировании и строительстве.
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая подчеркнула, что условия для иностранных инвесторов там должны быть лучше, чем те, что предлагают им в других странах. Это, например, более «длинные» льготы. Механизм МТОР заработает в 2025 году, сейчас обсуждается сотрудничество в его рамках России, Китая и Белоруссии. Предполагается, что МТОР объединит около 20 предприятий, объем инвестиций до 2039 года составит 30 млрд рублей.
Есть проект Большого Уссурийского острова. Это будет большой китайско-российский логистический хаб с пунктами пропуска через госграницу и подходящей автодорожной сетью для пересечения границы. Основные детали запуска этого проекта были утверждены в ходе визита в КНР в мае. Работа над этим мегапроектом начнется в 2025 году.
Торговля с глобальным Югом
Один из основных партнеров России на Дальнем Востоке — Китай. За первые три квартала этого года товарооборот отечественного макрорегиона с северо-востоком КНР превысил $60 млрд, рассказал на ВЭФ зампредседателя КНР Хань Чжэн. Это более 40% всего товарооборота между странами. Среди перспективных отраслей для сотрудничества он выделил транспортную логистику, энергетику, сельское хозяйство и горную промышленность.
Товарооборот между регионами Дальнего Востока и Индией вырос в два раза за последние пять лет, сообщили в пресс-службе Минвостокразвития РФ. В приоритетах — транспортно-логистические проекты, а также проекты в сфере сельского хозяйства, фармацевтики, биомедицины, науки, образования и технологий, в том числе связанные с развитием робототехники и искусственного интеллекта.
Восточный полигон железных дорог
Еще одна стратегическая задача, обозначенная Президентом, — повышение транспортной доступности Дальнего Востока, в частности обновление транспортной сети. Самым значимым проектом здесь глава государства назвал расширение Восточного полигона железных дорог. В этом году его провозная способность должна вырасти до 180 млн тонн (по итогам 2023 года — 173 млн тонн), однако дефицит все равно сохранится. Ранее в Минэнерго дефицит пропускной способности Восточного полигона оценивали в 130–140 млн тонн в год, из них 85–95 млн тонн приходится на уголь. Для решения проблемы на всем протяжении БАМа предстоит проложить сплошные вторые пути. Также магистраль предполагается электрифицировать. В целом в ближайшие восемь лет на Восточном полигоне предстоит уложить 3100 км железнодорожного полотна. На модернизацию будет затрачено 3,7 трлн рублей.
Автотранспортный коридор Санкт-Петербург — Владивосток
Строится и автотранспортный коридор — его протяженность от Санкт-Петербурга до Владивостока должна составить более 10 тыc. км. В прошлом году была открыта первая его часть — участок трассы М12 между Москвой и Казанью. В этом году трасса должна дойти до Екатеринбурга, затем до Тюмени, будут построены обходы Омска, Новосибирска, Кемерово и Канска.
Северный морской путь
Важнейший проект — развитие Северного морского пути как международного логистического маршрута. Его грузопоток вырос с 2 млн тонн в 2014 году до более 36 млн тонн в этом. Для дальнейшего наращивания мощностей пути строятся ледоколы, развивается спутниковая группировка связи, укрепляется береговая инфраструктура, запускаются каботажные рейсы, модернизируется перевалка грузов, расширяются железнодорожные подходы к портам. Дальше он будет расти за счет освоения месторождений, транзита, перенаправления цепочек поставок с запада на восток. Для этого строят ледоколы, развивают спутниковую группировку, укрепляют безопасность пути. Сегодня в работу включены 14 портов Северо-Запада, Арктики и Дальнего Востока. Только Мурманский транспортный узел сможет обрабатывать 100 млн тонн грузов. К проекту готовы подключиться белорусские и другие инвесторы дружественных стран.
Новая программа развития сырьевой базы
Для развития экономики будущего предполагается более эффективно использовать сырьевую базу Дальнего Востока. Президент напомнил, что в макрорегионе добывается весь российский вольфрам, 80% алмазов и урана, 70% серебра, 60% золота. В то же время в ключевых центрах добычи — в Якутии и на Чукотке — запасы разрабатываются давно и ограничены. Поэтому предстоит провести геологическое изучение Дальнего Востока для открытия новых месторождений. По оценкам вице-премьера — полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, сейчас геологическая изученность Дальнего Востока одна из самых низких в стране — 35%.
Креативные и высокотехнологические отрасли
На Дальнем Востоке будут созданы центры инфраструктуры экономики больших данных, искусственного интеллекта, зона для отработки беспилотных летательных аппаратов в гражданских целях. К кампусам Южно-Сахалинска и Хабаровска добавятся университетские центры в Улан-Удэ, Петропавловске-Камчатском, Чите. Передовые инженерные школы будут работать на их базе. Пример уже есть: на острове Русский успешно действует научно-технический центр компании «РусГидро», который специализируется на инновационных разработках в сфере глобальной энергетики. На базе ДВФУ появится научно-технологический центр морской инженерии, биотехнологий, биомедицины.
Инвестиции
Принципиально новая стратегическая программа развития Дальнего Востока была запущена в 2013 году. Годом ранее было создано Министерство по развитию Дальнего Востока (сейчас — Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики). За это время в макрорегионе было запущены более 3,5 тыс. промышленных, инфраструктурных, технологических и образовательных проектов. Это позволило создать более 140 тыс. новых рабочих мест. Темпы прироста инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке в три раза выше среднероссийских, динамика промпроизводства — на 25% выше. Объем частных инвестиций в Дальний Восток за десять лет составил 4,2 трлн рублей: такую оценку приводил Юрий Трутнев. Сейчас реализуются проекты еще на 7,5 трлн, но, по мнению Трутнева, эту цифру реально увеличить до 12 трлн в ближайшие пять лет, в том числе с помощью преференциальных режимов.
Энергетика
Серьезной проблемой для Дальнего Востока остается дефицит электроэнергии, который сдерживает строительство, в том числе промышленных объектов и инфраструктуры. Президент дал поручение правительству совместно с крупными энергокомпаниями подготовить долгосрочную программу развития энергетических мощностей на Дальнем Востоке и предусмотреть механизмы проектного финансирования. Дефицит электроэнергии предполагается устранять за счет ввода в строй новых объектов генерации. Так, в Амурской области строится Нижне-Зейская ГЭС, она должна быть введена в эксплуатацию в 2026–2030 годах. Президент призвал подумать и о строительстве на Дальнем Востоке атомных электростанций. Такую программу разрабатывает Минэнерго. А уже до 1 марта 2025 года должно быть принято решение по повышению надежности существующих электростанций и по созданию новых в ближайшие пять лет, сообщил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.
То, что в ДФО отмечается наиболее интенсивный рост потребления электроэнергии в разрезе федеральных округов, говорит об эффективности реализации программ развития Дальнего Востока. Основное энергоемкое производство ДФО — это добыча полезных ископаемых, пояснила старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Евгения Траутман. Лидером добычи в стоимостном выражении является Республика Саха (Якутия), в которой прирост индекса промышленного производства в добывающей отрасли за январь — июль 2024 года составил около 11%. Вклад в рост энергопотребления вносит и строительная отрасль, активно развивающаяся в регионе, говорит эксперт. Здесь также лидирует Якутия, за ней следуют Амурская и Сахалинская области.
Образование и наука
Много внимания уделяется развитию научного и образовательного потенциала Дальнего Востока. Университетские кампусы строятся сегодня в Южно-Сахалинске и Хабаровске, на ВЭФ президент предложил запустить такие же проекты в еще нескольких городах, в частности Улан-Удэ, Петропавловске-Камчатском и Чите. На базе кампусов будут действовать передовые инженерные школы, которые займутся разработкой инновационных решений для транспорта, энергетики, сельского хозяйства, промышленности, а также социальной сферы и системы управления. Две такие школы уже созданы на Сахалине и во Владивостоке. Первая займется разработкой автономных гибридных энергосистем для удаленных поселков и островных территорий, а также подготовкой высококвалифицированных кадров для новой отрасли экономики — водородной энергетики. Полигон, оснащенный уникальным российским оборудованием, начали создавать в этом году. «Учитывая географическую специфику этого региона, объективные трудности в энергообеспечении изолированных на островах поселений, эти инженерные решения действительно изменят к лучшему жизнь людей», — отмечал глава Минобрнауки Валерий Фальков.
Жилье кадрам
Бурный экономический рост предполагает привлечение на Дальний Восток большого числа новых специалистов, а значит, будут расти потребности в жилье. За последние пять лет объем ежегодно построенного жилья в макрорегионе вырос примерно вдвое — в основном за счет госпрограммы «Дальневосточная ипотека», которая действует с 2019 года. До конца года ожидается ввод 5,6 тыс. кв. м жилья. Кредиты по льготной программе на середину 2024 года получили почти 112 тыс. семей, оценивали в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). Недавно было принято решение сохранить ставку по дальневосточной ипотеке в 2% до конца 2030 года.
Также развивается программа «Доступное арендное жилье в ДФО», по которой планируется построить не менее 10 тыс. квартир. Первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов рассказал, что квартиры предоставляются полностью готовыми к проживанию: с отделкой, мебелью и бытовой техникой. Арендная плата за счет господдержки составит около четверти от среднерыночного уровня. «Уверен, что эта и другие жилищные программы повысят привлекательность Дальнего Востока, помогая людям связывать свою судьбу с нашими регионами и успешно строить здесь жизнь и карьеру», — подчеркнул Гусейнов.
Генеральный директор «Дом.РФ» Виталий Мутко добавил, что благодаря программе удастся не только приостановить отток населения с Дальнего Востока, но и улучшить демографическую ситуацию.
В рамках программ «Земский учитель», «Земский доктор» и «Земский фельдшер» были вдвое увеличены единовременные выплаты — до 2 млн рублей (1 млн — для медработников среднего звена). Программы продлены до 2030 года с двойным дальневосточным коэффициентом выплат. К ним добавится программа «Земский работник культуры», которая стартует с 1 января 2025 года. С 2022 года в регионе работает программа «Муравьев-Амурский» для подготовки кадров госслужащих.
Мастер-планы
Это новый вид финансирования развития территорий, который отдельно презентовал Владимир Путин на ВЭФ. В нем соединены строительство, инфраструктура, ЖКХ для сбалансированного формирования агломераций. Такие планы утверждены для 22 городов Дальнего Востока с населением более 4 млн человек. В частности, мастер-план по Владивостоку, Артему и Надеждинскому району начнет реализовываться в 2025 году. В целом
70 объектов будут введены до конца текущего года. На эти цели уже выделено 30 млрд рублей кредитов, помимо другого финансирования. С 2025 по 2030 год планируется направить еще 100 млрд рублей сверх лимитов, которые регионы могут получить по стандартным программам. Половина расходов мастер-планов дальневосточных городов приходится на внебюджетные источники. Крупные инвесторы — стратегические партнеры — смогут полностью профинансировать создание объекта социальной инфраструктуры, а после передачи его муниципалитету получить компенсацию за счет налогов, льгот и иных преференций.
Обозначая Дальний Восток в качестве приоритета на XXI век, Президент РФ подчеркнул, что вся история этого региона написана «целеустремленными, смелыми, сильными духом людьми». Теперь новым поколениям таких людей предстоит создавать инновационные производства, расширять международные связи, придумывать прорывные технологии, наращивать экспорт и продолжать укреплять позиции России в мире.
Текст: Андрей Смирнов