Нужно больше хлебопеков!

Развитие малого и среднего бизнеса в хлебобулочной отрасли России

хлеб

Авторы:

Сергей Митин,
Доктор экономических наук, профессор. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по аграрно-продовольственной политики

Юрий Кацнельсон,
Президент Российской Гильдии пекарей и кондитеров; Секретарь Президиума Международного Союза пекарей и кондитеров (UIB); Вице-президент Международного Союза пекарей и кондитеров (UIBC)

Татьяна Панова,
Декан факультета Международного регионоведения и регионального управления РАНХиГС, к.э.н.

Проблемы МСП в хлебопекарной отрасли в цифрах

Малый и средний хлебопекарный бизнес в России становится всё более затратным. За период 2017-2020 гг. произошло существенное изменение цены на зерно (пшеницу) – рост на 40,9%, при этом средние цены производителей муки выросли на 25%, а средние цены производителей хлебобулочных изделий за этот же период выросли только на 8,9 %.
Хлебопекарная отрасль является одной из ведущих отраслей пищевой промышленности и обеспечивает около 11 % выручки всей пищевой промышленности. По оценке Российской Гильдии пекарей и кондитеров (РОСП и К), рынок хлебобулочной продукции в России по итогам 2019 года составил 11,46 млн. тонн. В 2019 году, по данным Росстата, физический объем производства хлеба и хлебобулочных изделий, включая полуфабрикаты, только на средних и крупных предприятиях (так называемый индустриальный сегмент) составил 6,3 млн. тонн (снижение на 1,2% к уровню 2018 года).
За январь-июнь 2020 года средние цены производителей на муку пшеничную выросли на 14,1%, а на муку ржаную на 12,7%. Общие поступления в бюджет от розничной продажи хлеба и хлебобулочных изделий в 2019 году составили свыше 16 млрд. рублей. При этом Россия находится на 92 месте по цене на хлеб согласно данным сайта Numbeo.com, аккумулирующего информацию по потребительским ценам на продукты и услуги из открытых источников по странам мира.

Стоимость буханки белого хлеба (500 гр.)

№ п/п

Страна

Цена, долл.США

1.

Норвегия

3,08

2.

Швейцария

3.00

3.

Исландия

2,98

4.

Дания

2,79

5.

Соединенные Штаты

2,72

6.

Швеция

2,49

7.

Южная Корея

2,48

8.

Финляндия

2,34

9.

Австрия

2,26

10.

Канада

2,18

11.

Ямайка

2,17

12.

Израиль

2,11

13.

Бельгия

2,01

14.

Австралия

2,00

15.

Гватемала

2,00

16.

Нидерланды

2,00

17.

Гонконг

1,98

18.

Тайвань

1,94

19.

Япония

1,94

20.

Тринидад и Тобаго

1,93

92.

Россия

0,46*

* пересчет по курсу ЦБ РФ от 1 октября 2020 года USD1=78.78 руб.

Рассмотрим цены производителей зерна и муки за период с января 2017г. по август 2020 года. Средние цены производителей пшеницы выросли за период январь-август 2020 года на 10,6%, за период август 2019 – август 2020 г. на 23,9%, а в целом за период с января 2017 года по август 2020 года на 40,9%. Средние цены производителей ржи за период январь-август 2020 года снизились на 5,9 %, за период август 2019 – август 2020 г. выросли на 33,6%, а в целом за период с января 2017 года по август 2020 года увеличились на 35,2 %.
Средние цены производителей муки пшеничной выросли за период январь-август 2020 года на 12,2%, за период август 2019 – август 2020 г. на 10,0%, а в целом за период с января 2017 года по август 2020 года на 25,0 %. Средние цены производителей муки ржаной выросли за период январь-август 2020 года на 5,0%, за период август 2019 – август 2020 г. на 30,5%, а в целом за период с января 2017 года по август 2020 года на 59,0 %.

А теперь сравним рост цен на зерно и муку с таким же показателем на хлебобулочные изделия. Средние цены производителей на изделия хлебобулочные из пшеничной муки выросли за период январь-август 2020 года на 5,7%, за период август 2019 – август 2020 г. на 5,1%, а в целом за период с января 2017 года по август 2020 года на 8,9 %. Средние цены производителей на изделия хлебобулочные из ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки выросли за период январь-август 2020 года на 5,2%, за период август 2019 – август 2020 г. на 7,8%, а в целом за период с января 2017 года по август 2020 года на 26,6 %.
Приведенные данные показывают, что за период 2017-2020 гг. произошло существенное изменение цены на зерно (пшеницу) – рост на 40,9%, при этом средние цены производителей муки выросли на 25%, а средние цены производителей хлебобулочных изделий за этот же период выросли только на 8,9 %.

Развитие собственной розницы


Решить проблему может развитие пекарями собственной розницы. Это даёт значительные преимущества в плане связи производителя с конечными потребителями и является стратегическим направлением развития хлебопечения России. Население предпочитает приобретать хлеб непосредственно в месте проживания (по пути на работу или с работы, во время прогулок). Исходя из этого, предпочтительно размещать объекты производства и реализации продукции непосредственно в жилом секторе на маршрутах концентрации людских потоков.

По данным государственной регистрации Федеральной налоговой службы (ФНС) в 2019 году на территории Российской Федерации работало 17 525 предприятий с видом деятельности «Производство хлебобулочных и мучных изделий». При этом 95,7% субъектов хлебопечения относятся к предприятиям микро- и малого бизнеса (учитывая пекарни сетевого ритейла и пекарни потребительской кооперации), а 3,2% — к среднему бизнесу. На индустриальный сегмент приходится 1,1%.
Уровень конкуренции на рынках можно оценить по количеству предприятий на 10 тысяч человек. В РФ средний уровень — 1,2, тогда как за рубежом составляет 3-4. Увеличение числа хлебопекарных бизнесов создает конкурентный рынок, что важно и для потребителей, и для производителей.

Отметим, что, по данным Росстата, в 21 регионе количество хлебопекарных предприятий на 10 тысяч человек составляет 2 или более, а лидерами по данному показателю являются Магаданская область (3,8), Ненецкий АО (3,4) и Республика Саха-Якутия (3,4). Однако в 31 регионе России количество субъектов хлебопечения — менее 1 на 10 тысяч — это крайне низкий показатель, свидетельствующий о недостаточной территориально-экономической доступности хлеба.

((диаграмма))

Распределение хлебопекарных предприятий по федеральным округам

  

Данные Росстата

Хлебопекарная отрасль и пандемия

Численность занятых в сфере хлебопечения составляет свыше 257 тысяч человек.

По некоторым оценкам экспертов с приходом пандемии в Россию помимо 4,5 млн безработных, учитываемых Росстатом, 4,9 млн — так называемые скрытые безработные, которых официальная статистика не учитывает. То есть, реальное число безработных в России составляло в среднем в апреле — июне более 9,3 млн. человек, или 12% от экономически активного населения. В отдельных регионах показатель реальной безработицы приблизился к 40%.
Проведенный РОСПиК опрос предпринимателей выявил основные проблемы, с которыми столкнулись хлебопекарные предприятия в период пандемии коронавируса. Предприниматели говорят о снижении количества покупателей, что зачастую объясняется местоположением торговых и производственных площадей — некоторые  находились в торговых центрах, закрытых на период действия ограничительных мер, другие были ориентированы на персонал расположенных рядом офисных зданий, рынков и прочих объектов, которые также оказались закрыты или ограничены для посещения. Также свое негативное влияние оказало снижение деловой активности, закрытие большого количества, прежде всего, малых и микропредприятий в сфере услуг, сокращение персонала или перевод на удаленную работу офисных сотрудников — снизился или совсем упал трафик и, соответственно, продажи.
С другой стороны, снижение доходов населения привело к росту потребления массовых и доступных сортов хлеба и снижению спроса на хлебобулочные изделия с высокой добавленной стоимостью. Так, по данным Росстата, оптовые продажи хлеба и хлебобулочных изделий в России по крупным и средним организациям  оптовой торговли в январе-июне 2020 года выросли в 2,04 раза по сравнению с первым полугодием 2019 года. При этом средние месячные оптовые продажи в апреле, мае и июне были выше показателей первых трех месяцев 2020 года  более чем в 4 раза.


Создание новых предприятий

Развитие хлебопечения может внести весомый вклад в снижение уровня безработицы.

В частности, большой резерв в увеличении занятости населения имеется в развитии патентной системы налогообложения. Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать размер годового дохода, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем в зависимости от средней численности наемных работников (не более 15 человек). Величина потенциально возможного годового дохода напрямую влияет на стоимость патента по видам деятельности в регионах. Количество выданных патентов по виду деятельности «Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий», по данным Федеральной налоговой службы (далее ФНС), показано в таблице.

Количество выданных патентов «Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий», ед.

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

Российская Федерация, всего

678

1 428

2 099

2567

Данные ФНС

По оценке РОСПиК доходы бюджета от  выданных патентов в сфере хлебопечения в 2019 году составили свыше 128 млн. рублей, что, конечно, говорит о возможностях роста в этой области. Стоимость патентов сильно отличается по регионам. Так, в Ростове-на-Дону 2019 году это было 210 540 руб., а в других муниципальных образованиях Ростовской области — 42 000 руб. В Москве – 300 000 рублей, а в Московской области — 67 729. Снижение стоимости патента администрациями регионов, особенно в крупных городах и областных центрах, способно кратно увеличить выдачу патентов, а следовательно, повлиять на создание новых бизнесов и уровень занятости.

Создание условий для новых бизнесов позволит повысить число хлебопекарных предприятий до 2-х на 10 тысяч человек и создать к 2030 году до 13 тысяч новых субъектов МСП в хлебопечении и кондитерском производстве, а также свыше 230 тысяч новых рабочих мест.

Полезный хлеб

Важной тенденцией развития хлебопекарного бизнеса в мире и в нашей стране является повышение пищевой ценности хлебобулочных изделий. Это и увеличение выпуска лечебно-профилактических и функциональных хлебобулочных изделий, и расширение ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий из ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки. Этот тренд в последние месяцы опирается на федеральный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек».

Однако, производство специализированных хлебобулочных изделий, в том числе диетических, а также обогащенных микронутриентами, в 2019 году снизилось на 5,3% к итогам 2018 года, при этом специализированное хлебопечение составляет в структуре производства хлеба по-прежнему крайне малую часть — порядка 1%.

На наш взгляд, в приоритетном порядке необходимо:

— увеличить объемы производства диетических и обогащенных микронутриентами хлебобулочных изделий до 15-20% от общего производства (на сегодняшний день – 3%);

— увеличить количество площадок для эффективной пропаганды здорового образа жизни, включая разъяснение пользы продукции специализированного хлебопечения (так, в сентябре 2018 года в Москве состоялся Международный конгресс «Лечебно-профилактическое и функциональное хлебопечение» «Хлеб – это здоровье»).

— в проекте Долгосрочной стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года в разделах, посвященных сфере и развитию хлебопечения, дополнить целевые индикаторы производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности показателем «Производство хлебобулочных изделий, обогащенных микронутриентами, и диетических хлебобулочных изделий». При этом в базовом сценарии рост производства по этому показателю должен быть следующим: 2020 г. — 140 тыс.т., 2021 г. — 150 тыс.т., 2022 г. — 160 тыс.т., 2023 г. — 180 тыс.т., 2024 — 200 тыс.т., 2025 г. — 220 тыс.т., 2026 г. — 240 тыс.т., 2027 г. — 260 тыс.т., 2029 г. — 280 тыс.т., 2030 г. – 300 тыс. т.

Мы полностью поддерживаем мнение Совета Федерации Федерального Собрания РФ, который не без основания считает, что реализация задачи по увеличению доли производства специализированных хлебобулочных изделий, в том числе диетических, а также обогащенных микронутриентами, должна находиться на контроле глав субъектов федерации.

Что нужно сделать

Для развития хлебопечения в России необходимо:

     усилить финансовую поддержку через оперативное регулирование законодательных актов Российской Федерации, что сможет оказать положительный экономический эффект, с одной стороны, для представителей субъектов предпринимательства, а с другой стороны, для государства, которое оказывает субсидированную поддержку производителям хлеба — хлеб должен быть доступен без бюджетного влияния;

   — обеспечить население страны продуктом, доступным территориально и экономически, за счет создания новых бизнесов;

   — поддержать развитие производителями хлеба собственных магазинов реализации продукции, в том числе мобильных — это позволит хлебопёку существенно расширить рынок сбыта, увеличить объём производства и ассортимент выпускаемой продукции, обеспечить свежим хлебом населённые пункты, не имеющие собственных пекарен;

   — интенсивно развивать сферу хлебопечения, что позволит сохранить продуктивную конкурентную среду, минимизируя негативные последствия пандемии, а в долгосрочной перспективе способствует созданию к 2030 году свыше 230 тысяч новых рабочих мест и до 13 тысяч новых субъектов МСП.

Резюмируя, стоит отметить, что за последние 20 лет произошел окончательный переход хлебопекарного рынка от модели социалистической к рыночной, с подавляющим преобладанием малого и среднего бизнеса. Эта тенденция в будущем будет только развиваться. Вкусовые и качественные предпочтения будут играть возрастающую роль при выборе потребителем продукции и производителя хлеба, булочных и кондитерских изделий. Фактор цены, важный в условиях длительного периода снижения доходов, тем не менее, будет уступать по значимости таким показателям как качество и безопасность продукции, вкус, полезность для здоровья, а также разнообразие и доступность.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь