Дмитрий Белоусов, заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)
Из презентации доклада ООН Международное экономическое положение и перспективы
Результаты по СНГ
В 2024 году по странам СНГ и Грузии в наблюдается более высокий в среднем темп роста, чем ожидалось. Основным драйвером стала Россия, в том числе в плане хозяйственных связей, которые в условиях санкций только укрепились. Мы являемся теперь локомотивом не только для стран Евразийского Союза, но и для Грузии. Соответственно, перспективная динамика этих стран определяется в значительной мере тем, насколько эти страны смогут воспользоваться потенциалом сотрудничества с Россией.
Для России важный фактор – это, как всегда, государственные расходы, базирующиеся и на притоке доходов от экспорта. В докладе отмечается довольно успешная адаптация и в плане вывоза нефти с помощью так называемого «теневого флота», и в плане установления кооперационных цепочек в части импорта.
Еще один драйвером является потребление населения. У нас наблюдалась весь год гонка зарплат из-за дефицита рабочей силы, из-за выплат участникам СВО. Рост остальных игроков в значительной степени был под воздействием России. В первую очередь имеется в виду Беларусь, отчасти – страны Центральной Азии, отчасти Армения и Грузия. Появились и новые факторы, связанные с промышленным развитием и формированием новых отраслей экономики, например, в Азербайджане. Подчеркиваются очень высокая роль денежных переводов из России в страны Центральноазиатского региона в поддержании устойчивости их экономик и в формировании новых операционных связей. Это имело значение и для России, которая смогла в значительном мере сократить долю санкционных расчетов, и для остальных экономик, которые воспользовались наведенным эффектом.
Два специфических кейса коротко – Казахстан и Молдавия. В Казахстане произошла история не очень диверсифицированной экономики, сильно влияют на которую добровольные ограничения по ОПЕК плюс и временный вывод скважин на крупнейших месторождениях на Тенгизе. Более сложная ситуация с Молдовой. Сочетание засухи и газового конфликта, то есть проблем со снабжением, проблем ценовых, нанесло по экономике довольно существенный удар.
Инфляция в целом снижается в большинстве стран. Мы тут – единственное исключение с нашими 9,5%, причем, похоже, 9,5% – несколько заниженная оцепнка. Особенно сильно выделяется Армения, которая находится на грани дефляции – почти ноль в 2024 году. Казахстан, Туркмения, Узбекистан – страны с сырьевыми экономиками – в значительной мере с нами в одной группе. В конце года инфляция начала несколько разгоняться. В целом по группе стран в следующем году инфляция будет выше на 1-2 пункта. По России – несколько ниже.
У нас сейчас уже уникально жесткая денежно-кредитная политика, даже более жесткая, чем на Украине. Банк России считает, что у нас ограниченный потенциал роста. В большинстве стран снижались ключевые ставки центральных банков почти весь период. Отмечается, что влияние на инфляцию инвестиций противоречиво. Инфляция пока не показала чувствительность к изменению процентных ставок, а вот инвестиции – вполне показали. Негативное воздействие на предложение – более серьезное, чем сдерживание инфляции.
С другой стороны, можно ожидать, что в следующем году проблемой для российской экономики станет влияние девальвации. Дефицит федерального бюджета останется умеренным, я думаю, порядка 3%. На Россию сильное влияние оказывает девальвация. В этом смысле инфляция в России будет ниже, но боюсь, что надежды авторов доклада на то, что у нас жесткость денежно-кредитной политики достигла пика, преждевременны. Боюсь, что есть риск следующего цикла.
Прогнозы по России и СНГ
Вводятся новые санкции, направленные на экспорт и на разбалансировку нашего торгового баланса. Одновременно оказываеют влияни, как представляется, завышенные процентные ставки. Фундаментальная проблема связана с нехваткой (и в ряде секторов неэффективным использованием, добавлю я) рабочей силы. В этом смысле ожидается торможение роста ВВП согласно прогнозу ООН с 3,8 до 1,5%. У нас, ЦМАКП, чуть более мягкий прогноз – 1,8%. Но в любом случае торможение очень серьезное. С другой стороны, отмечается, что нам удается сохранить Фонд национального благосостояния, поддерживать стабильность бюджетной системы, экономика сохраняет запасы прочности, а динамику теряет.
Остальные страны СНГ ориентированы на Россию. У них экономический бум, связанный с перестройкой кооперационных связей, близок к исчерпанию. Плюс работают фундаментальные факторы.
Доклад выделяет проблему диверсификации экспорта и уровень концентрации. По шкале, где единица – это самая высокая концентрация, абсолютно монопродуктовая экономика, а ноль – абсолютно дифференцированная, ухудшилась ситуация у Киргизии, Грузии и Украины. К сожалению, нет прогресса у России, но очень заметный прогресс у Беларуси и у Молдавии. В долгосрочном плане, повторюсь, выделяются проблемы демографии, самой структуры рынков и геополитики.
Отдельно по России
К сожалению, с середины года мы перешли фактически к стагнации по агрегату экономической активности, причем очень четко видно, что динамика ВВП несколько выше, а агрегат по наблюдаемым секторам – ниже. У нас экономический рост будет связан в значительной мере с раздуванием финансового сектора из-за процентных ставок. Основные производственные секторы довольно сильно тормозятся. Это связано и с сельским хозяйством, где у нас проблемы в обоих блоках, в первую очередь – в растениеводстве, связанные с урожаем, во вторую очередь – в животноводстве.
В стройке известно ужесточение условий ипотечного кредитования плюс высокие кредитные ставки. То же саое – в промышленности, особенно за пределами оборонного сектора, и на транспорте.
С другой стороны, мы нащупываем, похоже, новое равновесие. По кривой Филипса мы вновь встали на более-менее устойчивую связку между безработицей и инфляцией, то есть определенная структурная сбалансированность так или иначе достигнута. Надолго ли – это вопрос отдельный.
Во внешней торговле наблюдался медленный рост экспорта в меру формирования торговых связей и довольно быстрое наращивание импорта. Санкции нам, скорее всего, экспорт подсадят. В импорте мы вышли на уровень 2020 года среднеразмерного кризиса, когда был сбой логистики. С одной стороны, мы довольно много восстановили в реальном выражении. С другой стороны, пространство еще есть, и сейчас импорт для нас скорее имеет положительное значение, во всяком случае в части импорта промышленной продукции.
Инвестиции растут, только очень медленно. Эта динамика, скорее всего завышена из-за неправильной оценки. Росстат практически не дефлирует инвестиционный импорт, а там довольно много компонентов, связанных с нематериальными активами, стоимость, которых не вполне ясна. Если брать индекс инвестиционной активности по хорошо наблюдаемой части инвестиционных ресурсов, он стоит, иногда с некоторыми небольшими подскоками вверх. А вот потребительские расходы населения растут. Тут у нас период интенсивного потребительского роста, судя по всему, вслед за завершением периода интенсивного роста заработной платы. В этом смысле основной потребительский драйвер у нас перестает работать.
Прогноз. В текущем году у нас ЦБ, как всегда, на любое ухудшение, несущее риск повышения цен, вероятно, автоматически ответит повышением ставки, в том числе когда это делать не надо. Соответственно, можно ожидать, что мы около двух лет проживем с процентными ставками где-то под 10%. Отсюда прогноз. Мы выходим где-то на 1,8% прироста ВВП в течение ближайших двух лет, что драматично ниже по сравнению с тем, что было в 2023-2024 годах, но, возможно, по мере снижения структурных проблем и снижения ставок экономика РФ выйдет на 2% в 2027-м. В текущем году мы не сможем выйти на таргет ЦБ, даже приблизиться к нему. Прогноз показывает 6,2%. С учетом санкций и торгового баланса можно говорить о 6,5%. Это опять-таки будет провоцировать ЦБ на ужесточение денежно-кредитной политики, которое на инфляцию влияет плохо и на предложение товаров тоже плохо.