Александра Шабунова,
директор Вологодского научного центра РАН, д.э.н.
Мы считаем очень важным то, что пусть не в полной мере, в новой Стратегии пространственного развития обращается внимание не только на крупные агломерации, но и на сельско-городские отношения, на более мелкие населенные пункты и их встроенность в пространственное развитие России.
В своих исследованиях мы выяснили, что важно выстраивать не только межрегиональные связи, но и взаимодействия: город – село – крупный город – средний город. С 1994 года мы ведем мониторинг, как статистический, так и социологический, развития крупных городов региона Вологды и Череповца, собрана большая информационная и аналитическая база. Также анализируются малые и средние города как опорные точки пространственного развития. Исследуются сельские территории как стратегический ресурс развития региона. Ведется мониторинг реформирования института местного самоуправления, который базируется в том числе и на опросах глав муниципальных образований Вологодской области.
Мы пытаемся выстраивать интегрированные проекты, которые в наибольшей степени востребованы органами государственной власти и муниципального управления.
Во-первых, это расселенческий каркас. Мы видим, что северная широтная проекция СЗФО теряет население, это ведет к локационному сжатию и опустыниванию огромных территорий, которые были некогда и развиты, даже путем переселения. В Воркуте теряется производство, опустыниваются территории, и это только город, а сельские населённые пункты – тем более. И это, конечно же, очень быстрый, реактивный, я бы сказала, процесс разрушения сельской расселенческой сети не только в северной проекции, но и по всему СЗФО.
Следующий каркас – производственно-экономический. Мы видим, что в СЗФО снижается, за исключением Санкт-Петербурга, нвестиционная активность, а это, значит, замедляется производственно-экономическое развитие. Наблюдается хозяйственное опустынивание большинства периферийных территорий СЗФО, выстраивается огромное межрегиональное и внутрирегиональное различие в развитии территорий. Разница между максимальным и минимальным объемом инвестиций в основной капитал в регионах превышает в 31 раз, а в республике Коми – в 88 раз. Это значит, что-то крупное развивается, а остальная территория превращается в экономическую пустыню.
Что касается инфраструктуры, наиболее неблагоприятная ситуация, как сегодня уже говорили, складывается с автомобильными дорогами с твердым покрытием. Это снижает связанность территорий, увеличивает издержки и становится одним из факторов людского оттока с этих территорий, когда плохая доступность. Особенно на северных территориях, где не только нет автомобильных дорог и железнодорожного транспорта, но и воздухом сложно добраться, поэтому необходимы альтернативные источники по связанности территорий – вертолетами, воздушным транспортом. Это, конечно же, ограничивает обеспечение устойчивого развития удаленных территорий. Не только на крайнем севере, но и на сельских территориях большинства регионов СЗФО нет хороших дорог с твердым покрытием. Строительство идет очень медленно.
Зато экологический каркас с уходом крупных предприятий, агрессивно загрязняющих природную среду, сжатием сельскохозяйственных предприятий несет облегчение нагрузки на окружающую среду, снижается объем выбросов загрязняющих веществ, общий показатель улучшение обеспеченности чистой питьевой водой, но остается вопрос, как поступать с теми обезлюденными территориями, оставить зарастать, как пойдет, или, может быть, как-то с ними работать. Неправильно снова проводить насильственное переселение в северные территории, но как-то с этими территориями надо работать.
Приоритетное направление пространственной политики, на которые, на наш взгляд, необходимо обратить внимание, это кооперация в рамках не только межрегиональных, но и межмуниципального сотрудничества, с привлечением органов государственной власти, гражданского сообщества и активного бизнеса.