Владимир Иванов,
заместитель президента РАН, член-корреспондент РАН, член президиума ВЭО России
В контексте проекта новой Стратегии пространственного развития важно упомянуть об инновационном развитии локальных территорий. Под словом «инновация» мы часто подразумеваем новое научное открытие, внедренное в производство. Но на самом деле инновации в широком смысле – это нововведения. И инновационное развитие муниципальных образований, территорий должно рассматриваться именно в контексте таких изменений, которые приведут к повышению качества жизни, с использованием современных технологий.
Старт разработке Стратегии пространственного развития был дан еще в 2018 году, когда Президент Российской Федерации сформулировал новый вектор развития, где на первом месте стояло качество жизни, технологическое развитие, развитие территорий, обеспечение оборонной безопасности. И вот теперь разработан новый проект Стратегии, в котором основная цель – формирование системы расселения и территориальной организации экономики. Весь документ достаточно объемный, 58 страниц, поэтому я остановлюсь только на двух небольших задачах, которые там стоят – развитии экономики предложения, где непосредственно говорится о развитии высокотехнологичных и наукоемких отраслей, и сохранение, развитие и развитие культурного потенциала, потому что культура неотделима от науки, это связанные вещи.
В иерархии документов стратегического планирования высшими являются Стратегия национальной безопасности и Стратегия научно-технологического развития. Так вот, Стратегия пространственного развития не упоминает ничего о стратегии научно-технологического развития, хотя одним из приоритетов как раз является связанность территорий Российской Федерации. И это есть один из ключевых моментом, что есть рассогласование между пространственным и научно-технологическим развитием, а именно наука обеспечивает нам и территориальную целостность, и устойчивое развитие территорий, и качество жизни, и снижение уровня межрегиональной дифференциации по всем позициям.
В нынешней ситуации у нас один из наиболее вероятных вариантов развития – это переход к экономике полного инновационного цикла. Обычно задают вопрос: а это возможно? Я не буду останавливаться подробно на этом вопросе, но хочу сказать: в истории нашей страны такое было уже дважды.
Мы говорим про территории, и надо иметь в виду, что каждая территория индивидуальна, и прежде чем говорить о развитии, мы должны представлять особенности территории. Мы попытались дать типологию муниципальных образований, и выяснили, что каждый тип будет развиваться по своим законам. Нельзя по одним и тем же правилам развивать и наукограды, и сельские территории.
Особое внимание я хотел бы обратить на территории с низкой концентрацией научно-технического потенциала, потому что их у нас подавляющее большинство.
Когда мы говорим про основные индикаторы развития территорий, мы должны прежде всего исходить из уровня качества жизни населения. А это как делается за счет повышения занятости и доходов, повышения доли лиц, занимающихся более высококвалифицированным трудом, и, наконец, увеличения налоговых поступлений в бюджет. Это те самые необходимые условия, которые дают нам возможность развивать территории.
В 1998 году была разработана концепция территории инновационного развития. Она получила развитие, но затем от нее отошли. Основным структурным элементом концепции являются кластеры. Итак, если брать структуру территории инновационного развития, то она выглядит примерно следующим образом: научные организации, наукоемкое производство, образование, инновационная инфраструктура. А дальше идут сектора системы жизнеобеспечения: инженерно-социальная инфраструктура, транспортно-информационная инфраструктура.
Эта концепция территорий инновационного развития получила развитие в наукоградах. Сейчас их у на 13. Закон о статусе наукограда был принят в 1998 году, а потом в него были внесены изменения, которые выхолостили этот закон. Оттуда ушло понятие программы развития наукоградов и ушло понятие НТС (научно-технических советов) как одного из элементов системы управления. Поэтому сейчас этот закон носит очень общий характер.
Следующим важным законом был документ об особых экономических зонах, и в 1998 году было принято специальное Постановление Правительства о развитии Томской области как территории инновационного развития, на основе концепции инновационного развития была проведена большая работа. Уже в этом веке появились Сколково, Иннополис, технологические долины и так далее. Каждая из этих систем развивается по своим законам – еще предстоит провести анализ, что и как развивается и какие успехи были в этом деле достигнуты.
В последние буквально 3 года стал активно применяться подход научно-промышленного кластера двойного назначения. Эти работы в основном проводились для взаимодействия ОПК с гражданским сектором науки и производства, и сейчас уже действуют 4 таких кластера – 2 в Томске и 2 в Свердловске. И буквально месяц назад было подписано соглашение о создании московского научно-промышленного кластера, куда вошли 16 крупнейших организаций, в том числе Росатом, Минпромторг и много других.
У нас есть проблема территорий с низким научно-техническим потенциалом. Что с ними делать? Здесь уже говорилось об оттоке населения. А почему это происходит? Потому что условия для жизни плохие, система образования слабая, культура низкая, рабочих мест нет. Первое, с чего, по нашему мнению, можно было бы начать – выстроить инфраструктуру жизнедеятельности, а дальше встанет вопрос ресурсов. Необходимо сформировать специальный бюджет, который был бы направлен именно на развитие таких территорий. Это можно реализовать разными путями, но он необходим. В инновационной инфраструктуре самое важное – это информация, финансы и трансфер технологий, потому что не во всех регионах, как мы говорим, есть высокие технологии, но их передачу мы должны обеспечить на всей территории страны. В противном случае мы не решим проблему снижения дифференциации регионов по уровню развития.
Еще одним необходимым аспектом развития, на наш взгляд, является создание системы образования, непосредственно ориентированной на развитие территорий. Что сейчас происходит? Люди приезжают в Москву или в крупные города, а обратно уже не уезжают. Но мы должны создать условия, где бы они могли учиться и работать на месте. Один из вариантов – создание в центре региона университета регионального развития как базового, основного образовательного комплекса, а дальше по территориям – его филиалы, институты, колледжи и базовые кафедры. Это, казалось бы, новая схема, но она уже достаточно хорошо отработана в мире, и у нас в стране есть, как минимум, один университет, правда федерального подчинения, но он работает по такой схеме. На самом деле это тоже отработано в рамках программ развития наукоградов. Мы всегда начинаем с оценки наших возможностей, разрабатываем концепцию и делаем программу. Но тут основная проблема в том, что у нас слишком заорганизованы эти процессы, поэтому подготовка программ растягивается на очень многие годы.
Какие рекомендации? Прежде всего в Стратегии пространственного развития необходимо рассмотреть мероприятия по инновационному развитию территорий, разработать модельное законодательство. Мы говорили о научно-технологическом обеспечении, но давайте вспомним: когда в 2013 году было проведено реформирование грантов, были ликвидированы региональные научные центры, мы разрушили единое научно-технологическое пространство страны. Поэтому надо как можно быстрее восстанавливать региональную систему Российской академии наук. Механизмы совместного финансирования были отработаны еще в прошлом веке, и необходимо предусмотреть соответствующие материалы по научно-технологическому региону.