Влияние санкций на региональное развитие РФ

Михаил Головнин,
директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН
(выступление на Абалкинских чтениях ВЭО России)

Региональное распределение санкционного влияния

Мы все знаем, что российская экономика столкнулась с многочисленными внешними вызовами. Они имеют, естественно, не только макроэкономическое измерение в условиях нашей страны, но, безусловно, измерение пространственное.

Почему я говорю именно о вызовах? Иногда мы в работах встречаем понятие «внешние шоки», но все-таки действие шоков, как предполагается, носит некоторый одномоментный характер, а потом экономика постепенно приспосабливается. К сожалению, на мой взгляд, мы сейчас сталкиваемся с ситуацией, когда действие внешних факторов, о которых я буду говорить, носит длительный характер, и хотя приспособление также идет, риски сохраняются.

В первую очередь речь идет о санкционном давлении, причем в самом широком смысле этого слова. Это и прямые ограничения на внешнюю торговлю, и фактическое закрытие ряда границ для движения товаров, транспортные и логистические ограничения, а также уход иностранных компаний и банков из России, изменение ценовой динамики на мировых товарных рынках.

Мы наблюдали ситуацию, когда в 2022 году, столкнувшись с беспрецедентным санкционным шоком наша экономика относительно гладко через него прошла, в том числе и в силу того, что является большой открытой экономикой на отдельных товарных рынках, и тем самым может влиять на цены на мировом рынке. Это видно по динамике цен на энергоносители. Видно, что в 2022 году произошел резкий скачок цен. Впоследствии подстройка мировой экономики, изменение санкционной политики позволили несколько сгладить этот эффект.

По динамике цен на продовольствие и металлы мы видим, что здесь эффект большой страны действует в меньшей степени, но что нужно отметить: ценовая динамика на ведущих товарных рынках сейчас явно носит нисходящий характер, и это оказывает негативное влияние на те регионы, которые являются экспортерами соответствующих товаров.

Варианты мироустройства

Имея в виду опережающий рост развивающихся стран Азии по сравнению с развитыми странами, мы должны отдать себе отчет в том, что санкции в отношении России – это лишь составная часть более общего процесса фрагментации в мировой экономике, который, по всей видимости, будет продолжаться. А вот по каким сценариям – от этого во многом будет зависеть и влияние внешних вызовов не только на российскую экономику в целом, но и на ее пространственное развитие.

Поясню, о чем идет речь.

Один из наиболее обсуждаемых вариантов нового мироуйстройства – это разделение мировой экономики на блоки. И в таких прогнозах явно говорится, что Россия находится в одном блоке с Китаем, и отсюда, понятно, сценарий развития восточного направления, когда нужно налаживать транспортную и логистическую инфраструктуру в направлении Китая, а также транспортный коридор север – юг в направлении Индии. Но, к сожалению, возможен и более негативный вариант – экономический изоляционизм, который предполагает совершенно другую стратегию. Это полная опора на собственные силы, развитие самодостаточных производств. Понятно, что это совершенно другая модель для пространственного развития.

Я сейчас не даю ответ на вопрос, какой вариант более вероятный (скорее всего, первый), но в долгосрочной стратегии это необходимо учитывать.

Пострадавшие регионы

Регионы, характеризующиеся наибольшей внешнеторговой открытостью, были в наибольшей степени уязвимы по отношению к внешним шокам. Они больше всех и пострадали. То есть риски, которые связаны с внешними вызовами, различались для разных групп регионов, и здесь несколько основных групп.

Кроме зависимых от внешней торговли территорий, которые я уже отметил, очень серьезный удар получили регионы, которые активно привлекали иностранные инвестиции. Правда, сейчас этот эффект нивелируется. Плюс – воздействие в целом на промышленные регионы, которые используют импортные комплектующие. В более широком плане, если мы посмотрим на бюджетно-налоговую политику, сейчас ситуация достаточно благоприятная, поскольку продолжается действие бюджетного импульса, но если в перспективе начнется бюджетная консолидация, а она заложена в стратегию, то регионы, зависящие от межбюджетных трансфертов, тоже пострадают.

И, безусловно, риски увеличения инфляции, связанные во многом с колебаниями валютного курса.

По официальной статистике Росстата за 2 года – 2022 и 2023 – по приросту промышленного производства видно, что в числе пострадавших оказались во многом приграничные регионы, которые испытали шоки и от сокращения торговли, и от сокращения транзита. Например, роль, которая в предшествующий период отводилась западному приграничью, от которого регион выигрывал, исчезла. Соответственно, это оказались наиболее пострадавшие регионы, в первую очередь, конечно, Калининградская область, которая вместо моста превратилась в замкнутую территорию.

Среди выигравших оказались далеко не только, как могло бы на первый взгляд показаться, регионы с развитым оборонно-промышленным комплексом. Это и регионы, где росли доходы населения это отчасти сельскохозяйственные регионы и, понятно, Москва. Если мы посмотрим и сравним 2022 и 2023 годы с динамикой за первое полугодие 2024, то увидим, что во многих случаях эта тенденция продолжается. Например, там, где было значительное падение, идет восстановление, и наоборот, как в республике Тыва, предыдущий бурный рост сменяется сейчас падением промышленного производства.

Интересно, как инфляция распределялась по территории России. Признаться, разброс по регионам оказался не столь высоким, как можно было ожидать. Но опять же, с более высокой инфляцией столкнулись те же самые пограничные регионы и регионы, которые страдают от повышения транспортных издержек. Это дополнительное значительное влияние санкций. А в меньшей степени пострадали у нас регионы с энергодобычей. 

Возможности структурной перестройки

У нас открываются новые возможности, в первую очередь связанные с осуществлением структурной перестройки, с изменением уже упоминавшейся географической структуры внешней торговли и (хотя это пока очень туманно) привлечением инвестиций из дружественных стран.

В этой связи я бы еще раз подчеркнул необходимость акцента на обеспечение технологического суверенитета и структурной перестройки экономики именно в пространственном разрезе, перестройку логистики, практически выстраивание новой транспортной инфраструктуры, развитие восточных регионов.

Здесь, опять же, нужно учитывать демографические проблемы, а без создания привлекательных рабочих мест вряд ли здесь что-то удастся изменить. Макроэкономические проблемы не имеют прямого отношения к региональной политике, но сильно влияют через эффекты валютного курса, так что денежно-кредитная политика здесь тоже оказывает важное воздействие.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь