Мегапроекты развития России

В общем понимании мегапроект — это «крупный инвестиционный проект, содержащий совокупность взаимосвязанных объектов, объединенных общей целью». Такие проекты обычно стоят $1 млрд и более, трудоемкость их составляет 15–20 млн человеко-часов, длительность реализации — несколько лет. Что особенно важно, в отличие от инвестиционных, мегапроекты имеют целью реализацию больших социально-экономических задач, создание инфраструктуры, дающих качественно новое развитие территории, страны, региона. Мы подобрали несколько реализующихся мегапроектов, которые станут точками роста регионов страны.

Азовский транспортно-логистический узел

До 2030 года реализуется ряд транспортных проектов, связывающих Россию и Иран с перспективой развития альтернативных логистических путей в Индию и страны Ближнего Востока. Поэтому Азов становится удобным пунктом на этом пути. По данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, суммарные инвестиции в развитие портов Азово-Черноморского бассейна оцениваются в 545 млрд рублей. Речь идет о комплексном воссоздании Азовского транспортно-логистического узла с ключевым портом Мариуполем.

Трассы на южных курортах

Трасса Джубга — Адлер позволит сократить время в пути с 7 до 1,5 часа, обеспечить прирост ВВП в размере от 1,8 до 2,2 трлн рублей, сообщил в марте 2024 года вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Подобный проект — дорога между курортами «Архыз» в Карачаево-Черкесии, «Лагонаки» в Адыгее и «Красная Поляна» в Сочи. Этот путь даст, по оценке вице-премьера Дмитрия Чернышенко, мощный импульс развитию туризма, который сейчас тормозится сложным проездом. С этой трассой связаны крупнейшие туристические центры: «Эльбрус», «Архыз», «Мамисон», «Армхи», «Ведучи», «Лагонаки», а также прибрежные курорты на Черном море и Каспии. Согласно данным компании, суммарный турпоток по четырем кластерам оценивается в 4,9 млн человек в год, а объем инвестиций — 528,2 млрд рублей.

Транспортный коридор Санкт-Петербург — Владивосток «Россия»

На опережающее строительство и реконструкцию четырех участков автодорог, необходимых для продления трассы М12 «Восток» от Казани до Екатеринбурга, выделено 9 млрд рублей. Речь идет о строительстве обходов городов Нижнекамск и Набережные Челны в Татарстане, обхода населенных пунктов Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово, Асяново в Башкирии, а также реконструкции двух участков дорог на территории Республики Татарстан. 500 млрд рублей потребуется до 2030 года на расширение и увеличение пропускной способности транспортного коридора «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока, сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин.

Атомфлот на Северном морском пути

По поручению Правительства госкорпорация «Росатом» разработала концепцию развития отечественного арктического судостроения на долгосрочную перспективу. Концепция предполагает дополнительные механизмы развития Севморпути, направленные на увеличение мощностей для строительства грузового флота, численности отечественных верфей, создание судового комплектующего оборудования российского производства, стандартизацию проектов судостроения. Такой формат взаимодействия позволит отечественным верфям нарастить соответствующие компетенции в области строительства такого типа судов. Для развития арктического флота в ближайшие 13 лет будет вложено 2 трлн рублей. А уже к 2030 году власти обещают сдать несколько новых атомных ледоколов.

Ульяновская портовая ОЭЗ

Особая экономическая зона рядом с аэропортом Ульяновск-Восточный, специализирующаяся на химпроме и его высокотехнологичных производных. Сейчас там 57 резидентов: предприятия легкой и химической промышленности, оптовой торговли и хранения. «Выгодное расположение ОЭЗ позволяет ориентироваться на международную логистику и внешнюю торговлю с Китаем, Ираном, странами СНГ и ближнего зарубежья», — отметил глава Минэкономразвития Максим Решетников во время поездки в Ульяновск. Совокупный объем инвестиций резидентов превышает 22 млрд рублей, благодаря чему по итогам первого полугодия 2024 регион занял первое место в Поволжье по индексу физического объема инвестиций в основной капитал. Сейчас в ОЭЗ запускается новое предприятие по техобслуживанию и ремонту самолетов, а также реализуется проект по организации авиационной логистики.

Красноярская технологическая долина

ОЭЗ «Красноярская технологическая долина» основана для развития перерабатывающей промышленности и выпуска товаров с высокой добавленной стоимостью — высокотехнологичных производств на основе переработки алюминия. Таким образом, основная промышленная специализация долины — металлургия, обрабатывающая промышленность, машиностроение, продукция для строительства. ОЭЗ создается с опорой на имеющеюся производственную и технологический мощь передовых предприятий цветной металлургии: Красноярского алюминиевого завода и Красноярского металлургического завода. Энергетическим источником будет Красноярская ГЭС. Общий объем инвестиций этих предприятий на момент формирования особой экономической зоны планировался в объеме 9,4 млрд рублей, но сейчас значительно возрос. В рамках проекта появится 1175 новых рабочих мест.

Спутниковая система «Сфера»

Космический мегапроект обеспечит постоянную и повсеместную высококачественную спутниковую связь и возможность получения космических снимков любой точки поверхности почти в реальном времени. Фактически речь идет об объединении в единую систему основной части отечественных космических аппаратов народнохозяйственного назначения. Сейчас финансирование составляет около 150 млрд рублей. Планируются крупные частные инвестиции — около 300 млрд рублей. Основная группировка спутников будет запущена и развернута в 2025–2026 годах. По словам главы «Роскосмоса» Юрия Борисова, к 2030 году, вероятнее всего, частные компании запустят около 600 спутников: это больше 35% от запланированного объема орбитальной группировки примерно в 1700 российских спутников разного назначения.

Комплексное развитие Мурманского транспортного узла

Проект стартовал в сентябре 2014 года с началом строительства железнодорожной линии вдоль пустого западного берега Кольского залива. Эта дорога позволит построить портовую инфраструктуру. В проекте предусматривается реконструкция еще нескольких железнодорожных станций, развитие сети автомобильных дорог Мурманска, создание логистического центра, строительство в порту складской и дистрибуционной зон, дноуглубительные работы, создание мест базирования вспомогательного флота, а также возведение за счет частных инвестиций ряда терминалов по перевалке угля, контейнерных грузов, нефти и нефтепродуктов. Стоимость только одной новой железной дороги с мостом через Тулому составит 41,5 млрд рублей. Проекты Мурманского транспортного узла могут достичь 50 млн тонн грузов на Севморпути к 2030 году.

«Восток Ойл» на Таймыре

Компания «Роснефть» совместно с партнерами ведет работу по формированию новой нефтегазовой провинции на Таймырском полуострове с большим потенциалом ресурсной базы, которая на начальном этапе составляет около 5 млрд тонн нефти. Общий объем инвестиций в этот проект на весь период реализации проекта составит более 10 трлн рублей. Только одна электрификация проекта оценивалась в 300 млрд рублей. Ресурсы Западно-Иркинского месторождения — более 1 млрд тонн углеводородов, на первом этапе этот актив будет флагманским для «Восток Ойла». Общий ресурсный потенциал составляет 5 млрд тонн легкой малосернистой нефти, превосходящей по своим качествам нефть марки Brent. Потенциал роста добычи «Восток Ойла» составит в 2027 году 50 млн тонн, в 2030 году — 115 млн тонн. В рамках реализации проекта будет создано 15 промысловых городков, два аэродрома, порт, 2000 МВт электрогенерации, 100 тыс. новых рабочих мест. Проект даст рост ВВП России на 2% ежегодно.

Ядерный проект «Прорыв» в Томской области

Опытно-демонстрационный энергетический комплекс с реактором БРЕСТ-300 в городе Северске Томской области. Опытная станция будет работать в значительной степени по замкнутому циклу с регенерацией и производством ядерного топлива в непосредственной близости, что должно резко повысить радиационную безопасность и резко уменьшить оборот высокообогащенных делящихся материалов. В проекте используется реактор на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем. Общая стоимость проекта оценивается в 64 млрд рублей: реактор — 17,7 млрд рублей, модуль переработки ядерного топлива — 19,6 млрд, модуль фабрикации и пускового комплекса рефабрикации топлива — 26,6 млрд. Реактор планируется ввести в эксплуатацию в 2026 году, а модуль переработки топлива — в 2028-м.

Микроэлектроника

К 2030 году запустят 119 проектов по разработке оборудования для микроэлектроники. Минпромторг сообщил, что бюджетное финансирование программы до 2030 года запланировано на уровне более 240 млрд рублей, в проекте участвуют 50 организаций. В «дорожной карте» проекта — 20 технологических направлений, в том числе микроэлектроника (от 180 до 28 нм); СВЧ-электроника; фотоника; силовая электроника; производство фотошаблонов и сборка электронно-компонентной базы (ЭКБ) и модулей; производство пассивной электроники и другие. Предприятия будут расположены в разных технологических центрах России, в том числе в ОЭЗ «Технополис Москва» в Новой Москве.

Пять морей и озеро Байкал

Проект будет реализовываться по поручению Президента РФ и станет частью федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал» нового нацпроекта «Туризм и гостеприимство». Федеральные круглогодичные курорты появятся на побережьях Азовского моря (курорт «Приморск» в Запорожской области); Балтийского моря («Белая дюна» в Калининградской области и «Санкт-Петербург Марина»); Каспийского моря («Каспийский прибрежный кластер» в Дагестане); Черного моря («Новая Анапа» в Краснодарском крае и «Золотые пески» в Крыму); Японского моря («Приморье» в Приморском крае); озера Байкал («Волшебный Байкал» в Бурятии и Иркутской области). Проект оценивается в 100 млрд рублей до 2030 года, еще более 400 млрд рублей потребуется на финансирование обеспечивающей инфраструктуры, сообщает пресс-служба зампреда правительства Дмитрия Чернышенко.

Целлюлозно-картонный комбинат в Усть-Илимске

Огромный новый целлюлозно-картонный комбинат в Иркутской области, куда летом ездил Президент РФ Владимир Путин. Он будет одним из крупнейших производителей небеленых упаковочных материалов в мире и лидером на рынке в Китае. По уровню технологий, масштабу автоматизации и цифровизации производственных процессов новый комбинат — одно из самых современных целлюлозно-бумажных предприятий в мире. В целом объем производства группы «Илим» составит рекордную цифру: почти 4,5 млн тонн. Ключевыми направлениями сбыта являются внутренний рынок, Китай и страны Юго-Восточной Азии. Продукция поставляется на экспорт по маршрутам «Шелкового пути» и морем, включая Северный морской путь. Объем инвестиций в новое производство составил 100 млрд рублей. Создано 850 новых рабочих мест с учетом лесозаготовки.

Угольный морской терминал в Хабаровском крае

Правительство расширило границы территории опережающего развития «Хабаровск» для реализации крупного инвестпроекта по строительству угольного морского терминала и железной дороги, которая свяжет новый терминал с Эльгинским угольным месторождением в Якутии. Реализация этого проекта позволит создать около 1,5 тыс. рабочих мест и привлечет 89,5 млрд рублей частных инвестиций.

Военный инновационный технополис «Эра» в Анапе

Военный инновационный технополис «Эра» расположен в городе-курорте Анапа на побережье Черного моря. В наукограде создана инновационная инфраструктура, обеспечивающая минимизацию сроков разработки и внедрения в производство передовых идей и прорывных технологий в интересах Вооруженных сил РФ. В настоящее время проводятся исследования по 16 научным направлениям, определенным приоритетами научно-технологического развития. Это робототехника, технологии искусственного интеллекта, информационная безопасность, биомедицинские технологии, нанотехнологии и наноматериалы, оружие на новых физических принципах. Работает инвестиционный фонд, который финансирует перспективные проекты в интересах Минобороны РФ.

Научно-технологический центр «Невская дельта» в Санкт-Петербурге

В центре будут разрабатываться «зеленые» технологии, приборы и датчики, основанные на новых конструкционных и технологических принципах, фармацевтические препараты, генетические технологии в диагностике и лечении заболеваний, новые решения в области энергетической безопасности. Базовым учреждением для создания ИНТЦ определен Санкт-Петербургский государственный университет. Готовность вести работу в центре выразили более 40 организаций. Научно-технический центр «Невская дельта» на базе СПбГУ получит финансирование в 60 млрд рублей.

Что не так в Стратегии пространственного развития РФ?

Строим путь железный


В этом году Россия отметила 50-летие со дня начала строительства Байкало-амурской магистрали, а 1 ноября 1989 года были сданы в эксплуатацию последние 54 км дороги на Северо-Муйском хребте и весь новый трехтысячекилометровый участок магистрали.


Идея Байкало-Амурской магистрали появилась в XIX веке. В 1888 году в Русском техническом обществе обсуждался проект постройки тихоокеанской железной дороги через северную оконечность Байкала. Позже СССР пришлось думать о строительстве дороги из-за постоянных споров по поводу КВЖД. Тогда впервые появилось название Байкало-Амурская магистраль, и ее велели построить наскоком — за три года. Быстро стало ясно, что сроки нереалистичны. В начале 1945 года по указанию ЦК ВКП(б) и СНК СССР Наркомат путей сообщения приступил к разработке проекта четвертого пятилетнего плана восстановления и развития железнодорожного транспорта. Проложили несколько несложных участков, и строительство было приостановлено.

5 апреля 1972 года началось строительство современного БАМа как всесоюзной ударной комсомольской стройки. Название железной дороги вся страна слышала по радио почти ежедневно в течение многих лет. 1 октября 1984 года были уложены «золотые звенья» БАМ на станции Куанда, в этот же день на ней был торжественно открыт монумент славы строителей БАМа. Но и после укладки «золотого звена» трасса железной дороги не приобрела свои окончательные очертания. Еще не был достроен 15-километровый туннель под Северо-Муйским хребтом, который должен был стать самым длинным туннелем в СССР. Вместо него поезда переходили через хребет по длинному перевальному обходу.

В 1989 году вступил в строй новый обход. Его длина была 61 км, и на нем было уже два туннеля, а также необычно высокие виадуки с двухъярусными опорами, включая знаменитый Чертов мост-виадук в крутом повороте на уклоне через долину реки Итыкыт. В течение 1979–1989 годов магистраль была поэтапно введена в постоянную эксплуатацию по пусковому комплексу, а ряд линий — в полном проектном объеме.

Оставался недостроенным самый длинный в России 15-километровый тоннель под Северо-Муйским хребтом. Трасса тоннеля пересекает четыре зоны разломов, заполненных водой. Проходка тоннеля была связана с химическим закреплением и замораживанием грунтов. Постоянное движение поездов по нему началось 5 декабря 2003 года, когда было открыто движение по Северо-Муйскому тоннелю.

История БАМа продолжается и в наше время. Самым значимым проектом на востоке России стало расширение Восточного полигона железных дорог. В этом году его провозная способность должна вырасти до 180 млн тонн (по итогам 2023 года — 173 млн тонн), однако дефицит все равно сохранится. Для решения проблемы на всем протяжении БАМа предстоит проложить сплошные вторые пути. Также магистраль предполагается электрифицировать. 

Автор: Константин Маркелов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь