Николай Данилевский. Ботаник, путешественник, провидец

Николай Яковлевич Данилевский — один из самых прозорливых мыслителей русской культуры, член Императорского ВЭО. Еще в конце XIX века он предсказал будущий европейский кризис, писал об особом пути России и о нелепости попыток цивилизационного подражательства. При этом по образованию он был простым ботаником.

БОТАНИК

Данилевский снискал мировую славу как оригинальный мыслитель, заложивший основы цивилизационного подхода к истории, однако его научная деятельность не ограничивается культурологией. Свой путь в науке Николай Яковлевич начал с ботаники. В 1843 году он окончил знаменитый Царскосельский лицей
и стал посещать курсы естественных наук в Санкт-Петербургском университете. Двенадцатый лицейский выпуск, в который входил Николай Яковлевич, стал последним царскосельским. Лицеисты следующих выпусков учились уже в Петербурге.

Жил молодой студент на квартире с братьями Н. П. Семеновым и П. П. Семеновым-Тян-Шанским. Последний стал известным географом и путешественником, получившим вторую часть своей фамилии как один из самых неутомимых исследователей Тянь- Шанской горной системы.

С Петром Петровичем Данилевского связывали и дружба, и страсть к путешествиям и открытиям. В 1848 году они вдвоем прошли путь пешком из Москвы в Петербург, а в следующем году по протекции Вольного экономического общества приняли участие
в экспедиции по исследованию черноземной полосы России.

В естественных науках Данилевский преуспел и на другом поприще. В 1853 году Николай Яковлевич отправился в очередную экспедицию. На этот раз — изучать рыболовство на Волге и Каспии, через четыре года — по той же специализации — на Белое море. Работа оказалась плодотворной: именно Данилевскому удалось разработать законодательство европейской части России по части рыболовства.

Еще один существенный вклад Данилевского в естественную науку, который необходимо отметить: его успешная работа по борьбе с филлоксерой — вредителем винограда. В 1863 году ученый приобрел имение в Крыму, и виноградарство стало еще одной его страстью. Урожаям угрожали вредители, и Николай Яковлевич начал искать способы борьбы с ними и даже возглавил филлоксерную комиссию. Работы Данилевского, таким образом, помогли развитию виноградарства в России.

ЛИБЕРАЛ

Время, когда Данилевский учился в университете, было временем активного развития социалистических идей в студенческой среде. Самым нашумевшим стал кружок Михаила Петрашевского. Там молодые люди обсуждали идеи европейских мыслителей по теме революционной народной борьбы. Николай Некрасов в поэме «Недавнее время» писал:

Помню я Петрашевского дело,

Нас оно поразило, как гром,

Даже старцы ходили несмело,

Говорили негромко о нем.

Молодежь оно сильно пугнуло,

Поседели иные с тех пор,

И декабрьским террором пахнуло

На людей, переживших террор.

В 1845–1848 годах Николай Яковлевич не только посещал тайное общество, но и был одним из его лекторов: Данилевский читал курс лекций о работах французского философа Шарля Фурье. В 1849 году он был арестован и провел несколько месяцев в тюрьме. Пламенным революционером Данилевский не был. В объяснительной записке ему удалось убедить суд, что в своих лекциях он не призывал к социалистической борьбе и свержению монархии. Заключение под стражу отрезвило Данилевского, и он больше не выступал с апологией либеральных ценностей. Подобная метаморфоза, к слову, произошла с еще одним петрашевцем — Федором Достоевским, после каторги ставшим одним из главных критиков либеральных ценностей и европейских взглядов.

Заключение для Данилевского было заменено ссылкой — в Вологду, а затем в Самару. Николай Яковлевич продолжил научную работу и там. Например, в Вологде занимался метеорологическими изысканиями. В 1853 году ученый написал книгу о климате Вологодской губернии. В том же году отправился в уже упоминаемую каспийскую экспедицию. Азовская экспедиция (1863), в которой Данилевский занимался уже другой темой — обмелением Азовского моря, — принесла ему заслуженную славу труженика естественных наук — бывший петрашевец был награжден Золотой медалью Географического общества.

МЫСЛИТЕЛЬ

Самой значительной работой Данилевского, несмотря на его большой вклад в естественные науки, стала книга «Россия и Европа». В ней Николай Яковлевич развивал идеи панславизма, утверждал идею того, что русским не следует заискивать перед европейцами и следует выбирать свой путь. «Европа, — писал Данилевский, — не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны».

В своем главном труде Данилевский окончательно утвердился в мысли о том, что самодержавие является для России единственно верной формой правления, а чтимый им когда-то либерализм — вреден русскому обществу. В дополнение к этой идее Данилевский также утверждал, что России нужно беречь православие. Мыслитель уже в конце XIX века видел кризис клерикализма Европы и утрату христианских ценностей в католической и протестантской средах.

Одной из ключевых идей Данилевского, разбираемых в «России и Европе», стал панславизм. Николай Яковлевич настаивал, что славянам разных стран нужно держаться вместе и выстраивать единую общественную систему, при этом без доминирования какого-либо государства над другими.

Писал Данилевский и о том, что России не по пути с Америкой, что, как и в случае с Европой, нам не нужно равняться на Америку, наши векторы развития разнонаправлены. Крайне актуальное и сегодня воз- зрение. Николай Яковлевич утверждал: «Борьба с Западом — единственное спасительное средство как для излечения наших русских культурных недугов, так и для развития общеславянских симпатий, для поглощения ими мелких раздоров между разными славянскими племенами и направлениями».

КЛАССИК ГЕОПОЛИТИКИ

Работа Данилевского «Россия и Европа» (1869) стала одним из столпов цивилизационного подхода к истории. Она оказала влияние не только на российскую культурологию, но и на мировую. Идеи Данилевского породили широкую общественную дискуссию. С Николаем Яковлевичем активно спорил другой российский мыслитель — Владимир Соловьев. Спорил, но признавал, что Данилевский — один из самых интересных мыслителей своего времени. Особенно высоко Соловьев оценивал другую базовую работу Данилевского — «Дарвинизм» (1885). Идеи Данилевского оказали серьезное влияние на умы великих европейских культурологов — Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби. В России работы Николая Яковлевича повлияли на развитие философских взглядов Василия Розанова и Константина Леонтьева. Последний даже причислял себя к ученикам Данилевского.

Автор: Алексей Рудевич

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь