Экономическое поведение не всегда основывается на логических умозаключениях и точных науках. Этому посвящено немало трудов по бихевиоризму. Мы проявляем себя и как потребители, и как создатели продукта, и как генераторы всевозможных настроений, состояний, привычек в обществе. Отдельный вопрос – об экономической информации: люди формируют собственные суждения и предпочтения, часто полагаясь на недостаточные или даже недостоверные сведения Все это неизбежно сказывается на экономических решениях, причем даже в макроэкономическом плане, которые нередко нерациональны.
Психономика
Людские эмоции служат не только двигателем торговли, основой маркетинга и рекламного бизнеса, но могут быть причиной и серьезных макроэкономических событий. Экономисты, которые глубоко изучали эту взаимосвязь, считают, что нормальное прогнозирование и анализ невозможны без учета данных психологии и социологии.
Среди самых известных исследовательских концепций, изучающих зависимость экономики от психологического состояния людей — теория ограниченной рациональности Герберта Саймона. Суть ее в том, что предпринимателей чаще интересует не сама максимизация прибыли, а лишь удовлетворение задуманных и сформулированных желаний.
Нобелевский лауреат Ричард Талер выявил систематические воздействия когнитивных искажений, ограниченной рациональности, социальных предпочтений и других человеческих особенностей на функционирование рынков в целом.
Роберт Шиллер и Джордж Акерлоф на основе разных исследований написали работу “Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой”. По мнению авторов, экономисты преуменьшают важность эмоциональных факторов, поскольку их трудно моделировать и количественно оценить. Но на многие вопросы экономики нельзя ответить, если не учитывать влияние эмоциональных влечений и других психологических феноменов.
Как это посчитать?
Психологическое состояние общества, или, если говорить точнее, «социальное настроение» не очевидно, поскольку на экономику действует достаточно большое количество и других факторов. Как с этим быть? По словам завкафедрой «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ Ольги Паниной, если проанализировать ряд социологических опросов, постоянно проводимых различными агентствами и пытающимися определить эти «социальные настроения» граждан, то на первом месте практически всегда находится фактор «уверенность в завтрашнем дне» или «стабильность положения», далее «возможность найти работу с достойной оплатой труда», «возможность купить квартиру» и возможность «спланировать появления первого ребенка и обеспечить ему стабильное будущее».
По данным Института психологии РАН, наиболее оптимистичной в отношении материального благополучия собственной семьи остается возрастная группа 18–24 года, а в отношении будущего экономики страны – респонденты в возрасте 55+. Наиболее выраженным экономический пессимизм оказался среди работников коммерческого сектора, а также среди молодежной группы 25–34 лет, где каждый второй ожидает ухудшения экономической ситуации в стране в ближайшие 12 месяцев.
Вероятно, с небольшими вариациями и уточнениями социальные настроения и формируются у большинства граждан с учетом этих факторов, которые могут в каждом отдельном случае иметь разные приоритеты, но в целом совпадают у большинства людей, считает Ольга Панина.
Влияние на экономику социального настроения проявляется прежде всего через потребительскую активность, которая служит драйвером многих производств и рынков товаров и услуг. Оптимистические настроения и вера в будущее стимулируют расходы потребителей, следовательно граждане более склонны брать кредиты, делать крупные покупки и это, естественно подстегивает экономический рост.
Позитивное настроение приводит также и к повышению предпринимательской активности. Бизнес в таком настроении более склонен к риску, внедрению инноваций. Напротив, негативные ожидания и страх перед будущим, неуверенность в завтрашнем дне тормозят предпринимательскую активность, а апатия и безразличие работников неизбежно ведут к снижению производительности труда.
Сплочение вокруг флага
Субъективные оценки внешней опасности, угрожающей России, весной 2024 года выросли, отмечается в прогнозе ИНП РАН и ИП РАН. В этих условиях психологическое благополучие поддерживается не только индивидуальными стратегиями совладания, поиском смысла и наличием доверительных отношений, но и групповыми механизмами: гражданской идентификацией, доверием к социальным институтам и верой в справедливое устройство российского общества – эффектами, которые политические психологи называют сплочением вокруг флага при переживании военной угрозы.
Надежда со вкусом оптимизма
Как бы ни сложно было измерять настроения в экономике, делать это необходимо, и этим занимается Институт психологии РАН, данными которого пользуются в прогнозах эксперты ИНП РАН. Опросы показали, что весной 2024 года наметилась положительная динамика психоэмоционального состояния в срезе общественной стабильности, выраженность массовой тревоги существенно снизилась. В конце мая доля респондентов, отмечающих у себя симптомы депрессии, составила 36%, а респондентов, указывающих на симптомы трудноуправляемой тревоги, – 21%. Впервые за два года тревога у молодежи 18–24 лет вернулась к уровню, наблюдавшемуся до начала СВО.
По-прежнему высоким остается запрос на “понятное завтра”: лишь 29% респондентов отмечают, что могут отчетливо представить себе будущее нашей страны через 5 лет. Самая психологически неблагополучная – молодежь 25–34 лет, респонденты из крупных городов и представителей низкодоходных групп. Среди россиян 24–35 лет и жителей городов с численностью жителей более 500 тысяч в два раза более выраженными, чем в среднем, оказались симптомы посттравматического стрессового расстройства.
В анализе ИНП РАН констатируют, что переживание потери контроля и неуверенности в завтрашнем дне провоцирует ряд защитных реакций, среди которых можно выделить эмоционально нагруженное, компульсивное потребление. Как отмечают авторы мониторинга, значимость обладания материальными ценностями прямо связана с уровнем тревожно-депрессивной симптоматики, выраженностью экономических страхов и пессимизма в отношении ближайшего будущего российской экономики.
То же касается и установок на сберегательное поведение. Они могут быть обусловлены не наличием реальной возможности откладывать, а стремлением избежать потерь, повышением финансовой тревожности и субъективной значимости иметь “деньги в матрасе”.
Чего люди боятся
Экономические санкции – 30%
Рост цен – 70% (снижение на 8% к декабрю 2023)
Возможность кризиса – 53%
Источник: опрос ИП РАН совместно с ВЦИОМ, май 2024
Чего ждут россияне?
Авторы прогноза ИНП РАН пришли к следующим выводам по поводу ожиданий россиян.
Акторы МСП за первые полгода 2024-го стали смотреть на свое развитие более пессимистически. Люди не ждут ничего хорошего от предстоящей налоговой реформы, а также ждут дальнейшего кадрового дефицита, из-за чего упадет их рентабельность. МСП в основном не хотят кредитоваться и инвестировать, и не планируют дальше 3 месяцев.
Подавляющая часть россиян переходит к умеренному оптимизму с ожиданием более справедливой социально-экономической модели. Люди позитивно оценивают переход России к развитию за счет внутренних факторов. Это самая независимая и гибкая группа, которая склонна к самостоятельной адаптации к изменениям и не имеет чрезмерных ожиданий от государства. При этом люди перестали доверять вообще любой информации, и поэтому сложно на них повлиять. Реальное воздействие майских указов на экономику страны, по ожиданиям россиян, пока не прогнозируемо. Россияне ждут четких целей без завышенных обещаний, и им они готовы доверять.
Интересно, что люди в своих ответах оптимистично оценивают экономическое будущее страны, но не проецируют это на свои семьи. Это, вероятно, связано с диспропорциями в оплате труда, которые вызваны структурной перестройкой. В частности, 70% респондентов считают, что различия в доходах в нашей стране сейчас слишком велики.
Еще одна возможная причина может быть в том, что рост доходов в первой половине 2024 года воспринимается как временный, связанный с благоприятными внешними обстоятельствами, а не с укреплением долгосрочной защищенности своего финансового положения.
По мнению экспертов ИНП РАН, в текущих условиях особое значение приобретают сдерживание инфляции, разъяснение налоговой реформы и формирование образа понятного завтра. Пока люди не понимают, к чему приведут заявленные цели государства на период 2024 – 2030 годов.
Управление страхами
Экономические страхи населения, связанные с восприятием людьми экономической неопределенности, могут использоваться в качестве «оружия массового поражения» в недобросовестной конкурентной борьбе, полагает доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Пожарская.Исследователи из Global Trust Report (Германия) обозначили главные экономические страхи людей по всему миру. В России, Индонезии и Нигерии, по мнению респондентов, преобладает страх перед покупательской способностью и ростом цен. В Италии, Франции и Индии – безработица, в США – интеграция и иммиграция. Управление страхами помогает манипулировать настроением и ожиданиями людей. Обычный прием состоит в том, что сначала потребителя стремятся запугать, а затем предлагают самые разные варианты защиты и спасения. При этом рекламодатели умело используют тот факт, что у человека, который находится в стрессовом состоянии, выделяется гормон тревоги – кортизол. Вариант решения успокаивает человека и у него возникает ощущение радости.
Автор: Иван Раздольев