Долина смерти. От изобретения до завода

Внедрение инноваций — один из важнейших факторов успеха любой компании. Можно сказать, что без новых идей, а также без улучшения бизнес-процессов
и продуктов существование компании невозможно — бизнес проиграет конкурентам, а государственное учреждение погрузится в пучину неэффективности
и бюрократии. Поэтому инновации внедряют все — и маленькие компании, и огромные заводы. Но путь инноваций извилист и тернист. Не зря расстояние от действующей инновации до ее внедрения называют долиной смерти.

Инновационное меньшинство

Сотрудники — один из важнейших источников инноваций в организации. Они участвуют в бизнес-процессах, знают их слабые и сильные места
и возможности для улучшений. Поэтому именно они генерируют идеи, предлагают новые практики, рационализируют методы работы. В организациях два типа инноваторов. Для первых, институцио- нальных, придумывание нового — обязанность, положенная по должности. Вторые — добровольцы, они предлагают улучшения по личной инициативе.

Социологи Алена Нефедова (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) и Марина Чернышева (факультет социальных наук НИУ ВШЭ) провели исследование наемных сотрудников, которое показало, что хуже всего в России с инноваторами по должности в силовых структурах — их там всего 0,4%. В здравоохранении — 1,4%. Не лучше дело и с личной инициативой — 3,2% и 3% соответственно. Хотя в сельском хозяйстве и того меньше — 0,5%.

ПУТИ ИННОВАЦИЙ

 

Если вас настигла какая-то новая идея, есть несколько путей, чтобы ее реализовать. Вы можете:

 

– обратиться к начальству, если работаете в крупной компании;

– обратиться в Роспатент, если придумали что-то самостоятельно;

– обратиться к единомышленникам.

Дальнейший процесс воплощения инновации в жизнь зависит от инфраструктуры и атмосферы в организации. Начальство, коллеги и сама корпоративная культура могут как поощрять инновации, так и губить их в зародыше. Судя по другому исследованию ВШЭ под названием «Индикаторы инновационной деятельности: 2019», в целом российские предприятия не сильно инновационны — активность проявляют в этом направлении только 8,5%. Для сравнения — у лидера этого рейтинга, Канады, 79,3%, у Швейцарии — 72,6%, у Германии — 63,7%, у Индии — 63,7%, у Китая — 37,1%. Даже на фоне стран СНГ мы смотримся не самым лучшим обра- зом, нас обгоняют Беларусь, Молдавия и Украина.

Кроме того, в России руководство не слишком прислушивается к инноваторам-добровольцам. Судя по исследованию, шансы внедрить свою идею у институциональных инноваторов — почти 60%, у добровольцев гораздо ниже — всего 30%.

Результат ожидаем: всего 6,3% сотрудников российских компаний предлагают на рабочем месте новые идеи и рационализаторские предложения. При этом максимальное количество инноваторов наблюдается в сфере науки и культуры, а также тяжелой промышленности.

Ящики идей

Как поощряют инновации на предприятиях в других странах? Например, в Европе и Америке на заводах уже не первое десятилетие используются так называемые «ящики идей». Это физический ящик (а сейчас это может быть имейл), в который все сотрудники могут бросать свои идеи, касающиеся улучшения и оптимизации рабочего процесса. С заданной периодичностью эти идеи извлекаются на свет и обсуждаются в публичном пространстве, так производится их коллективная доработка.

За самые полезные мысли компания награждает сотрудников премией или какими-то нематериальным благами — поездкой на море, курсом изучения иностранных языков и т.д. Помимо постоянного сбора идей, компании проводят целые фестивали инноваций, во время которых сотрудники проводят мозговые штурмы и собирают урожай идей ото всех сотрудников — от грузчиков до топ-менеджеров.

Такие практики есть и на некоторых российских заводах — и у нас рационализаторов поощряют за лучшие идеи. Но количество таких компаний минимально.

На Востоке с инновациями тоже хорошо. Китай долгое время считался способным только на подражание, сейчас это далеко не так: в Китае родилось множество самых быстрорастущих стартапов, достигших оценки в 1 миллиард долларов по всему миру. Сегодня у этой страны есть ресурс, которого нет у других: сотни миллионов людей (молодых, что немаловажно), которые пережили огромные изменения и, следовательно, способны адаптироваться к инновациям с космической скоростью. Предприятия вовсю используют этот ресурс.

На заводах в Китае есть как традиционные материальные стимулы вроде премий, так и интересные нововведения. Например, по словам главы Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) Дмитрия Зезюлина, в КНР изобретателя могут наградить акциями предприятия, а могут даже скостить срок в тюрьме.

Мейкерство: сделай сам, помоги другим

Один из способов донести свои идеи до публики — обратиться к коллегам по цеху. Например, ранее упомянутое ВОИР до сих существует и принимает в свои ряды изобретателей (материал о ВОИР см. на стр. 42-47). Правда, как говорил в интервью «Коммерсанту» Дмитрий Зезюлин, изобретательская деятельность сегодня в упадке. В 1990 году количество заявок на патенты составляло 200 тысяч. Сегодня — около 40 тысяч, при этом из них лишь 24 тысячи заявок от российских изобретателей, остальные — от зарубежных. Да, изобретатели из-за рубежа тоже могут подать заявку на патент в России, причем еще десять лет назад иностранцы патентовали около 5 тысяч изобретений, сегодня — около 16 тысяч. А российские так
и остаются на прежнем уровне. Причина — в отсутствии поддержки государства. Тем не менее это один из способов продвинуть свое изобретение в массы.

Еще один такой способ — фестивали мейкерства. В связи с пандемией офлайн-фестивали временно отменены, но когда-нибудь они вернутся. Слово «мейкерство», как нетрудно догадаться, произошло от английского make. Его можно перевести множеством разных способов, но основным остается «делать», «создавать». То есть мейкер — это создатель чего-либо. Конечно, явление это не ново.

В советское время были сотни мейкеров. Кружки «Делай сам», юные техники — все это было в СССР на протяжении десятилетий. Но говорить о явлении мейкерства стали несколько лет назад. Дело в том, что новые технологии изменили картину мира. Сегодня изобрести что-то, что кардинально поменяет жизнь многих людей, может даже школьник. До пандемии в Москве проходили два крупных фестиваля мейкерства, международный фестиваль идей и технологий Rukami и фестиваль изобретений Maker Faire Moscow.

Maker Faire — самый известный в мире фестиваль изобретений и самодельных устройств. Первый Maker Faire прошел в США в 2006 году, его придумали журнал Make и Дейл Доэрти. Дейл считается лидером и идеологом мирового мейкерского движения. В год проходит до 200 подобных событий в 40 странах, их посещает более 1,5 миллионов человек, в России фестиваль проходит с 2016 года. Rukami — наше отечественное изобретение. В программе обоих фестивалей — выставки изобретений, мастер-классы и лекции, шоу технологий, интерактивные стенды. Здесь же инноваторы могут найти себе партнера из бизнеса, который поможет им воплотить их идею в жизнь.

СТАРТАП — БИЗНЕС ДЛЯ ИННОВАТОРОВ

 

Открыть стартап — один из самых сложных, но интересных способов довести свое изо- бретение до воплощения в жизнь. Далеко не каждый человек готов создать свою собственную компанию, искать инвестиции и нести полную ответственность за все про- исходящее с продуктом. По статистике, почти 90% стартапов проваливается. Зато с оставшимися 10% может произойти нечто невероятное. Например, вы можете создать компанию-«единорога». Так называются стартапы, получившие рыночную оценку стоимости в размере свыше 1 миллиарда долларов США.

 

ПРОДАТЬ ИЛИ СДАТЬ В АРЕНДУ ПАТЕНТ МОЖНО ЧЕРЕЗ:

 

– интернет-аукцион патентов;

– патентное бюро или биржу патентов;

– различные фонды;

– сайты вроде российского Avito.

Сложно, но можно

Еще один путь для изобретения — патентование. Предположим, вы придумали принципиально инновационную идею для бизнеса и спешите в бюро, чтобы скорее запатентовать свою инновацию, чтобы никто ее не украл.

У вас на пути сразу же возникают первые сложности. Дело в том, что идею запатентовать нельзя — ни в России, ни в другой стране мира. Защищаются только уже реализованные идеи, конкретные выкладки, усовершенствования или функционирующие изобретения. То есть получить патент на замысел или общий принцип работы невозможно, но зато можно запатентовать особенности процесса или способ получения результата. Идеи невозможно запатентовать потому, что это слишком бесформенная субстанция, а также потому, что это дает владельцам патента слишком широкие права, которыми они могут злоупотреблять очень долгое время (в России патенты выдаются на срок 5–25 лет, в других странах бывают и более долгие сроки).

Чтобы получить патент, ваше решение должно быть новым для всего мира и давать объективный технический результат.

Получение патента требует усилий, денег и времени, поэтому, прежде чем идти в патентное бюро, нужно убедиться, что ваша задумка — не просто сырая идея, не несущая для вас никакой коммерческой выгоды.

Всего есть три варианта патентования технического решения: как полезную модель, как изобретение или как промышленный образец.

Полезная модель — это несложное устройство, желательно в едином корпусе. Патентование такой модели занимает 5—10 месяцев, патент на нее действует
10 лет.

Более технически сложное устройство, группа устройств, способ взаимодействия или какое-то вещество патентуется уже с помощью патента на изобретение. К такому изобретению требования экспертизы строже, чем к полезной модели, а патентование занимает больше времени — примерно 10–15 месяцев, зато сам патент действует 20 лет.

Также есть патент на дизайн устройства, он называется патентом на промышленный образец. Его можно использовать, если устройство отличается от аналогичных только внешним видом. Такой патент выдают на 5 лет, но его можно продлевать обычным заявлением целых 5 раз, то есть до 25 лет.

Процесс патентования выглядит так: вы подаете заявку, в которой описываете, из каких деталей состоит ваше изделие, как оно работает, какой дает результат и — самое важное — чем оно отличается от существующих аналогов. Заявку вы подаете в Роспатент, там проходит экспертиза, в ходе которой вам могут задать уточняющие вопросы. Если все в порядке, вы получаете патент. Процесс этот проходит примерно одинаково во всех странах, но в некоторых он гораздо более активный. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization) — специализированного учреждения ООН по вопросам интеллектуальной собственности, лидером по патентам за 2020 год является Китай. Среди 3,27 миллионов патентов, зарегистрированных за год, на его долю приходится 45,7%. Следующим в списке идет США с 18,2%, потом Япония с 8,8%, Южная Корея с 6,9% и, наконец, Европейский патентный офис с 5,5%. Россия в этом списке не появляется, но зато мы попали в рейтинг патентной активности по странам на 8 строчку с 34 984 патентами сразу после Германии и Индии (у Индии 56 771), то есть вошли в топ-10 самых активных стран.

Патент можно «продать» или «сдать в аренду». Это означает передачу покупателю права использовать устройство в соответствии с патентом. При «продаже» передается исключительное право — то есть вы больше не можете сами использовать устройство.

При «сдаче в аренду» исключительное право остается у вас, а покупатель временно использует устройство по лицензии.

ПЕКЛО ДОЛИНЫ СМЕРТИ

 

Самый сложный этап — последний, попадание вашей инновации на завод. Тут возникает самое большое препятствие.

 

– Российские предприятия не сильно заинтересованы во внедрении, потому что инновации не используются ими как инструмент в конкурентной борьбе.

– Не налажено сотрудничество университетов, разрабатывающих инновации, и предприятий.

– Не принят закон «Об инновационной деятельности», не существует точного определения, что такое инновационная продукция, инновационный процесс и т.п., из-за чего возникают споры.

– У компаний ограниченные финансовые возможности, а инновационная деятельность гораздо более рискованная, чем традиционные инвестиции, поэтому на нее деньги выделяют в последнюю очередь.

– Нет современной технической базы для внедрения инноваций, оборудование либо изношено, либо отсутствует.

– Существует феномен сопротивления инновациям, потому что люди боятся всего нового.

– На предприятиях нет кадров, умеющих руководить инновационным процессом, и не организована структура управления.

– Сложно просчитать спрос на инновационную продукцию из-за неустойчивой экономической ситуации в стране.

 

Несмотря на все эти сложности, какое-то количество инноваций все-таки доходит до заводов, внедряется и делает производство более современным, конкурентным и устойчивым.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь