220 лет кругосветке Крузенштерна

Ивана Федоровича Крузенштерна без преувеличения можно назвать самым известным русским мореплавателем. Его имя вошло в азбуки, и его знают даже дошкольники. Член Императорского Вольного экономического общества, а затем — сооснователь Российского географического общества — Иван Федорович прожил удивительно насыщенную жизнь, его вклад в развитие российской науки и экономики сложно недооценить. 220 лет назад он отправился в первое кругосветное плавание в истории России.

Семь лет за два

Крузенштерн родился в 1770 году в семье остзейских дворян, имел немецкие и шведские корни, при рождении он получил имя Адам Иоганн. Ни о море, ни тем более о военной карьере мальчик не мечтал. Он не выделялся среди сверстников ни крепким здоровьем, ни тягой к приключениям: был усидчив, живо интересовался наукой, получил хорошее домашнее образование.

В 12 лет Адам пошел учиться Вышгородскую школу в Ревеле (Таллин), но через три года родители Крузенштерна решили перевести его в Морской кадетский корпус.

Обязательное переименование

После поступления у Крузенштерна поменялся не только жизненный вектор, но и имя. Он стал Иваном Федоровичем. В Российской империи была традиция русификации иностранных имен подданных. По ней же еще один известный мореплаватель, один из первооткрывателей Антарктиды Беллинсгаузен стал Фаддеем Фаддеевичем, хотя до поступления в Корпус его звали Фабиан-Готлиб-Беньямин.

Всего через три года после начала обучения Иван Федорович оказался участником настоящего морского сражения. Шведский король Густав III, воспользовавшись тем, что русский флот был задействован в войне с Турцией на Черном море, объявил России войну. Российское командование приняло решение пустить в ход старые русские корабли, а нехватку офицерского состава компенсировать кадетами, хотя бы год прослужившими гардемаринами. К таковым принадлежал и Крузенштерн. Так 17-летний кадет со шведскими корнями оказался в числе участников Русско-шведской войны в должности «за мичмана», то есть заместителя младшего офицера.

В июле 1788 года Крузенштерн принял участие в знаменитом Гогландском морском сражении. В его задачи входило обеспечение скорострельности орудий. Справился Иван Федорович с этой задачей превосходно. Уже в январе следующего года он стал полноценным мичманом, а еще через два года, после участия еще в трех сражениях, получил звание лейтенанта. Это можно назвать потрясающим карьерным взлетом, учитывая, что по Морскому регламенту Петра I между повышениями в звании нужно было ждать семь лет.

Щедрый офицер

В 1793 году Крузенштерна в числе 16 лучших морских офицеров отправили на стажировку в Англию. Стажировка оказалась крайне полезной и продуктивной. Офицер приобрел опыт океанского плавания в Атлантическом и Индийском океанах, побывал в Южной Африке, Америке, Канаде, Индии и Юго-Восточной Азии.

Среди других участников стажировки Крузенштерн выделялся своим знанием языков. Это помогало ему выстраивать коммуникацию с нужными людьми во всех портах, куда он прибывал, и находить рейсы с наиболее привлекательными маршрутами.

Как-то раз один юный англичанин в Лондоне задел самолюбие русского офицера в людной сходке, и Крузенштерн вызвал его на дуэль. Англичанин ответил ему, что дуэль не в привычках джентльмена. «Ну а как же мне смыть нанесенную обиду, ежели вы не хотите извиниться? Вы трус!»«Требуйте что-либо другое, и я готов доказать, что нет». Крузенштерн выдумал следующее. Положено было достать две гранаты, начиненные порохом, приложить к ним станины и дать каждому из обиженных по фитилю, чтобы они их зажгли и не бежали от них, но шли медленно, считая шаги по секундомеру. Такая дуэль состоялась. Крузенштерн бодро подошел к своей гранате, зажег ее, и на пятнадцатом шагу последовал взрыв совершенно благополучно. Англичанин, не дойдя до своей шагов пять, побежал обратно и был за то сильно избит боксерами-секундантами, а Ивана Федоровича понесли с триумфом в таверну, где все ожидали конца поединка.

Воспитание Ивана Федоровича позволяло ему знакомиться даже с первыми лицами государств. В дневниковой записи американского посла в Российской империи Джона Адамса засвидетельствован факт встречи Крузенштерна в 1794 году с первым президентом США Джорджем Вашингтоном.

Во время стажировки Иван Федорович выделялся и тем, что смог скопить немалые призовые деньги (выплачивались за усердие в службе) и раздавал эти деньги рядовым матросам. Понятно, что отношение в экипажах кораблей к молодому офицеру было особенным: служить на корабле с Крузенштерном моряки считали за честь. В дальнейшем такая репутация ему очень пригодится.

Выбор пути

В 1799 году император Российской империи Павел I поручил вернуть всех российских моряков, находящихся в британском флоте. Так, пробыв в затянувшейся стажировке почти шесть лет, Крузенштерн вернулся на родину в звании капитана-лейтенанта.

Он был полон глобальных планов, в том числе начал разрабатывать проект кругосветного плавания, но столкнулся с равнодушием к «Начертаниям» (так Крузенштерн озаглавил идею) со стороны властей. За время своих путешествий Иван Федорович смог убедиться на личном опыте, что Россия многое теряет, не развивая в должном объеме торговое судоходство.

Постучавшись во многие кабинеты и не найдя сочувствия в своем стремлении развития торгового потенциала империи, Крузенштерн решил осесть в Эстляндии и зарабатывать на жизнь преподаванием географии. Кроме того, 29-летний капитан задумался о семейной жизни. В 1801 году он обвенчался с Юлианой Шарлоттой фон Таубе, позже у него родился сын.

Новый император Российской империи, Александр I, заинтересовался проектом Ивана Федоровича. В том числе из-за острой нехватки финансов в государственной казне. В перспективе проект Крузенштерна подразумевал создание прочных торговых связей с Юго-Восточной Азией и даже создание российской Ост-Индской компании.

Предложение Крузенштерна заинтересовало Александра I, но с одним условием: это должен был сделать сам Крузенштерн. Иван Федорович совсем недавно стал отцом, и оставлять семью было безрассудно.

«Малая обширность деятельной Российской торговли занимала многие годы мои мысли. Желание способствовать хотя несколько к тому, чтобы видеть ее в некотором усовершении было безмерно, но, с другой стороны, недостаток моих способностей чувствовал я в полной мере.

 

Государь определил, чтоб я был сам исполнителем своего предначертания. Сие неожиданное последствие привело меня в немалое смущение. Обстоятельства мои переменились и сделали принятие сей возлагаемой на меня важной обязанности несравненно труднейшим против прежнего. Более полугода прошло, как я разделял счастье с любимою супругою и ожидал скоро именоваться отцом.

 

Но адмирал Мордвинов объявил мне, что если я не соглашусь быть сам исполнителем по своему начертанию, то оно будет вовсе оставлено. Я чувствовал обязанность к отечеству в полной мере и решился принести ему жертву. Мысль сделаться полезным, к чему стремилось всегда мое желание меня подкрепляла; надежда совершить путешествие счастливо ободряла дух мой, и я начал всемерно печься о приготовлениях в путь, неиспытанный до того Россиянами».

 

Иван Крузенштерн «Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах»

Крузенштерн оказался на перепутье. С одной стороны, давно задуманный им проект получал реализацию, с другой — его жена и ребенок могли лишиться кормильца. Император пошел навстречу Крузенштерну и распорядился выплачивать молодой семье по 1500 рублей ежегодно в течение 12 лет. Такое решение склонило чашу весов в сторону того, что кругосветному плаванию быть.

Подготовка

Проект Крузенштерна предполагал, что в путешествие должны отправиться два корабля. Один — под управлением самого Ивана Федоровича, второй — под управлением другого капитана, готового подчиняться Крузенштерну. Это было проблемой, поскольку в Табели о рангах Иван Федорович занимал невысокое положение, а полезных контактов в верхах Крузенштерн не приобрел, поскольку несколько лет провел в путешествиях. Единственной кандидатурой был старый сослуживец Крузенштерна по учебе и стажировке в британском флоте Юрий Лисянский. Такой выбор оказался идеальным. Крузенштерн с Лисянским уже многое прошли вместе, доверяли друг другу и обладали огромным опытом в мореплавании.

Предстояло также решить вопрос с подбором кораблей и экипажей. Капитаны настояли на том, чтобы этим они занялись самостоятельно. В Англии было куплено два шлюпа переименованных в «Неву» и «Надежду». Экипажи по личной воле Крузенштерна набирались исключительно из русских моряков, несмотря на предложения из адмиралтейства набрать англичан. Иван Федорович очень ценил русских моряков, считая их лучшими в мире, поэтому из иностранцев на бортах были только научные специалисты.

Здоровый дух

Подготовка к плаванью проводилась со свойственной Ивану Федоровичу скрупулезностью. Крузенштерн лично набирал экипажи, проводил проверку нужного инвентаря и проверял готовность кораблей к долгому путешествию. В экспедиции каждая мелочь могла стать причиной трагедии, поэтому Крузенштерн обращал внимание не только на подготовку и физическое здоровье будущих членов экипажей, но и на их психологическое состояние. Одному матросу было отказано по причине того, что он несколько месяцев назад женился. Иван Федорович посчитал, что тоска по супруге могла привести к падению морального духа моряка.

Толстой на борту

«Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта 7 августа 1803 года. Крузенштерну удалось то, что удавалось мало кому из капитанов своего времени: создать такую атмосферу на кораблях, чтобы не приходилось прибегать к телесным наказаниям. Более того, капитан их строго-настрого запретил. Матросы искренне уважали Крузенштерна, их письма домой из разных уголков земного шара проникнуты настоящим почтением к Ивану Федоровичу. С ним они не боялись ни штормов, ни штилей. Корабли были снабжены провиантом, вахты работали как часы. На шлюпы был загружен даже домашний скот: коровы, утки, куры, свиньи. Из соображений гигиены свиней периодически купали в океане.

Матросы были преданы капитану Крузенштерну, но большие трудности в ходе путешествия возникли с более «высокими» членами экипажа «Надежды». В частности, взятый на судно посол Николай Резанов, живший с Крузенштерном в одной каюте, то и дело конфликтовал с Иваном Федоровичем. Проблема была в том, что перед началом экспедиции не был четко закреплен порядок подчинения. По Табели о рангах Николай Резанов был намного выше Крузенштерна, но не мог подтвердить свои полномочия документально. Это не раз приводило к конфликтам.

Еще одной большой проблемой Крузенштерна в путешествии стал незаконно проникнувший на корабль граф Федор Иванович Толстой. На «Надежде» он оказался, скрываясь от обязательств по карточным долгам. По натуре своей неуемный авантюрист, на корабле он периодически устраивал всевозможные «перформансы», выходящие за рамки здравого смысла. В итоге Ивану Федоровичу пришлось ссадить зарвавшегося пассажира на Алеутских островах. В Петербург двоюродный дядя Льва Николаевича Толстого вернулся из «русской Америки» только через год. Легенды о его приключениях еще долго будоражили столичные салоны. Лев Толстой позже писал о нем: «Много бы хотелось рассказать про этого необыкновенного, преступного и привлекательного человека».

Плоды усердия

Несмотря на все трудности, Крузенштерну и Лисянскому за три года удалось благополучно завершить экспедицию. Впервые в российской истории российские корабли вышли за пределы акватории европейских морей. Участники путешествия побывали в Бразилии, обогнули мыс Горн, побывали на островах Полинезии, в Японии, Китае, на островах Русской Америки.

Кто привез в Россию татуировки?

В Полинезии русские моряки познакомились с искусством татуировок. Не отказал себе в татуировке и сам Крузенштерн. Он сделал себе тату с именем жены. Больше других проявил интерес к татуированию, конечно, Федор Толстой.

В экспедиции были добыты обширные научные знания. Материалы путешествия стали основой для отчета «Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах», который Иван Федорович писал вплоть до 1812 года. Текст книги был богато иллюстрирован Крузенштерном. Там были и карты, и рисунки, и планы. Труд был издан на нескольких европейских языках, это был настоящий бестселлер.

Кроме этого, Крузенштерн оставил еще один масштабный труд по результатам экспедиции: «Атлас Южного моря» в двух частях. Это был сложнейший гидрографический труд, за который Иван Федорович был удостоен самой высокой неправительственной награды — Демидовской премии от Российской академии наук.

Крузенштерн после экспедиции вошел в число самых уважаемых в европейском сообществе экспертов в своей области. Среди его близких знакомых были виднейшие мореплаватели своего времени, гидрографы, географы. Он лично занимался организацией следующего кругосветного путешествия русских моряков (под началом Отто Коцебу), разрабатывал планы новых экспедиций, перенимал опыт британцев и европейцев в вопросах картографии и мореплавания.

«Отец кадетам»

В 1827 году Иван Федорович Крузенштерн был назначен директором Морского кадетского корпуса. Заведение, в котором он сам когда-то учился, во время назначения его на должность, представляло собой печальное зрелище. Он написал в дневнике, что «отсоветовал бы врага своего отдать туда своих детей, и ничто, кроме крайности, может заставить решиться отдать своих детей». Но Иван Федорович принял такое положение вещей как личный вызов. И этот вызов, как и все предыдущие, он принял.

Благодаря усилиям нового директора корпус получил новые модели судов, новых преподавателей, профессоров, новые учебные пособия, новые учебные корпуса. Крузенштерн был в курсе всех проблем учебного заведения, лично контролировал все нововведения. Иван Федорович лично посещал ежедневно и классные комнаты, и жилые пространства кадетов. Более того, он ратовал за эстетику и приказал заменить в помещениях безвкусную мебель, которая могла бы нарушить эстетику заведения.

Ласковая строгость

 

«Капитан на суше» следил даже за чистотой белья своих кадетов. Для улучшения жизни будущих капитанов русского флота было нанято три сотни новых сотрудников корпуса. Крузенштерн при этом также избегал телесных наказаний и соблюдал принцип «ласковой строгости», из-за чего имел среди кадетов уважение.

Память

В 1842 году, после отставки с должности директора Морского кадетского корпуса, Иван Федорович был удостоен звания адмирала, состоящего при Особе Его Величества. В октябре 1845 года адмирал стал соучредителем Русского географического общества.

Скончался Иван Федорович Крузенштерн 24 августа 1846 года. В честь великого мореплавателя, ученого и подвижника названы 17 биологических, географических и астрономических объектов. Обессмертило же великого моряка одноименное экспедиционно-океанографические судно. В 1995–1996 годах оно полностью повторило маршрут Адама Иоганна Крузенштерна.

Автор: Алексей Рудевич

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь