Был принят в форме манифеста Петра I Духовный регламент. Духовный регламент — документ, который определил правовое положение Православной церкви в Российской империи. Этим регламентом соборная и патриаршая власть в России была фактически упразднена; вместо патриарха был создан совещательный орган управления Церковью.
Церковные реформы Петра преследовали цель подчинения Церкви светской власти. Это выражалось в коренном изменении системы управления Церковью с целью инкорпорировать ее в государственную структуру, лишить экономической самостоятельности, существенно ограничить сферы действий и компетенции церковного суда, вплоть до вторжения государства в каноническую сферу Церкви. Принципиальными предпосылками реформы были два соображения: устранение возможности вырасти русскому папе — «второму государю, самодержцу равносильному или большему», каким мог стать, а в лице патриархов Филарета и Никона до известной степени становился, московский патриарх; подчинение Церкви монарху. Духовенство Пётр воспринимал как «не есть иное государство», которому «наравне с другими сословиями», должно подчиняться общим государственным законам.
Ключевой фигурой в деле реформы церкви был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович, которого Пётр встретил в 1706 году, когда он при закладке Печерской крепости в Киеве говорил встречную государю речь.
В 1711 году Феофан был при Петре в Прутском походе. 1 июня 1718 года он был наречен в псковские епископы, а на следующий день был посвящен в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта созда-ния Духовной коллегии.
В октябре 1718 года Пётр указал Феофану написать проект
для Духовной коллегии — «Духовный регламент». К февралю 1720-го проект«Духовного регламента» был подготовлен; 23 февраля Пётр послал Указ обер-секретарю Сената, чтобы Сенат и архиереи выслушали проект и высказали свое мнение: «Чтоб ремарки поставили и на каждой ремарке экспликацию вины дела». В числе подписавших проект было шесть епископов и три архимандрита. Через семь месяцев были собраны подписи 19 епископов, 48 архимандритов, 15 игуменов и пяти иеромонахов. Возражений и поправок к регламенту не наблюдалось.
Представителем императора в Синоде был обер-прокурор. Обер-прокурор называется инструкцией «оком государевым и стряпчим о делах государственных». Обер-прокурор подлежал суду только государя. Сначала власть обер-прокурора была исключительно наблюдательная, но мало-помалу обер-прокурор становится вершителем судеб Синода и его руководителем на деле. Состав Синода был аналогичен составу светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях, от которых и была взята его внешняя организация. При Синоде было и целое ведомство фискалов. Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 «правительствующих особ», из которых три непременно должны были носить сан архиерея. Как и в гражданских коллегиях, в Синоде считался один президент, два вице-президента,четыре советника и пять асессоров.
В 1726 году эти иностранные названия, так не вязавшиеся с духовными санами заседавших в Синоде лиц, были заменены словами: «первоприсутствующий член», «члены Синода» и «присутствующие в Синоде». Президенту, впоследствии первоприсутствующему, принадлежит, по регламенту, голос, равный с прочими членами коллегии.
Духовный Регламент предписывал епархиальным архиереям создавать при архиерейских домах училища для детей (мужского пола) духовенства; впервые в Московской Руси создавалась система школ. Данное нововведение имело целью удаление из среды духовенства лиц, поступающих туда не по призванию, а по расчету. Перед поступлением в школу кандидату необходимо было выдержать экзамен, касающийся не только знаний, но и духовных качеств будущего пастыря. Священник, по мнению Феофана Прокоповича, не должен быть ни мистиком, ни фанатиком. Следовало удостовериться, не имеет ли он «видений» или «смущающих снов».
Институализировалась духовная цензура. Упразднялись места чудесных явлений, не признанных таковыми Синодом. Мужчинам запрещалось поступать в монастырь до тридцатилетнего возраста; монахам вменялось в обязанность исповедоваться и причащаться по крайней мере четыре раза
в год; во всех монастырях вводится обязательный труд, а монахам запрещается посещать женские монастыри и даже частные дома. Монахиням, с другой стороны, запрещается давать окончательные обеты до пятидесятилетнего возраста, и послушничество, продолжавшееся до тех пор, не может служить препятствием для вступления в брак.
Синодальный период Русской право-славной церкви длился почти два века.С 14 февраля 1918 года, согласно постановлению Всероссийского Собора, полномочия Святейшего Синода перешли патриарху и коллегиальным органам — Священному Синоду и Высшему церковному совету.А де-юре Синод был ликвидирован декретом Совета народных комиссаров от 20 января (по ст. ст.) 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных обществах».