Был заложен Нижний Новгород. Обычно мы при нимаем за дату основания города первое упоминание в письменных источниках. Нижний Новгород — редкое исключение. Дата известна точно. «Того же лета (6721 года, или 1221-го по новому летоисчислению) князь Гюрги, сын Всеволож (Георгий Всеволодович), заложил град на устье Оки и нарече ему имя Новьградъ», — сообщает Лаврентьевская летопись.
Георгий Всеволодович знал, что делает. Конечно, он не мог знать о будущем возвышении Московского княжества, о взятии Астраханского ханства, о железоделательной промышленности Урала, но заложил город именно там, где сходились полно водные речные пути от всех этих территорий. Город был обречен стать крупнейшим российским логистическим хабом, промышленным и торговым центром. Чрезвычайно выгодное рас положение Нижнего Новгорода приводило
к тому, что после любых осад и разорений он быстро восстанавливался (реку не сожжешь) и вновь становился торговым и ремесленным центром. Московскому князю Василию I удалось получить ярлык у ордынских ханов на княжение в Нижнем Новгороде. Так город вошел в княжество Московское. В 1817 году в Нижний Новгород была перенесена Макарьевская ярмарка, построили просторный гостиный двор, создали обширную торговую и логистическую инфраструктуру. Нижегородская ярмарка стала крупнейшей в России. Сюда доставлялись северный лес для южной России, уральский металл для московских и петербургских заводов, зерно, текстиль, товары из Ближней Азии.
Первые сравнительно крупные производства в Нижнем Новгороде появились еще в XIX веке. Промышленный потенциал был усилен в годы Первой мировой войны, когда сюда эвакуировали ряд заводов из прибалтийских губерний. Однако понастоящему мощным индустриальным центром Нижний Новгород (с 1932 года — город Горький) стал в начале 1930х годов. Вместе со строительством таких гигантов, как ГАЗ, стремительно развивался и сам город.
В период с 1926 по 1940 год численность населения выросла почти в три раза. В годы Великой Отечественной войны военный промышленный потенциал Горького сыграл исключительную роль. Отсюда безостановочно шли на фронт эшелоны с техникой и боеприпасами, произведенными на Горьковском автозаводе, заводах «Красное Сормово» и «Новое Сормово», Авиационном заводе 21, заводах «Гидромаш» и «Румо». Примечательно, что перечисленные нами пред приятия успешно работают и сегодня, вклад их в российское машиностроение значителен.