Памятная дата: 60 лет назад сдан в эксплуатацию атомоход «Ленин»

60 лет назад, 12 сентября 1959 года, сдан в эксплуатацию атомоход «Ленин». Это было первое в истории надводное судно с атомной энергоустановкой, первое в мире атомное судно гражданского назначения и самый мощный в истории ледокол.

Россия с ее Северным морским путем исторически являлась родиной ледоколов, не удивительно, что решение строить атомный ледокол возникло здесь. Постановление о строительстве «Ленина» было подписано 20 ноября 1953 года. Строили быстро, конструкторскую фазу закончили за три года и в 1956 году заложили судно на Ленинградском судостроительном заводе.

Опытная эксплуатация судна быстро перешла в регулярную. «Ленин» оказался незаменим. Первым капитаном был назначен Павел Пономарев, ранее работавший на легендарных «Ермаке» и «Красине». «Ленин» провел навигацию 1960/61 года, после чего Пономарев по состоянию здоровья ушел в отставку, а капитанский мостик занял Борис Соколов, ранее работавший дублером капитана. На посту капитана Соколов оставался до 2001 года.

За первых шесть сезонов навигации «Ленин» провел через льды 457 судов, пройдя более 115 тысяч километров по Северному морскому пути. В октябре 1961 года атомоход доставил на место дрейфующую станцию «Северный полюс -10». В 1967 году на атомоходе провели уникальную операцию по замене реактора. «Ленин» отбуксировали в район захоронения реактора около Новой земли, с помощью кумулятивных зарядов вырезали отсек с реактором вместе с обшивкой, затопили прямо под судном, а потом отбуксировали судно с огромной дырой в Мурманск для установки нового реактора и восстановления обшивки.

В июне 1971 года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977 году.

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. В январе 2016 года министр культуры России Владимир Мединский подписал приказ о включении ледокола «Ленин» в единый государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения. После проверки соответствия всем требованиям, которое заняло два года, в октябре 2018 года ледоколу «Ленин» вручили паспорт о присвоении статуса объекта культурного наследия федерального значения России. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

«Ленин» оказался удачным проектом и дал начало целому флоту советских атомных ледоколов. За ним последовали «Арктика», «Сибирь», «Россия» и другие. «Арктика» в 1977 году стала первым надводным судном, достигшим Северного полюса, а в 1991 году Севморпуть был открыт для международной навигации, и атомные ледоколы занялись проводкой не только российского флота, но и иностранных судов. За рубежом атомного ледокола так никто и не построил; нигде нет своего Севморпути, как кратчайшей дороги между двумя концами страны. В Канаде Северо-Западный проход пролегает южнее и доступен обычным судам ледового класса.

Все 10 существующих в мире атомных ледоколов (хотя один из них на самом деле является не ледоколом, а атомным лихтеровозом с ледокольным носом) были спроектированы в СССР и России. Пять из них и сегодня в строю. Почти все эти корабли были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Два ледокола — суда «река-море» «Вайгач» и «Таймыр» — были построены на верфи Wärtsilä в Финляндии и затем переправлены в Ленинград для установки ядерных энергоблоков. Лихтеровоз «Севморпуть» был построен на керченском заводе «Залив».

Освоение углеводородных богатств Северного полярного круга, открытие рынка сжиженного природного газа, несомненно, приведет к ренессансу ледокольной программы в России. Сегодня создание атомных ледоколов продолжается , по планам Балтийский завод должен закончить строительство четырех атомоходов в ближайшие годы: «Арктика» (2020), Сибирь (2021), «Урал» (2022) и Лидер (2023).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь