Президент России Владимир Путин объявил 2022 – Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Почему отечественным ремесленникам приходится сегодня непросто, разбиралась ведущий аналитик Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Инна Седых в исследовании «Рынок народно-художественных промыслов».
По оценке Минпромторга РФ, за 30 лет было утрачено свыше 200 промыслов. С 1990 года прекратили работу 140 фабрик, а оставшиеся урезали производство в 15 раз. Сегодня положение производителей народно-художественных промыслов оставляет желать лучшего.
В 2019 году, по подсчетам Ассоциации «Народные художественные промыслы России», от 60% производителей НХП были убыточными или низкорентабельными. В 2020-м из-за пандемии COVID-19, сократившей доходы населения и турпотоки, падение объёмов производства и продаж достигало 70%.
Сейчас основных факторов, мешающих развитию народных промыслов, ученые НИУ ВШЭ выделили следующие:
– устарела материально-техническая база предприятий, модернизация идёт, но медленно и без должного внимания частных инвесторов;
– нет налаженных рынков сбыта;
– снижается художественный уровень продукции: чтобы снизить её стоимость, не всегда соблюдают традиционные технологии;
– из-за широкого применения ручного труда снижается выработка и растут «зарплатные» расходы;
– приходится конкурировать с контрафактом — дешёвыми подделками, изготавливаемыми как в РФ, так и за рубежом, преимущественно в Китае;
– опытные мастера стареют, молодые формально есть (образовательные учреждения в 60 регионах ежегодно выпускают свыше 6 тысяч специалистов НХП), однако работать по профилю не спешат из-за низких заработков.
Государство поддерживает народные промыслы с 1999 года в разных формах, преимущественно субсидиями, грантами, налоговыми льготами. В 2020-м отрасль как наиболее пострадавшая от коронакризиса получила 500 млн рублей. При этом единой федеральной программы поддержки пока нет. Вопросами НХП заняты несколько ведомств — Минпромторг, Минкульт, Ростуризм, Роспатент и другие. В корректировке нуждается принятый более 20 лет назад Федеральный закон «О народных художественных промыслах». Предложения по его изменению готовит Временная комиссия Совета Федерации по сохранению и развитию народных художественных промыслов. Она же работает над проектом Стратегии НХП до 2030 года.
Отечественные изделия НХП уходят более чем в 20 стран — в Азербайджан, Болгарию, США, Украину, Аргентину, Германию, Швейцарию и др. При этом основные партнеры (40% поставок в денежном выражении) — Казахстан и Беларусь. Наиболее востребованы предметы из фарфора, хрусталя, керамики. Однако общие масштабы экспорта остаются минимальными, в 2020 году его объём был близок к нулю — 0,021 млрд рублей (в 2019-м — 0,051 млрд).
Проблемы экспорта товаров народных промыслов из России связаны не только с ограничениями из-за коронавируса. Интерес к нашим традициям у заграничного потребителя слабый. Виной тому нехватка информации, недостаточное продвижение российской культуры, особенно на фоне активности других государств.