По данным Росстата, совокупный индекс потребительской уверенности в четвертом квартале 2021 года по сравнению с третьим кварталом снизился на 4%, до минус 23%.
Улучшение личного материального положения за прошедший год отметили 8% респондентов, а его ухудшение – 39% (кварталом ранее – 9 и 35%).
Улучшения личного материального положения в течение следующих 12 месяцев ожидают 9% респондентов, а ухудшения – 29% (кварталом ранее – 10 и 23%).
Позитивно оценили произошедшие за год изменения в экономике России 7% участников опроса, негативно – 58% (кварталом ранее – 10 и 53%).
Положительных изменений в экономике России через год ожидают 11% опрошенных, отрицательных – 43% (кварталом ранее – 15 и 35%).
Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович обратил внимание, что негативная динамика сводного совокупного индекса потребительских настроений в конце 2021 года и всех его частных индексов, характеризующих материальное состояние населения и экономические перестроения в стране, наблюдается на фоне увеличения темпов экономического роста практически всех базовых отраслей, а также в условиях роста реальных располагаемых денежных доходов населения (на 3,2 – 3,4%) – впервые за последние восемь лет.
Эксперт предположил, что на ощущения респондентов, участвующих в потребительских опросах, оказали влияние в том числе внеэкономические факторы – «это непредсказуемый маршрут COVID-19 и усилившаяся в последнее время санкционная риторика на фоне обострившейся геополитической ситуации».
«По-видимому, именно эти два фактора, наряду с менее значимыми, формируют высокий фон неопределенности среди населения и, соответственно, в некоторой степени смещают в отрицательную зону их оценки своего материального состояния и развития экономики», – отметил Георгий Остапкович.
Совокупный индекс потребительской уверенности учитывает субиндексы произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России и благоприятности условий для крупных покупок и рассчитывается Федеральной службой государственной статистики по данным традиционного опроса более пяти тысяч человек в возрасте 16 лет и старше.