11 октября в шестой раз состоялся Всероссийский экономический диктант, организованный Вольным экономическим обществом России при участии Международного союза экономистов. Его написали в 88 регионах Российской Федерации и в семи странах — Белоруссии, Монголии, Армении, Узбекистане, Казахстане, Таджикистане и Турции. В общей сложности почти 240 000 человек.
История и география
География Всероссийского экономического диктанта и число его участников растут на протяжении шести лет. В акции этого года принимали участие все крупные региональные центры страны, а также малые города, села, деревни, станицы и поселки. Например, поселок Маревый Амурской области, деревня Ляльшур Удмуртской Республики, село Большие Липяги Белгородской области.
«В некоторых из них Экономический диктант написали всего один-два школьника. Это не менее ценно для нас. Нам важно дойти до каждого — и до этих двух ребят в отдаленном селе, потому что эти ребята и их село — часть экономики нашей страны», — отметил президент ВЭО России, президент Международного союза экономистов Сергей Бодрунов, выступая на пресс-конференции в ТАСС.
Экономический диктант проходит при поддержке администраций субъектов РФ, Финансового университета при правительстве РФ, Московского авиационного института и других ведущих вузов России, институтов Российской академии наук. Партнеры акции — Фонд развития наследия Юрия Лужкова и Российское историческое общество.
Откуда появилось выражение «деньги не пахнут», какие банкноты называли «Катенька» во времена правления императрицы Екатерины II, чем зарабатывала на жизнь Алена Ивановна из романа Достоевского «Преступление и наказание» и что показывают индексы Джини, Лернера, Баласса и Пааше? Задания Экономического диктанта были связаны не только с экономикой, но и с обществознанием, литературой, историей, правоведением.
Вопросы на миллион
Обращаясь к студентам, которые пришли проверить свою экономическую грамотность на площадке Финансового университета, президент Финансового университета, вице-президент ВЭО России Михаил Эскиндаров обратил их внимание на то, что вопросы в этом году непростые, и призвал молодых людей подумать, не торопиться отвечать сразу.
Студент Финансового университета Александр Лунев согласился, что задания Экономического диктанта — 2022 требовали больше времени для размышления, чем в прошлые годы: чтобы ответить на них, нужны были базовые знания в области экономики. А студент Финансового университета Неймат Халилов, который не первый год пишет Экономический диктант, добавил, что задания с каждой акцией становятся все более «углубленными».
«Мне не хватало Дмитрия Диброва с подсказками, очень хотелось позвонить другу. Сейчас мне самой интересно посмотреть ответы на многие вопросы», — призналась участница акции, резидент омского ИТ-парка Анна Митрохина.
Результат, то есть количество набранных участниками баллов по итогам акции, не так важен, как новые знания, полагают организаторы акции. Задача — не выставить оценку. Главная цель экономического диктанта — просветительская: вызвать интерес к экономической науке, истории российской социально-экономической мысли.
Экономическое самообразование
«Задания экономического диктанта заставляют задуматься, насколько хорошо вы владеете базовыми понятиями экономической теории, азами финансовой грамотности, знакомы ли с основами финансовой безопасности, историей экономической мысли, знаковыми экономическими реформами, которые проводились в России в разное время, как глубоко погружены в актуальную экономическую повестку», — отмечает президент ВЭО России Сергей Бодрунов.
«Участие в акции — это мощный стимул к самообразованию», — соглашается первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию, член президиума ВЭО России Олег Смолин.
Студент Финансового университета Богдан Сидяченко рассказал, что впервые услышал о существовании парадоксов Триффина, Гиффена, Джевонса и Веблена из заданий Экономического диктанта. А студент МАИ Артем Шакин признался, что до участия в акции не знал, что между героем Отечественной войны 1812 года атаманом Матвеем Платовым и известным французским экономистом Тома Пикетти может быть что-то общее.
Кстати, вопрос про атамана Матвея Платова и экономиста Тома Пикетти придумала Анастасия Волкова, студентка Саратовского государственного университета им. Чернышевского. Именно она стала одной из победительниц конкурса на лучший вопрос для Экономического диктанта в этом году. В этом году на конкурс поступило более 300 вопросов из России и стран ближнего зарубежья.
Вести с площадок
Экономический диктант по традиции пишут не только школьники и студенты, но и преподаватели, учителя, профессора, представители органов государственной власти, делового сообщества. Так, в омском центре «Мой бизнес» в этом году свою экономическую грамотность проверили предприниматели, резиденты ИТ-парка и сотрудники Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства, а в Екатеринбурге — члены Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей.
Почему тысячи людей ежегодно участвуют в акции? Экономический диктант — это не только проверка своих знаний, но и возможность узнать что-то новое, уверен президент Финансового университета, вице-президент ВЭО России Михаил Эскиндаров. Многие ищут мотивацию «подтянуть» свои знания по экономике. По признанию молодых людей, после акций прошлых лет они «прониклись» экономикой, и с тех пор пишут Экономический диктант ежегодно.
Студентка пермского филиала РЭУ им. Плеханова Татьяна Опич участвовала в акции в третий раз, потому что ей интересны задания. «Они позволяют определить общий уровень эрудиции в области экономических знаний и найти для себя новые направления для углубленного изучения», — поделилась впечатлениями Татьяна Опич. А по мнению студента ташкентского филиала РЭУ им. Плеханова Нурмухаммада Самебоева, который также пишет Экономический диктант не первый год, акция расширяет кругозор и повышает профессиональную мотивацию будущих экономистов.
«Вопросы действительно были интересными. После прохождения теста поймал себя на мысли: необходимо подтянуть экономическую историю, с которой возникли затруднения. В первую очередь хочется начать изучать исторические факты, связанные с экономикой, и международные организации, названия которых видишь в прессе каждый день», — рассказал студент Финансового университета Неймат Халилов.
В этом году участникам Экономического диктанта предлагали ответить, какие из перечисленных государств не входят в состав Евразийского экономического союза.
«Возникло желание погрузиться в междисциплинарное исследование экономической науки и изучать ее через разные отрасли знания. Например, действительно, интересно наблюдать за развитием экономики мира в период Отечественной войны 1812 года», — отметил студент Финансового университета Александр Лунев.
Дело государственной важности
Экономический диктант, организованный Вольным экономическим обществом России при участии Международного союза экономистов, — это тот образовательный и просветительский инструмент, который позволит все большему количеству россиян включиться в решение вопросов социально-экономического развития тех регионов, где они проживают, убежден первый заместитель председателя Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета федерации, вице-президент ВЭО России Сергей Рябухин.
Выступая на пресс-конференции в ТАСС, посвященной Экономическому диктанту, сенатор отметил, что с каждым годом получает все большее распространение в России так называемая практика инициативного бюджетирования. Оно предполагает участие населения в определении и выборе проектов, финансируемых за счет расходов бюджета, и последующий контроль за их реализацией. Экономическая грамотность в вопросах формирования и исполнения бюджетов, по мнению сенатора, очень важна для вовлечения граждан в бюджетный процесс.
По итогам Экономического диктанта ежегодно проводится многокритериальный статистический анализ, формируются статистический и аналитический отчеты, которые оценивают уровень экономической активности и экономической грамотности населения по отдельным субъектам Российской Федерации. Российские регионы следят за своим местом в рейтинге и не собираются сдавать позиции. Так, если в 2020 году Ульяновская область занимала в рейтинге экономической активности населения России 22-ю строчку, то в 2021 году регион вышел в лидеры рейтинга, оказавшись на первой строчке.
«В этом году в планах побить прошлый рекорд и снова выйти на первую позицию среди регионов России», — заявил директор департамента воспитания и социализации детей Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области Сергей Васин.
Итоги Экономического диктанта, самые экономически активные и грамотные регионы этого года станут известны после публикации аналитического отчета.
Автор: Ольга Савина