Опыт одного из самых успешных регионов — Татарстана.
По материалам международной научно-практической конференции, организованной Вольным экономическим обществом России, Аппаратом Президента Республики Татарстан, Экономическим обществом Республики Татарстан, Академией наук Республики Татарстан, Казанским (Приволжским) федеральным университетом.
Полномочия субъектов РФ во внешней торговле
Каковы полномочия регионов во внешней экономике? Как они могут торговать, привлекать инвестиции, торговать без ущерба федеральным интересам? С одной стороны, в обсуждении больших экономических планов всегда звучит мысль, что регионы должны делать себя инвестиционно привлекательными и содействовать инвестициям, в том числе иностранным. В концепции политики РФ от 2016 года, утвержденной президентом, подчеркивается, что «развитие межрегионального и приграничного сотрудничества является важным резервом двусторонних связей соответствующими регионами и государствами в торгово-экономической, гуманитарной и иных областях». Развитие международных связей возложено и на МИД.
Татарстан имеет прямые связи со 150 странами, объем торгово-экономических связей вырос на 60% за годы санкций.
С другой, если смотреть на реалии, мало кто пока может себе это позволить по разным причинам. По мнению Талии Хабриевой, директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, частично низкая активность субъектов Федерации во внешнеэкономических связях вызвана несовершенством регионального законодательства. Этот сегмент регулирования узкий и низкого качества, и это отражает общую тенденцию вымывания законодательного регулирования на уровне субъекта.
Города-побратимы России и Финляндии формируют 80% товарооборота.
По словам Хабриевой, необходимо определить статус международного соглашения субъектов РФ в законе о нормативных актах — почти 20 лет этот закон не принимается.
В этом смысле опыт Татарстана уникален. Как отметил сенатор Олег Морозов в Казани на большой конференции, посвященной как раз вопросам внешнеэкономической деятельности в региональном аспекте, «понимание внешнеэкономической деятельности регионов пошло отсюда, и последующие нормативные документы, и сам формат реализации этих полномочий во многом определялся той дорогой, которой на практике проходила Республика Татарстан».
Что делает Татарстан
У Татарстана, в отличие от федерального центра, есть большая стратегия социально-экономического развития до 2030 года, в которой ставится задача «занять достойное место среди конкурентоспособных мировых полюсов роста, обеспечив тем самым дальнейшее повышение качества жизни».
Только девять субъектов РФ имеют программы внешнеэкономического развития.
У всех на слуху город Иннополис, но кроме этого центра с красивым названием, которому еще только предстоит развиться до мирового уровня, республика серьезно развивает несырьевой сектор, и тут при ограниченном внутреннем спросе остро встает вопрос экспортных возможностей. По словам помощника президента Республики Татарстан Радика Гиматдинова, свыше половины выпускаемой в РТ продукции ориентировано на экспорт, нужны рынки, и над этим в республике активно работают, собираются внедрять региональный экспортный стандарт — это будет пилотный проект федерального уровня.
Культура двигает промышленность
Татарстан — крупнейшая мусульманская республика России, и в этом качестве является мостом в исламские государства и международные организации. Группа «Россия — Исламский мир», председательствует в которой президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, вместе с гуманитарными проектами реализует десятки экономических. Главной площадкой экономического сотрудничества РФ и мусульманских стран стал Kazan Summit — ежегодный форум. В 2017 году казанская площадка приняла более 2500 гостей из 53 стран. Равиль Ахметшин, вице-премьер Татарстана и полномочный представитель Республики Татарстан в Москве, подчеркнул, что Казань вовсе не ставит задачей обособление в экономических связях. 70% субъектов РФ подписали с Татарстаном соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом, культурно-образовательном сотрудничестве.
Объем внешнеторгового товарооборота Республики Татарстан — 12 млрд. долларов в 2016 году, в 2017 году — рост более чем на 60%, за 7 лет привлечено 9 млрд. долларов иностранных инвестиций.
Приграничное сотрудничество — недавно появившаяся в РФ реалия международных экономических отношений, которые действуют на небольших по глубине территориях с обеих сторон границы. Закон о приграничном сотрудничестве был подписан в июле 2017 года, но работает уже полным ходом. Он вводит правовые понятия «территории приграничного сотрудничества», «международной программы приграничного сотрудничества» и особенно актуален для постсоветского пространства, где ныне приграничные районы имеют исторически тесную взаимозависимость, начиная с инфраструктурной. По словам директора Центра мировой экономики Дипломатической академии МИД РФ Петра Яхменева, регулирование приграничной экономики позволяет шире задействовать дипломатию предпринимательства. Он сообщил, что уже работают 250 регулярных проектов.
Автор: Константин Маркелов