Сергей Бодрунов,
президент ВЭО России, Международного Союза экономистов, директор ИНИР им. С.Ю. Витте, д.э.н., профессор
Нынешняя обстановка в мировой экономике беспрецедентна, по крайней мере за последние десятилетия. Мы находимся в сложнейшей ситуации. Вчера Международный союз экономистов совместно с Женевским офисом Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, ЮНКТАД, представил России новый доклад. Он называется «От глобальной пандемии к благосостоянию для всех: как избежать еще одного упущенного десятилетия». Назывались колоссальные цифры спада мирового ВВП: от 5% до 7%. Для сравнения, говоря о беспрецедентности: спад в мире в период прошлого глобального кризиса, 2009 года, был на уровне 0,1% ВВП.
Кроме того, важно сказать, что в этот кризис действуют факторы уязвимости, а именно снижение спроса на энергоносители, уменьшение мировой торговли на целых 18,5% – у меня есть такая цифра – во втором квартале 2020 года. Практически во всех крупных экономиках по итогам года прогнозируется рост безработицы. Растет также закредитованность стран, что может повлечь за собой риск сползания экономик в долговой кризис. Ситуация осложняется еще одним фактором, который раньше не особенно наблюдали, – это фактор неопределенности, который сильно влияет на состояние дел. Неизвестно, когда, как, чем закончится пандемия.
Экономические последствия кризиса не обошли стороной ни одну страну мира, в том числе и нашу страну. Национальные правительства принимают беспрецедентные по своим масштабам антикризисные меры. Так, по оценке МВФ, совокупный планируемый объем финансовой поддержки национальных экономик составляет около 12,5% мирового ВВП. И это действительно беспрецедентно. Тем не менее, несмотря на общую колоссальную угрозу, мы наблюдаем не солидарные, консолидированные усилия мировых акторов, а резкий рост, я бы сказал так, национального эгоизма, усиление противоречий, в том числе экономического противостояния.
Эта ситуация внушает серьезные опасения. Вслушайтесь хотя бы в речи лидеров крупнейших стран, которые прозвучали вчера на юбилейной Семьдесят пятой сессии Организации Объединенных Наций, конференции Объединенных Наций. Только вдумайтесь, только один представитель – это нашей страны – поставил вопросы в позитивной ключе, в позитивной тренде. Практически все говорили о чем угодно, но не о мировой консолидации, не о консолидации усилий, больше всего беспокоясь о собственных национальных интересах и, возможно и вероятнее всего, в ущерб интересам других людей.
Так что ситуация очень сложная. Я думаю, что, несмотря на масштаб бедствия, мы понимаем – и, наверно, многие со мной согласятся, – что текущий кризис можно рассматривать в том числе и как возможность обновления национальных экономик, улучшения их структуры. В частности, в том же докладе ЮНКТАД рассматривался этот вопрос, и он звучал так: как не потерять время, а использовать возможности, которые дает кризис для достижения целей устойчивого развития, провозглашенных Организацией Объединенных Наций? В нынешних условиях это вопрос острый и архиважный.
Цели развития России, нашей страны, интенсивного развития, были поставлены президентом России в ряде выступлений, я не буду их перечислять, мы все их знаем. Для достижения этих целей были приняты серьезные меры, в частности были разработаны и обновлены национальные проекты. Однако в связи с падением нефтяных цен, распространением коронавируса нацпроекты на время ушли из экономической повестки. На первый план вышли, я бы сказал, более насущные, текущие вопросы – восстановления экономики, деловой активности, доходов россиян и так далее. Стало очевидно, что реализация имеющихся нацпроектов в прежнем виде невозможна. Требуется их корректировка и увязка с общенациональным планом действий по восстановлению экономики, а также с Единым планом по достижению национальных целей развития России на период до 2030 года. Потому что этот план, как сказал наш лидер государства, никто не отменял.
Всего национальных целей, как вы знаете, пять. Это сохранение населения, здоровья, благополучия людей, возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, а также цифровая трансформация.
В июле президентом России было дано поручение правительству до 30 октября скорректировать программы национальных проектов. И сейчас мы понимаем, что идет обсуждение в том числе федерального бюджета, который правительство буквально на днях одобрило и внесло на обсуждение в парламент. Мы, таким образом, обязаны эти вопросы рассмотреть.
В проекте бюджета, мы уже видим, находят естественным образом отражение расходы на реализацию национальных проектов, появился обновленный прогноз Минэкономразвития. Кстати, это ведомство значительно улучшило ряд показателей. Минэкономразвития оценивает спад ВВП у нас на уровне 3,9% вместо 5% и ожидает, что реально располагаемые доходы снизятся до 3%, а реальная зарплата даже вырастет на 1,5% по итогам 2020 года. Безработица у нас ожидается на уровне 5,7%, как и в майском прогнозе. Обновленные данные позволяют более предметно высказываться в рамках заявленной темы и оценивать корректировки в нацпроекты исходя из текущих реалий и вот этих цифр.
Если в начале года аудиторы Счетной палаты указывали на недостатки нацпроектов, в частности, если помните, на невозможность оценить фактическое достижение их целевых показателей, неувязанность с национальными целями, то в скорректированных нацпроектах эти проблемы должны быть обязательно решены, обновлены, соответственно, показатели и цели.
Президент сказал, что базовые ориентиры остаются неизменными, однако параметры, сроки, приоритеты национальных проектов предстоит нам всем уточнить.
Я убежден, что корректировка нацпроектов должна осуществляться с учетом экспертных оценок и предложений научного сообщества.