15 октября состоялась восьмая общероссийская образовательная акция «Всероссийский экономический диктант», организованная Вольным экономическим обществом России при участии Российского исторического общества, Фонда Юрия Лужкова, администраций субъектов Российской Федерации, ведущих вузов РФ, при поддержке НИФИ Минфина России.
Экономический диктант написали во всех регионах России и в 11 зарубежных странах — в Беларуси, Монголии, Армении, Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Турции, Туркменистане, Азербайджане, Сирии, Китае. В акции также приняли участие жители Приднестровской Молдавской Республики. Россияне проверили свою экономическую грамотность на сайте акции — как индивидуально, так и на ее региональных площадках. Во всех регионах страны и в ряде стран ближнего зарубежья было организовано 1345 площадок. Это абсолютный рекорд за всю историю акции. Во многих регионах был зафиксирован рост числа региональных площадок акции, в том числе в новых субъектах РФ. Так, в Луганской Народной Республике было зарегистрировано в шесть раз больше площадок Экономического диктанта, чем в прошлом году, а в Донецкой Народной Республике — в три раза. Экономическую грамотность также проверили жители Херсонской и Запорожской областей.
Ликвидация экономической безграмотности
Среди основных задач «Всероссийского экономического диктанта» — повышение экономической грамотности участников. «Уровень экономической грамотности населения — важный показатель социально-экономического развития страны, поэтому вопросы формирования экономической культуры граждан находятся в фокусе государственной политики. Императорское Вольное экономическое общество, продолжателем традиций которого является ВЭО России, провело в свое время масштабную кампанию по ликвидации безграмотности, а в дальнейшем много внимания уделяло деятельности в области экономического образования и просвещения. Все эти прогрессивные традиции ВЭО России развивает уже в новых реалиях на качественно новом уровне», — рассказал президент ВЭО России Сергей Бодрунов.
Первый заместитель председателя Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации ФС РФ, вице-президента ВЭО России Сергей Рябухин подчеркнул, что такие акции, как Экономический диктант, мотивируют участников принимать активное участие в экономической жизни страны. «Я считаю, что общероссийская образовательная акция «Всероссийский экономический диктант», организованная Вольным экономическим обществом России, которая стала традиционной, имеет колоссальное значение для повышения экономической грамотности россиян. Отмечу, что вопрос экономической грамотности населения чрезвычайно важный. Об этом неоднократно говорил президент Российской Федерации и на прямых линиях, и в своих посланиях Федеральному Собранию. Почему это важно? От уровня экономической грамотности россиян зависит их активность, а значит, и судьба национальных проектов. Чтобы достичь целевых показателей национальных целей развития России важно, чтобы граждане понимали свою роль в этой работе, осознавали причастность к масштабным изменениям в нашей экономике», — рассказал сенатор в эфире телеканала Совета Федерации «Вместе-РФ».
В качестве примера Сергей Рябухин привел программу «Народный бюджет», которая дает возможность каждому жителю страны участвовать в распределении бюджетных средств. «Каждый рубль бюджетных ассигнований должен работать на результат. По всем направлениям расходов бюджета заложены большие финансовые ресурсы. От того, насколько эффективно они будут использоваться, зависит успех. В Ульяновской области уже на протяжении девяти лет работает программа «Народный бюджет», объединяющая неравнодушных граждан, которые хотят благоустроить свой двор или детскую площадку, сделать пешеходный переход, отремонтировать мост. Они активно участвуют в разработке технического задания и проектной документации, получают финансовую поддержку из регионального или муниципального бюджетов. При этом, такая деятельность требует от населения элементарной экономической грамотности. Такие акции, как Экономический диктант, очень важны как с точки зрения повышение экономической грамотности россиян, так и с точки зрения вовлечения их в инициативное бюджетирование», — отметил сенатор.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по науке и высшему образованию, член Президиума ВЭО России Олег Смолин отметил большое значение акции для расширения экономического кругозора россиян. «Экономический диктант — это стимул для молодых людей начать всерьез читать труды по экономике, в том числе, работы по экономической теории, которая, по моему опыту, проходит мимо ребят, несмотря на то, что школьники с шестого класса изучают обществознание. Поэтому комплексный характер Экономического диктанта очень важен. Эта акция — замечательная инициатива. Хочу поблагодарить за проведение акции организатора — Вольное экономическое общество России», — отметил депутат.
По словам директора Фонда развития наследия Юрия Лужкова Геннадия Теребкова, проведение Экономического диктанта играет роль для экономического воспитания молодого поколения и формирования у студентов и школьников экономической культуры. «Очень важно, что в Экономическом диктанте ежегодно принимают участие десятки тысяч молодых людей. Именно из них вырастут экономисты, предприниматели, финансисты. Причем, чем раньше они поймут, что экономика — это не просто скучный школьный предмет, а увлекательная научная и карьерная перспектива, тем лучше для нас всех», — заявил Геннадий Теребков.
«Барашек в бумажке», ревизские сказки и гостиная сотня: о чем спрашивали участников Экономического диктанта — 2024
Задания акции по традиции призваны познакомить россиян с экономической теорией и историей, сформировать культуру грамотного финансового поведения, развить интерес к актуальной экономической повестке, показать, как применять экономические знания и навыки в повседневной жизни, и разработаны на основе междисциплинарного подхода. «Задания Экономического диктанта отражают всю многогранность экономики. Мы хотим наглядно продемонстрировать нашим участникам, что экономика, как в зеркале, отражается и в шедеврах классической литературы, и в мировой истории, и в житейских ситуациях, с которыми мы все сталкиваемся. Кроме того, одной из высших целей Экономического диктанта является развитие у наших участников патриотического сознания через освещение славных страниц истории России, ее искусства, научных свершений российских ученых», — пояснил руководитель Методической комиссии, руководитель Аналитической группы и рабочей комиссии по проверке результатов Всероссийского экономического диктанта, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» МАИ Роман Голов.
В этом году участники акции узнали, что значит выражение «барашек в бумажке», зачем в России составляли ревизские сказки, к какому типу биржевого трейдера относится герой романа Эмиля Золя «Деньги» Пильеро, какие страны присоединились к БРИКС в этом году, что такое «студенческий капитал» и «гостиная сотня». Студентка Института экономики и управления НИТУ МИСиС Ирина Окунева не первый год принимает участие во Всероссийском экономическом диктанте и признается, что для нее акция стала доброй традицией.
«Такие акции необходимы! Они позволяют освежить свои знания и обратить внимание на те темы, которые вы, возможно, забыли. В современном мире мы часто сосредоточены на изучении нового материала и реже обращаемся к ранее изученному. Экономический диктант помогает систематизировать свои знания. Я готовилась к акции, хотя и не очень интенсивно. На основе опыта предыдущих лет я решила ознакомиться с последними новостями в системе Консультант Плюс, чтобы быть в курсе основных изменений в бухгалтерской сфере. Это минимальная подготовка, но она помогает чувствовать себя увереннее. Для меня самыми сложными оказались вопросы, связанные с историческим контекстом. Я поняла, что стоит больше изучать историю», — рассказала участница акции. Среди самых интересных и полезных для нее заданий Ирина Окунева выделила вопросы, связанные с актуальной экономической повесткой, и упражнения на финансовую арифметику.
«Вопросы, касающиеся внешней и внутренней политико-экономической ситуации, например, арктическая и дальневосточная ипотеки, а также присоединения новых стран-участников в БРИКС, побуждают интересоваться текущими событиями как внутри России, так и на международной арене. После участия мне захотелось глубже изучить вопросы налогообложения. Наиболее интересными для меня стали расчетные и политико-экономические задания. Рассчитывать что-либо в заданиях Экономического диктанта действительно приятно, так как это дает возможность применить свои навыки на практике», — пояснила студентка.
Студент МГИМО Данила Поляков учится на экономиста и признается, что писал Экономический диктант в первую очередь для того, чтобы оценить свои экономические знания и выявить пробелы в них. «Участие в акции — хорошая интеллектуальная разминка. Если честно, я хотел проверить, насколько хорошо смогу ответить на задания Экономического диктанта без специальной подготовки и удовлетворен результатом. После акции мне захотелось изучить биографию выдающихся экономистов прошлых лет. Как оказалось, я много не знал об их жизни и деятельности. При этом самыми интересными для меня стали вопросы, в которых нужно было что-то посчитать. Например, налог от дохода или ежемесячные издержки. Мне нравится делать такие расчеты», — поделился впечатлениями участник акции. Студентка Института экономики и управления НИТУ МИСиС Александра Устинова призналась, что участие в акции мотивировало ее обратиться к биографии авторов известных трудов по экономике и найти на Новодевичьем кладбище могилу академика РАН Леонида Канторовича.
«Многие считают, что экономика скучна, однако задания Экономического диктанта дают понять, что это не так. Надеюсь, что этот акция сможет показать участникам экономику такой, какой ее вижу я. Вопросы были неординарные. Хоть я и являюсь студенткой экономического направления, как оказалось, кое-какие пробелы в знаниях имеются. Это было особенно заметно в вопросах об авторах экономических трудов. Диктант начался с вопроса о соотношении номиналов старинных русских денежных единиц. Это меня и зацепило, так как я с детства любила читать про Древнюю Русь и Российскую империю. Поэтому задания, связанные с экономическим укладом жизни наших предков, вызывали во мне неподдельный интерес. Я также поняла, что достаточно неплохо помню материалы из курса лекций по микроэкономике и теории отраслевых рынков. Мне захотелось сходить как-нибудь прогуляться вокруг Новодевичьих прудов, а заодно найти могилу академика РАН Леонида Канторовича», — рассказала студентка.
«Самыми интересными были вопросы об истории денег в России. Захотелось погрузиться в эту тему. — согласился студент МГИМО Никита Попов. — Вопросы Экономического диктанта были очень интересными и сложными, но благодаря тщательной подготовке мне удалось успешно справиться с ними». Студент НГТУ им. Алексеева Роман Петрухин признался, что благодаря акции, составил для себя план — какие материалы по экономике стоит освежить в памяти. «Зачастую не задумываешься, на какую область науки обратить взор, а в заданиях Экономического диктанта есть готовые направления для того, чтобы держать себя в интеллектуальном тонусе. Удивило разнообразие тем заданий. Это была не только экономика, но и история, и литература, и политика, и вопросы оплаты труда», — рассказал участник акции.
Интерес к акции высок среди всех возрастных групп россиян: в ней приняли участие школьники, студенты, их родители, представители старшего поколения, преподаватели вузов, предприниматели, государственные деятели и ученые, причем не только из России. Так, в УрГЭУ наряду со студентами и школьниками, свои экономические знания проверили проректоры, директора институтов, преподаватели Гандунского технического института и Харбинского института нефти (КНР), которые посетили Россию с рабочим визитом. «Мы впервые в Екатеринбурге, и очень приятно, что нам выпала возможность принять участие в Экономическом диктанте. Я поняла, что в России высоко ценят образование, потому что у каждого есть возможность проверить свои знания. Это мероприятие предоставляет огромные возможности для людей, и это замечательно», — отметил проректор Гандунского технического института Тан Цзяньнин.
В этом году Экономический диктант писали в образовательных и государственных учреждениях, библиотеках, музеях и центрах развития предпринимательства. Число участников акции на отдельных региональных площадках в больших городах достигало нескольких тысяч человек. Например, в Уральском государственном экономическом университете свою экономическую грамотность проверили 10 197 студентов. «Проверяя свои знания, вы не только получаете новые, но и можете оценить свои сильные и слабые стороны, понять, какие знания вам еще необходимы. Это уникальная возможность для самосовершенствования, за которую никто не ставит оценок и не ругает. Проверяйте себя, посмотрите, в чем вы сильны, а в чем нет, какие знания вам еще нужны», — обратился к участникам акции ректор УрГЭУ, вице-президент ВЭО России, президент Уральского отделения ВЭО России Яков Силин.
Итоги Экономического диктанта ежегодно ложатся в основу масштабного исследования — полученные данные позволяют судить об уровне экономической грамотности и экономической активности населения страны и отдельных регионов России. Результаты акции будут представлены 11 ноября, на Всероссийском экономическом собрании, посвященном профессиональному празднику «День экономиста».